Выступление на семинаре "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Морозова Юлия Сергеевна

В сообщении представлена информация о системном подходе к воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников: задачи и способы их решения. А также представлен  перечень дефиниций, необходимый для полного раскрытия темы, которым должен владеть каждый педагог, работающий на коррекционной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре  «Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

                                              Подготовила: воспитатель Морозова Ю.С.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Особую важность представляет развитие речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды, как неотъемлемых условий своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В связи с этим, реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Задача воспитателей и специалистов заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).

Развитие восприятия речи

Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего. Правильное воспроизведение речи обеспечивается прежде всего за счет развития физического слуха, а также слухового внимания.

Физический слух — это способность слышать окружающие звуки.

Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой.

Он включает следующие компоненты:

Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак — лак — мак.

Звуковысотный слух — способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи.

Восприятие темпа речи и громкости голоса — способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

Ритмический слух — способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Развитие речедвигательного аппарата

и формирование произносительной стороны речи

Звукопроизношение — способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями.

Дикция – это четкое, ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.

Орфоэпия – совокупность норм литературного произношения слов. Она включает единообразие правил звукового оформления речи в соответствии с принятым в общественно-речевой практике образцом. Овладеть орфоэпическими нормами можно только при наличии хорошей речевой среды, достаточно развитого речевого слуха.

Темп речи - скорость речевого высказывания, измеряемая количеством слогов, произнесенных в течение одной минуты. Средний или умеренный темп речи — 230-270 слогов в минуту.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи — языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти — в процессе воспроизведения звуков.

Формирование произносительной стороны речи неразрывно связано с развитием речевого дыхания.

Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.

Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков могут являться:

  • снижение физического слуха;
  • неправильное строение артикуляционного аппарата (отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, высокое узкое твердое небо, недостаточная подвижность языка, мягкого неба, губ);
  • недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;
  • неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;
  • слабый, укороченный выдох.

При нарушении   звукопроизношения обычно нарушаются следующие группы звуков:  свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные, звонкие, мягкие.

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только, заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное.

Недочеты в произношении звуков могут выражаться в следующих формах:

  • в искаженном их произнесении;
  • в замене звуков, сложных в артикуляционном отношении ([ш], [ж]), другими, более простыми ([с], [з]);
  • в пропуске звуков.

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми.

Основной целью воспитателя является воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Логопед же осуществляет исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Все программы для ДОУ предполагают перечень задач по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников по всем возрастным группам. Задачами по формированию звуковой культуры речи детей 2 младшей группы являются:

Учить детей внятно произносить в словах гласные ([а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности:  [м]; [н]; [п] - [б]; [ф] - [в].

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей средней группы являются:

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Учить детей внятно произносить в словах гласный [ы] и  согласные звуки в следующей последовательности:  [н]; [т] - [д]; [к] - [г]; [х]. Отрабатывать произношение свистящих звуков [с] - [с']; [з] - [з']; [ц].

Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей старшей группы являются:

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков: йотированные (Я), (Е), (Ё), (Ю); шипящие  [ш] - [ж]; [ч'];  [щ']; сонорные [л] - [л'], [р] - [р'].

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей подготовительной группы являются:

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [с] - [ш]; [з] - [ж];                    звонкие – глухие [с] - [з]; [ш] - [ж]; [т] - [д]; сонорные [л] - [р]; твёрдые - мягкие [т] - [т']. 

 Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Работа над звуками включает три  основных этапа:

  • Подготовительный
  • Этап появления звука
  • Этап усвоения звука в речи

На каждом из этапов проводятся разнообразные формы и виды работ.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

  • Уточнение и формирование точных движений органов артикуляционного аппарата
  • Развитие дыхания и голоса
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие мелкой моторики

ЭТАПЫ ПОЯВЛЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ЗВУКА В РЕЧИ

На этапах появления  или уточнения звука, а также на этапе усвоения звука в речи работа осуществляется по определенному алгоритму.

  1. Уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука с опорой на анализаторы.

При осуществлении всех этапов особую важность имеет включение в работу всех анализаторов:

  • зрительного (ребенок видит положение органов артикуляции, используются артикуляционные профили правильно и неправильно произносимых звуков, муляжи органов артикуляции, показ положений языка с помощью кистей рук),
  • слухового (ребенок слышит звук),
  • двигательного (ощущает движения губ, языка, показ положений языка с помощью кистей рук),
  • тактильного (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок).

Интересным приемом является использование стихотворных текстов.

Например, речевая гимнастика (прочитать пример из книжки)

  1. Отработка звука изолированно (прием звукоподражаний, обозначение символом)

Например, детям можно предложить «спеть песенку» комара З или  змеи Ш и обозначить соответствующей картинкой.

  1. Отработка произношения звука в слогах

При отработке требуется многократное проговаривание речевого материала, чтобы разнообразить эту работу можно использовать следующие игровые приемы:

 «Пирамидка»

Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Кубик с цифрами»

Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

«Лесенка»

Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук и слог.

«Телеграмма»

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.

  1. Отработка произношения звука в словах

Для отработки определенных звуков в словах можно использовать универсальные многофункциональные игровые пособия, которые носят комплексный характер, позволяющий не только осуществлять коррекцию звукопроизношения, но и  развивать плавный длительный или сильный короткий выдох, фонематическое восприятие, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать сенсорику, мелкую моторику, психические процессы и др. Например:

“Построй домик”.

Цель: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится заданный звук.

“Собери цветочек”.

Цель: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Оборудование: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

“Магазин”

В ходе игры дети “покупают” предметы (предметные картинка) на деньги-символы звуков.

  1. Отработка произношения звука на уровне предложения

Отрабатывая  звукопроизношение в предложениях, хорошо использовать эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Детям можно предложить задания: ответить на вопрос,  придумать предложение по картинке или с заданным словом и др.

  1. Отработка произношения звука в свободной речи

При отработке звука  в связной и самостоятельной речи используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин.  Например: (показать книгу Нищевой). Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес можно использовать пересказы и рассказы с использованием фигурок на ковролинографе, в играх с песком,  пересказы-драматизации, стихи-драматизации, диалоги с пальчиковыми куклами, пальчиковый театр.

Одним из интересных и эффективных приемов отработки звукопроизношения на уровне перехода от слогов к словам и предложениям являются чистоговорки. Например: (показать картотеку чистоговорок).

Организация и проведение артикуляционной гимнастики

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их способности перестраиваться и работать координировано. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

При произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

Занятия проводятся по следующей схеме: вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных тонких движений.

Работа организуется следующим образом.

  1. Педагог рассказывает о  предстоящем упражнении,  используя игровые приемы.
  2. Педагог показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение выполняет ребенок, а педагог проверяет правильность выполнения.

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются также последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком. Для этого педагог сам должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. При выполнении статических упражнений рекомендуется удерживать положение под счет от 1 до 7, в зависимости от периода работы, выполняя по 3-5 подходов. При динамических упражнениях движения выполняются от 3 до 7 раз также в зависимости от периода работы, за 3 - 5 подходов.

Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал, используя для его закрепления новые игровые приемы, образы.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить ("Видишь, язык уже научился быть широким"), ("Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху").

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Длительность проведения артикуляционных упражнений, их дозировка зависят от компенсаторных возможностей ребенка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий, времени и терпения. Эффективность коррекционной работы по совершенствованию артикуляционной моторики в значительной мере определяется активностью самого ребенка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью. Автоматизация любого навыка требует систематического повторения. Чтобы не пропал интерес к выполняемой работе, гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой, вызывать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Педагог  также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов. Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Особенности развития речевого дыхания

у детей дошкольного возраста

Опыт показывает, что после артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

  • нормальное функционирование голосового аппарата
  • предохраняет голосовой аппарат от переутомления
  • способствует сохранению плавности речи
  • способствует правильному использованию интонационных средств выразительности
  • способствует правильному соблюдение пауз.

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний. 

Неправильное речевое дыхание нередко является:

  • причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)
  • позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка)
  • ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
  • в некоторых случаях ускорения темпа речи
  • неправильного использования интонационных средств выразительности
  • нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями. 

Требования к выполнению речевых упражнений:  

  • перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
  • одежда не должна стеснять движений
  • не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приема пищи
  • упражнения выполняются сидя, стоя или лежа
  • необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхание". "Перебор дыхания" влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть, слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)
  • речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы), т.к. они быстро утомляют ребенка, даже могут   вызвать головокружение
  • обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями
  • лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы.

Речевые упражнения следует проводить:  

  • во время физкультурно-оздоровительной гимнастики
  • во время занятий, включая их в организующий момент или в физминутку
  • после дневного сна
  • в свободной деятельности детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада)  проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. 

Параметрами правильного ротового выдоха являются:    

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:

  1.       Упражнения на развитие физиологического дыхания
  2. Дыхательные упражнения без участия речи
  3. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале гласных звуков
  4. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале согласных звуков
  5. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале слогов
  6. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале слов
  7. Дыхательно-голосовые упражнения  на материале предложений, фраз

Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы.

Цель предлагаемых упражнений: развитие сильного плавного ротового выдоха;  активизация губных мышц

Упражнение № 1. Песня ветра

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

Упражнение может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Данное упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

Упражнение № 2. Веселая метелица

Оборудование: пластиковые бутылки ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.

Ход игры: Ребенок выполняет упражнение, стоя или сидя. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предлагает ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь. Обратите внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее - снежинки стали перемещаться быстрее: метель  разыгралась.

Данное упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно проводить игру «Звуки вокруг нас».

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в такую игру:
- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

При этом обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

семинар  «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему:  «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...

Доклад "Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников."

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников....

Выступление на методическом объединении в ДОУ по теме "Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"

Театрализованная деятельность с точки зрения педагогическойэффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленным...

Выступление на педсовете"Актуальность воспитания звуковой культуры речи у дошкольников" для воспитателей

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических...

Cодержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

В данном материале предлагаются виды работы воспитателя по развитию разных сторон речи : звукопроизношение, дикция, орфоэпическая сторона речи, темп, выразительность речи, качество голоса, формировани...

Задача и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольниковЗвуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления с...