Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи
консультация

Космачёва Марина Борисовна

Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_pomoshch_na_zanyatiyah_po_razvitiyu_rechi.docx213.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи»

        Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.

        У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Обратите внимание, что и речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то сакральным, личным, глубоким.

        Музыка и музыкально – художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.

                Песни - хорошие языковые модели, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника.

        Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

        Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.        

        Слушание и обсуждение музыкальных произведений можно использовать для развития связной речи и словарного запаса дошкольников. Например, ребенок 5-го года жизни, характеризуя произведение «Весело – грустно» Л. Бетховена, употребляет до одиннадцати прилагательных. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и: печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное,  хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное. По мотивам программного произведения «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования (от экспозиции до развязки). Например, после того, как музыка закончилась, дети рассказывают историю шмеля: «Шмель красивый, большой, у него пушистая мохнатая спинка, полосочки желтые и коричневые. Он торопится ... он собирает себе в дорогу цветочный нектар ... Шмель как будто чего-то боится ... его хочет съесть птица ... Но у него есть друзья, к которым он летал в гости. Шмель был у филина, белочки и зайчика ... Во время опасности он вернулся к друзьям. Белочка спрятала его в дупле, а птица улетела. Шмель поблагодарил своего друга и заторопился домой с нектаром. Дома его ждут жена и дети, маленькие шмели. А своих друзей он пригласил в гости на нектар».

        Слушание музыки и музыкально-исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром.

        Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления ребенка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы.

        Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы.

        Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.

1. Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями:

• Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;

• Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;

• Инструментальные произведения;

• Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;

• Наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;

• Наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;

• Наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);

• Длительность звучания музыкального произведения: от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми);

• Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);

• Качественность аудиозаписи музыкального произведения.

2. Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.

З. В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:

• Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу!

• Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.

• Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.

• Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем).

        Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года.

        Помимо занятий колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.        

        


ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Список музыкальных произведений для обсуждения с детьми:

Э. Григ. «Утро», «В пещере горного короля».

А.Л. Вивальди «Декабрь», «Март» из цикла «времена года».

П.И Чайковский «Чай» (китайский танец), «Кофе» (испанский танец»), «Танец феи Драже», «Марш оловянных солдатиков», «Вальс цветов»  из балета «Щелкунчик».

И.С. Бах «Оркестровая сюита 1065 («Шутка»)».

В.А. Моцарт «Волшебная флейта»

Н.А. Римский-Корсаков «Царевич и царевна» (из «Шахерезады»), «Полет шмеля» (из сказки о Царе Салтане»).

Вопросы для обсуждения музыкальных произведений с детьми:

1. Расскажите о том настроении, которое вызвала у вас музыка.

2. Расскажите о том, какое настроение передавала музыка. Было ли оно одинаковым на протяжении всей пьесы и, если менялось, то как? Какая по характеру музыка была вначале, в середине, в конце.

3. Какую историю рассказала вам музыка?

4. Если бы вы могли нарисовать музыку, какие цвета вы бы подобрали?

5. Придумайте название музыке. Почему вы так назвали эту музыку?

6. Что вам захотелось сделать под эту музыку?

7. Понравилась ли вам музыка? Если да, тот почему?

8. Как вы думаете, какую историю хотел рассказать с помощью музыки композитор?


Словарь эмоциональных состояний для обсуждений музыкальных произведений

D:\работа\Бартковская\словарь эмоцонлаьных состояний.jpg

        


Пение

Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образоом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!

Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.

Еще одно экслюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.

Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей.

-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

- Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

- Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, собитий, явлений.

- Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

- Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал:«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи"

Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе...

Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи

quot;Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи" - консультация для воспитателей ДОУ...

Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи

У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук ...

доклад для воспитателей "Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи"

Музыка - самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Х...

Консультация для воспитателей «Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи»

У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук ...

Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи

Музыка и музыкально – художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит...