Консультация "Роль игры в развитии детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Тарасова Елена Николаевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry.docx160.31 КБ

Предварительный просмотр:

                          Консультация

                      «Роль игры в воспитании детей  

                                    раннего возраста»

C:\Users\лена\Downloads\1673558080_gas-kvas-com-p-rebenok-v-detskom-sadu-risunok-42.jpg

                                          Воспитатель: Тарасова Е.Н.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра – самое главное и ответственное дело. Именно в игре, ребёнок познаёт мир, учится обращаться с разнообразными предметами, строить отношения с другими людьми, дружить и ссориться. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей. Взрослый необходим ребёнку как помощник, организатор и участник совместной игры, образец для подражания. В этой ситуации ребёнок как бы говорит: «Мы вместе, я без тебя мало, что могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!». Ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей — научить его разнообразным действиям.  

Особенности игры у малышей связаны со спецификой их ведущей деятельности:

на первом году жизни — непосредственное эмоциональное общение со взрослым;

в раннем возрасте (2 - 3-й год)- предметная деятельность.

Малышам свойственна отобразительная и сюжетноотобразительная игра (в конце раннего возраста), предметно-игровая деятельность, которая в последствии станет сюжетно-ролевой игрой. 

В раннем возрасте игровое действие связанно с предметом, в функции которого выступает сюжетная игрушка. Ребенок выполняет первые игровые действия с единичными игрушками - зайкой, куклой, создающими возможность отразить в игре действия типа «качать», «катать». Усложнение игровых действий связано с введением в игровую ситуацию полифункциональных игровых предметов как бруски, палочки, которые выступают в роли ложки, машинки и т.д.  

В конце раннего возраста с появлением в игре предметов - заместителей в сознании ребенка возникают образы воображаемых предметов (суп, которым малыш кормит кукол). Игра входит в жизнь малышей в самом конце раннего детства, когда их потребность в самостоятельности, стремление быть «как взрослые» велико, а возможности еще ограничены и игра выступает как средство разрешения этих противоречий. 

На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Увеличивается ее продолжительность, обогащается эмоциональная окраска, игра становится все более самостоятельной. Теперь участие взрослого в игре не так важно: игрушки сами начинают побуждать ребенка к игре. Разрозненные игровые действия сменяются последовательной и самостоятельной «проработкой» выбранного сюжета, включающего множество разнообразных действий. Продолжительность игры увеличивается, и малыш может, не отвлекаясь, играть уже до 30 - 40 мин.

По сравнению с предыдущим периодом резко увеличивается количество замещающих действий. Если на втором году жизни малыш подражал взрослому, используя предметы – заместители, то теперь ребенок способен придумывать собственные замещения, при этом проявляя большую изобретательность и настоящее творчество. Например, одна и та же палочка может стать ложкой, пистолетом, ключом, молотком; шарик – конфетой, картошкой, яблоком, и т. п. Использование замещений одних предметовдругими позволяет значительно расширить рамки одного или нескольких хорошо знакомых ребенку сюжетов. Более того, ребенок в этом возрасте способен придумать свой собственный сюжет, построив его только на одних замещениях, преодолев тем самым ход игры, навязываемый сюжетными игрушками. На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя той или иной роли в игре. Подражая действиям взрослого, ребенок сначала не осознает, что он играет какую – то роль. Малыш не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует, как мама, водитель или врач.

 Когда дети приобретают умение играть в воображаемом плане, возрастает взаимопонимание их с воспитателем, но, самое главное, между сверстниками, что создает устойчивый эмоционально – положительный климат в коллективе. Такая ситуация способствует возникновению между детьми избирательных привязанностей. Первые совместные игры воспитывают в детях чувство коллективизма, дружбу, формируют у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, формируются и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. 

Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

Сюжетно – отобразительная или процессуальная игра является важным этапом развития ребенка к переходу на следующую ступень, где ведущей деятельностью становится сюжетно – ролевая игра.

В заключение необходимо отметить, что социализация детей раннего возраста в игре происходит через педагогический процесс, в котором целенапраленно, организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых и реальных ситуациях осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками.

Использованные источники: 1. Авдулова Т. П. Кротова Т. ФГОС дошкольного образования: обучение и /или развитие? // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 8-13. 2. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1–3 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с. Интернетресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».

Целью опыта  работы является оптимизация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста при проведении различных мероприятий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что испол...

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста.

План работы1)вступление2) Основная часть«Сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»3) Заключение «сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»...

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста

Статья о том, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие детей раннего возраста....

Консультация для родителей на тему "Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста"

Воспитатель подсказывает образы поведения,требуемого ролью; объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия, а потом в ходе игры и рол...

Консультация на тему: «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста»

Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, норм...

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....