Для Вас родители - это интересно!
консультация

Занина Евгения Александровна

Консультации для родителей

►«Знакомство дошкольников с Уральским краем»

►«Игры и упражнения для развития связной речи.»

►«Развитие речи детей посредством приобщения к художественной литературе»

►«Развитие речи дошкольников через игру и художественную литературу.»

►«Учим стихи руками»

►«Расскажи стихи руками»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития связной речи.

                   «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

«Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
     Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).
     У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это... одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).

    «Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия. Например, мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п. Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).
Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, — «учит», «книга», «ручка», «учитель»; «рассказ», «интересный», «рассказывать») или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).
Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют)».
У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (играют клубочком), собака и щенок грызут кость (лают), корова и теленок щиплют траву  (мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (скачут), утка и утенок плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.
— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»).
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи.
В пересказывании  литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.
С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

            Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
— Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
— Где ты встречал выражение «злая зима»? (в сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).



Предварительный просмотр:

              «Развитие речи детей посредством приобщения к художественной литературе».»

  Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду это речевое развитие, речевое общение. Эта задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

И этому в полной мере служит использование педагогами художественного слова, т. е. художественной литературы. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в словах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед нами меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями, сравнениями.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать её 2 -3 раза, а можно повторить только самые яркие моменты. После рассказывания лучше предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами сказки (передавая силу голоса и тембр, сказка «Маша и медведь»). Повторяя эти строки, дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова её героев.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.

Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например, «Был бык тупо губ, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху».

Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Такие как А. Барто «Игрушки» с несложным содержанием, близким к опыту ребёнка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов, потешек необходимо научить ребёнка произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, можно напомнить аналогичные факты из их собственной жизни.

Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают своё отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства. Тематика литературных произведений более разнообразна. Однако в средней группе можно заострять внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова, некоторые эпитеты и сравнения) Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слуха. При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчёркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.

Обращая внимание на чёткость и отчётливость произнесения звуков и слов, мы развиваем звуковую культуру речи, стремимся, чтобы эти навыки были перенесены в обычную разговорную речь.

В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как и в младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные в образовательной деятельности. В этом возрасте продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит. Дети научаются для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие, то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют собственно художественное отношение к литературе. Характерным становится избирательность к произведениям определённого вида. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

И поэтому надо воспитывать способность наслаждаться художественным образом, словом, закладывая тем самым основу для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности.

Все эти задачи мы решаем через следующие методы литературного развития: инсценирование, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, двигательные импровизации. Нужно отметить, что, развивая речь детей, посредством приобщения их к художественной литературе мы формируем внимание, мышление, память, усидчивость. Это способствует подготовке ребёнка к обучению в школе. А чтение литературных произведений доводит до сознания детей обширное богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.



Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников через игру и художественную             литературу.

      Художественно – познавательная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен – популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания, формируют представления целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

     По мнению К.Д. Ушинского «картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком, окружающий мир и вырабатывается отношение к нему».

Узнаёт все это ребенок тогда, когда начинает говорить. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих в связях и отношениях. Без участия речи ребенок не может осознать мир. Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в словесной форме. Ребенок не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы, явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления становятся сознательными.

В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - отобразительные, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность. Тем самым создаются естественные условия для спонтанного возникновения языковых игр, заимствований из произведений фольклора и художественной литературы.

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Детский сад имеет целью всестороннее развитие детей - физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, которое осуществляется в процессе обучения речи.

Работа по развитию речи детей происходит в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, общении их друг с другом, на специальных занятиях по развитию речи.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

в быту;

во время прогулок;

в процессе игр;

при ознакомлении с общественной жизнью и природой во все времена года;

в процессе труда;

во время праздников и развлечений;

во время неречевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является художественная литература.

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Необходима система обогащения и развития речи детей. Нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.

Первоначально воспитатель должен начать с изучения роли художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Особенно следует подчеркнуть ее значение для формирования нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения, воспитания эстетического восприятия и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности.

Чтобы полнее реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности и возможности восприятия этого вида искусства дошкольниками.

Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить литературу, обратив внимание на такие вопросы:

– подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;

– подача произведения детям;

– повторность чтения;

– сочетание нескольких произведений на одном занятии;

– структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

– беседы в связи с чтением;

– время и место чтения;

– техника художественного чтения и рассказывания.



Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей на тему: «Учим стихи руками»

Вас, естественно, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?

-запускать пальцами мелкие волчки;

-разминать пальцами пластилин, глину;

-катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

-сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а

вечером заснул-закрылся и спрятался);

-делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

-двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;

показать отдельно один палец -указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;

показать отдельно только палец - большой;

барабанить всеми пальцами рук по столу;

махать в воздухе только пальцами;

-кистями рук делать «фонарики»;

-хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;

-собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались все вместе - разбежались);

-наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на собственный палец (получается колечко или спираль);

-завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке;

-застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;

-закручивать шурупы, гайки;

-игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

-складывание матрешек;

-игры с вкладышами;

-рисование в воздухе;

-игры с песком, водой;

-мять руками поролоновые шарики, губку;

-резать ножницами.

И если вы будете уделять должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то решите сразу две задачи:

-во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка,

-во-вторых, подготовите к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Помните, что работа по развитию движения рук должна проводить регулярно, только тогда будет достигнуто наибольший эффект от упражнений.

В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей конкретной группы с учетом уровня и динамики их развития.

Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми.

Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.

Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи, специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Для младшей группы целесообразно использовать короткие стихи. Стихи о природе будут полезны для закрепления знания о ней. Их можно использовать в процессе естественно - научных наблюдений. В таких стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Некоторые стихи можно использовать в качестве занятий. Мы предлагаем вам материал по различным лексическим темам, которые предусмотренные в детском саду. Данные игровые упражнения проводятся с предметами, рекомендую проводить их, начиная с младшего возраста.

«Домашние птицы»

Утка плещется в пруду (машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет (машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет. (машем руками – «крыльями»)

Во дворе – ее соседка – (руки полукругом перед собой)

Это курочка-наседка

Под крылом ее цыплята, (пальцы собраны в щепоть, поочередно

Очень дружные ребята. («клюют корм»)

***

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),

Свежей травки пощипать

А за ней ребятки — (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки, бегут всеми пальцами обеих рук)

Желтые цыплятки

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки)

Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола)

Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.).

«Дикие животные»

Раз, два, три, четыре, пять. («шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

Дети в лес пошли гулять.

Там живет лиса. (рукой показать хвост за спиной)

Там живет олень. (пальцы рук разведены в стороны)

Там живет барсук. (кулачки прижать к подбородку)

Там живет медведь. (руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя, шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки)

***

Это зайчонок, это бельчонок, (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.



Предварительный просмотр:

«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей конкретной группы с учетом уровня и динамики их развития.

  Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.

   Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи, специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Для средней группы целесообразно использовать короткие стихи. Стихи о природе будут полезны для закрепления знания о ней. Их можно использовать в процессе естественно - научных наблюдений. В таких стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Некоторые стихи можно использовать в качестве занятий. Я предлагаю вам материал по различным лексическим темам, предусмотренных программами в детском саду. Данные игровые упражнения проводятся с предметами, рекомендую проводить их, начиная со среднего возраста.

Солнышко 

(Ребенок и вы приседаете на корточки) 

Утром солнышко встает:

Выше-выше-выше. (медленно поднимаетесь с корточек, вытянув руки высоко вверх). 

Вечером, как устает, -

Ниже-ниже-ниже. (снова садитесь на корточки, опуская руки) 

Птички – лисички. 

На дереве – птички, (поднимаете руку вверх). 

Под деревом – лисички. (приседаете на корточки). 

На дереве - листочки, (поднимаете руку вверх). 

Под деревом – грибочки. (приседаете на корточки) 

Вверх - вниз

Вверх - до неба, (руки вверх, потянуться, встать на носочки) 

Вниз - до травки. (приседаем) 

Вверх - до неба,

Вниз - до травки.

А теперь покружились (кружимся) 

И вниз повалились. («валимся» на пол) 

Водитель 

(Рассказывайте ребенку стихотворение, дополняя его соответствующими действиями, ребенок пусть повторяет за вами). 

Постучал в кабину еж: (постучите кулаком по столу) 

«Эй, водитель, как живешь?

Хочешь яблок и конфет?

Хочешь бублик на обед?

Что ж ты фыркаешь, сопишь, (пофыркайте, посопите) 

На меня ты не глядишь?» (колечки из указательных и больших пальцев подносим к глазам).

И сказал водитель строго: (сделайте серьёзное лицо) 

«Я смотрю лишь на дорогу.

Видишь, я веду трамвай. (поднимите палец вверх) 

Ты меня не отвлекай!» (погрозите пальцем) 

Гимнастика для ручек и ножек 

Хлоп! Раз, еще раз,

Мы похлопаем сейчас. (хлопаем) 

А потом скорей-скорей.

Хлопай-хлопай веселей! (хлопаем чуть быстрее) 

Пальчик о пальчик - тук да тук, (стучим указательными пальцами обеих рук друг о друга). 

Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопаем) 

Пальчик о пальчик - тук да тук,

Топай, топай, топай! (топаем) 

Две птички 

Жили 2 птички - (показываем две руки) 

сестрички-синички.

 Сидели тесно,

Им было тепло. (сжать ручки в кулачки, выставив 2 больших пальца) 

Вот, одна из них взлетела,

Полетела и запела. (поднять правую руку вверх и пошевелить пальцами) 

Вот, вторая полетела,

Тоже песенку запела. (поднять левую руку вверх и пошевелить пальцами) Солнышко их обогрело.

Вот, как стало весело! (поводить руками из стороны в сторону) 

Воробей

Андрей-воробей,

на болоте сидел (раскачиваемся из стороны в сторону)

 И лягушек много съел:

«Ам-ам-ам-ам». (наклоняемся, широко открываем рот и произносим «ам»).   

И живот не заболел! (гладим ладошкой свой животик) 

Зайка

Заинька-зайка, (прыгаем, поджав руки, имитируя зайку) 

Маленький зайка, (присесть на корточки) 

Длинные ушки, (приставить к голове — ладошки-ушки) 

Быстрые ножки! (побегать) 

Заинька-зайка, (прыгать, поджав руки, имитируя зайку) 

Маленький зайка, (присесть на корточки) 

Деток боишься,

Зайка-трусишка. (обхватить себя руками, изображая страх, и «дрожать»)

Мишка

Мишка, мишка косолапый,

Мишка по лесу идет. (идем вперевалку) 

Мишка хочет сладких ягод, (гладим себя по животу, облизываемся) 

Да никак их не найдет. (оглядываемся по сторонам, пожимаем плечами) 

Вдруг увидел много ягод

И тихонько зарычал. (делаем вид, будто едим ягоды) 

Подошли к мишутке детки, (ходьба на месте) 

Мишка ягодки им дал. (протягиваем вперед руки вверх ладошками) 

Зарядка 

(Рассказывая стихотворение, изображаем зверушек). 

Скачет лягушонок: «Ква-ква-ква!»

 Плавает утенок: «Кря-кря-кря!»

Все вокруг стараются, спортом занимаются!

 Быстрая синица: "Тюр-лю-лю", -

 В воздухе резвится: «Тюр-лю-лю!»

Все вокруг стараются, спортом занимаются!

Прыгает козленок: «Ме-ме-ме!»

А за ним ягненок: «Бе-бе-бе!»

Все вокруг стараются, спортом занимаются!

 Вот мы на зарядке, раз-два-три,

Утром на площадке, раз-два-три!

Видите, стараемся, спортом занимаемся!

Песенка зайки. 

По тропинке зайчик скачет,

Отчего-то горько плачет. (попрыгать) 

Что у зайки за беда,

Кто обидел и когда? (покачать головой) 

«Рыжехвостая лисица» 

Утащила рукавицы. (развести руки в стороны) 

Лапки мёрзнут у зайчишки,

Помогите мне, детишки! (потереть рука об руку, как бы греясь) 

Мы возьмем клубок и спицы,

Зайке свяжем рукавицы. (двигаем кулаками вверх-вниз, имитируя вязание) 

Как теплее лапкам станет,

Зайка плакать перестанет! (прыгаем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая гостиная для родителей "Это интересно знать"

Это мероприятие поможет обогатить знания родителей в направлении экологического воспитания дошкольников...

Работа с родителями:" Что интересного нас ждёт в этом месяце ..."

В этом месяце, используя игры-задания, мы выясним, насколько наши дети готовы к прохождению программы 2 младшей группы и на что нам, воспитателям и специалистам, надо будет обратить большее внимание. ...

Неплохая идейка для родителей. Попробуйте, интересно!

Учимся сочинять сказки и прецировать будущее своего ребенка....

Консультация для родителей "Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?"

В консультации представлен материал для родителей по организации безопасного зимнего отдыха детей....

Консультация для родителей «Игры интересные и полезные»

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан – Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях ...