Выступление на методическом объединении в ДОУ по теме "Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Конева Алла Александровна

Театрализованная деятельность с точки зрения педагогическойэффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленными на воспитание звуковой культуры речи ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_teatralizovannoy_deyatelnosti.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Брусничка»

г. Тарко-Сале Пуровского района

Выступление на методическом объединении

по теме:

«Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»

                                        Выполнила: Конева Алла Александровна

г. Тарко-Сале

2019г.

Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Театрализованная деятельность – является дополнительной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий. Данная форма работы подразумевает творческую деятельность ребёнка, связанную с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики, отмечает М.И. Родина. Театрализованная  деятельность интересна, доступна и понятна для ребенка.

По мнению И.А. Агаповой, театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном

Театрализованная деятельность с точки зрения педагогической

эффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленными на воспитание звуковой культуры речи ребенка.

По мнению Муравьевой Л.Л., театрализованная деятельность способствует.

1. Развитию речи детей.

2. Развитию нравственно-коммуникативных качеств личности.

3. Развитию двигательных качеств и умений.

4. Развитию творческого воображения и фантазии.

5. Развитию познавательных способностей.

Театрализованная деятельность, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик.

Л.Л. Муравьева, М.И. Родина, Н.Д. Сорокина выделяет следующие виды театрализации, которые способствуют воспитанию звуковой культуры речи, развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству

1. Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

– Речевые упражнения, которые, по мнению В. Гербовой, способствуют развитию чистоты произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса Этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение черт характера и на выразительность жестов, которые способствуют развитию нравственно-коммуникативные качества личности; пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё, учат понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и развивают правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста, отмечает Л.В. Артемова

– Игры на развитие внимания и памяти, по мнению А.К. Бондаренко, развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

– Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность, отмечает Н.Д. Сорокина. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

2. Театрализованные рассказы и сказки. Приёмы и методы театрализованного рассказа и сказки используются как на занятии, так и вне его. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения.

3. Занятие-игра может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации. На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка.

4. Игры в кукольный театр, которые, как утверждает Н.Д. Сорокина, способствуют формированию у детей определенных умений и навыков, стимулируют детское творчество (речевое, песенное, танцевальное, игровое), побуждают к импровизации на детских музыкальных инструментах

Игры в кукольный театр могут осуществляться несколькими видами кукол: верховые (перчаточные и тростевые) и напольные (марионетки, большие куклы).

5. Игры-драматизации – это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности, создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. По мнению С.П.  Откидач, план игры, последовательности.

6. Викторины – развлечения, которые способствуют расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал, отмечает М.И. Родина. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

7. Спектакль-игра. Как отмечает О.В. Слатвицкая, эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Важнейшими условиями в осуществлении театрализованной деятельности, по мнению Муравьевой Л.Л. являются

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

На основе работ И.А. Агаповой и М.И. Родиной можно выделить несколько этапов по приобщению дошкольников к театрализованной деятельности

1. Первый этап – выбор произведения художественной литературы, его чтение и беседа по его содержанию.

2. Второй этап – деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.

3. Третий этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Четвертый этап – знакомство с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение.

5. Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли.

6. Шестой этап – работа над ролью, над выразительностью и чёткостью речи, речевыми характеристиками героев произведения.

7. Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах, отработка поз, жестов, интонаций, формирование умения размещаться на сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга.

8. Восьмой этап – репетиции всей пьесы целиком, с декорациями, бутафорией, реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа.

9. Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа.

10. Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Н.Д. Сорокина сформулировала психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность к созданию образов. Регламентация занятий, по мнению С.П. Откидач, должна составлять 25-30 минут в старшей группе, занятия должны проводиться 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Индивидуальная работа и общие репетиции должны проводиться 1 раз в неделю не более 40 минут.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности.

Организация и содержание работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками характеризуется тем, что дети продолжают усовершенствовать свои умения по исполнительству. Воспитатель учит детей самостоятельно искать и находить способы образной выразительности, а также стремиться развивать чувство партнерства, умение работать в коллективе.

Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром

является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов, отмечает М.И. Родина.

Таким образом, театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованная деятельность решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. В театрализованной деятельности можно использовать следующие виды игр: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-спектакли; театрализованное действие, занятие-игра, театрализованный рассказ, викторина-развлечение.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что звуковая культура речи достаточно широкое понятие, которое включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи направлена на воспитание речевого слуха детей, его основных компонентов; формирование произносительной стороны речи; развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитание интонационной выразительности речи. В данной работе используются разнообразные формы, методы, приемы и средства с педагогами: дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом, сюжетные игры, упражнения с включением речевого материала, дидактические рассказы с включением учебных задании детям, метод упражнений, занятия по пересказу, заучиванию стихотворений, использование театрализованной деятельности и т.п. Предложена педагогам  русская народная сказка «Кот и лиса»

Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром

является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов, отмечает М.И. Родина

Таким образом, театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованная деятельность решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. В театрализованной деятельности можно использовать следующие виды игр: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-спектакли; театрализованное действие, занятие-игра, театрализованный рассказ, викторина-развлечение.

Список использованной литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2009. – 258 с.

2. Агапова, И.А. Театральные занятия и игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных учр-й. / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Аркти, 2012. – 143 с.

3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада. / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.

4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Л.Р. Болотина. – М.: Академия, 2009. – 232с.

5. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения [Текст]: книга для воспитателей детского сада. / С.Е. Большакова. – М.: АПО, 2009. – 417с.

6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. [Электронный ресурс]: пособие для воспитателей детского сада / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 255с. – Режим доступа. – http://pedlib.ru/Books/5/ 0174/5_0174-162.shtml

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Л.С. Выготский. – М.: АСТ ПРЕСС, 2009. – 672 с.

8. Гербова, В. Занятия по развитию речи в средней группе [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / В. Гербова. // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 3. – С. 78-80.

9. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е. Горшкова. // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 12. – С. 91-93.

10. Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8. – С. 35-37.

11. Даскалова, Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного

возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду [Текст]: Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста / Ф.Г. Даскалова. – М.: Просвещение, 2009. – 145 с.

12. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: книга для воспитателей детского сада / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Современность, 2009. – 363 с.

13. Зимняя, И.А. Психология обучения народному языку [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / И.А. Зимняя. — М.: Русский язык, 1999. – 334 с.

14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2008. – 416 с.

15. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы [Текст]: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – Ростов – н/Д: Учитель, 2008. – 132 с.

16. Короткова, Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст]: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Э.Л. Короткова и др. Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – 345 с.

17. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2006. – 312 с.

18. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / А.Р. Лурия – М.: Издательство московского университета, 1998. – 379 с.

19. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина и др. Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2011. – 321 с.

20. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Электронный ресурс]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с. – Режим доступа. – http://pedlib.ru/Books/2/0167/2-0167-1.shtml

21. Мингулина, М.П. Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / М.П. Мингулина. // «Открытый урок. 1 сентября». – Режим доступа. http://открытыйурок.рф/статьи/661155/

22. Муравьева, Л.Л. Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Методические рекомендации и игры / Л.Л. Муравьева. // Дошколенок.ру. – Режим доступа. https://dohcolonoc.ru/utrennici/1052-igry-s-elementami-teatralizatsii-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

23. Основы теории речевой деятельности [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1994. – 148 с.

24. Откидач, С.П. Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.П. Откидач // Логопедический портал. – Режим доступа. – http://logoportal.ru/

25. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 292 с.

26. Придумай слово [Текст]: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / под ред. А.К. Бондаренко. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2011. – 223 с.

27. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. // под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2014, —357 с.

28. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст]: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ./ Автор-составитель О.С. Ушакова. – М.: АПО, 2014. – 163 с.

29. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду [Текст]: Сб. науч. трудов. Редкол. Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1997. – 120 с.

30. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. – Режим доступа. – http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-44.shtml

31. Родина, М.И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности [Текст]: книга для воспитателя детского сада / М.И. Родина, А.И. Буренина. – С-П.: Муз. Палитра, 2008. – 241 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах

Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 ле...

Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи

Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхан...

Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников 3-7 лет

В презентации представлены:1. итоги  обследования состояния [С], [З] и [ Ш], [Ж] у детей младшего, среднего  и старшего возрастов 2-х садов (в виде графика);2. рекомендации по планированию о...

Выступление на семинаре "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"

В сообщении представлена информация о системном подходе к воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников: задачи и способы их решения. А также представлен  перечень дефиниций, необходимый для п...

Выступление на педсовете"Актуальность воспитания звуковой культуры речи у дошкольников" для воспитателей

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических...