Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Щ»
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

 Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

      Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

       Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_i_rasskazy_s_bukvoy_shch.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ  С  БУКВОЙ  «Щ»

Щеглы.

У Миши в клетке (щеглы).

Рано утром (щеглы) начинают щебетать.

Каждый день Миша давал (щеглам) зерен и поил их водой.

А весной он выпустил (щеглов) на волю.

 

Щенок.

 Алёше купили маленького (щенка).

 Беспомощный (щенок) сам не может вылезти из своего ящика и всё  время    пищит.

 Когда (щенок) подрос, Алёша стал учить его приносить разные вещи.

 Учил, учил (щенка).

 А когда научил, (щенок) утащил его тапок к себе в  ящик.

 

Щавель.

 Недалеко от рощи было много (щавеля).

 Когда Саша и Маша увидели (щавель), они очень обрадовались.

 «Давай поищем (щавель), — предложила Маша.

 «Зачем его искать? Просто нарвём (щавель) для щей»,— ответил Саша.

 На другой день мама сварила из (щавеля)  вкусные щи.

   

Рассказы с вопросами.

   

1. Щенок тащил на кухню какую-то щепку.     Кто...? Что делает...? Что...?

    В  углу стоит большая щётка.         Что  стоит...?  Где...?

    Толкнул щётку щенок — она упала.       Кто...? Что толкнул...?

    Прищемило щёткой лапку щенку.       Что  случилось...?

    Щенок  заскулил,   бросил щепку — и бегом из кухни.    Кто...? Что сделал...?

 

2. Мама готовит на обед щи, жареную щуку.       Что готовит...?

    Папа ещё обещает купить мороженое.         Что обещает...?

   «Это будет не обед, а настоящее угощение!» — радуется Миша.

                               Что сказал...?

 

3. Взрослые и дети расчищают двор от мусора.       Что делают...?

    Они собирают щепки, дощечки, бумагу, сломанные ящики.

                          Что они собирают...?

    Скоро на дворе будет детская площадка.    Что будет...? Где…? Когда...?

 

4. «Ну-ка, девочки, берите щётки и метите пол, да почище. А мы пойдём щук на речке ловить», — сказали мальчики.

           Что сказали...?

«Нет уж, мальчики, лучше вы берите щётки, а мы пойдём за щуками на речку», —ответили девочки.

          Что ответили...?

«А ещё лучше,— сказала мама,— если вы сначала вместе со щётками поработаете, а потом за щуками пойдёте».

         Что посоветовала ...?

  

 

Воробей.

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она  уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я  восхищался  героизмом  маленькой  птички.

                                                                                                       (По И. С. Тургеневу)

 

Щи не для щенка.

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал».  Подтащил  он  щенка  и  ткнул  носом  в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявнул он и — наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.

 

Посчитай сам.

Как интересно самому посчитать на счётах! Но пятилетний Миша считать не умеет и только старшему брату мешает.

—  Вова, а где щуки живут?

—  Вова, а откуда у тебя счёты?

—  Вова, а до скольких ты умеешь считать?

—  Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счёта собьюсь!

—  А я тоже хочу на счётах считать! — захныкал Миша.

—  Почему обязательно на счётах? Можно и без них. Вот тебе ящик, сбитый из дощечек. Посчитай-ка, сколько в нём дощечек.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "В гостях у Букварика"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...

Игра "Интернет - букварик"

Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....