Родительские собрания
консультация

Семенова Светлана Мухарамовна

Родительские собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie.docx26.32 КБ
Файл rod.sobranie.docx19.15 КБ
Файл rod.sobranie_1.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№1 «СКАЗКА» (МАДОУ №1 «Сказка»)

Конспект

родительского собрания

 «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей»

Цель:

  1. дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;
  2. заинтересовать проблемой;
  3. приобщить к пальчиковым  играм  ребенка в условиях семьи;
  4. выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Оборудование: папка – передвижка и консультации для родителей по теме; буклеты «Как правильно проводить пальчиковые игры», «Как сделать куклу на палец»; пальчиковый театр, карандаши 10 шт., массажные мячи, Су-Джок, клубки с нитками, бассейн с песком, проволока с бусинками, пирамидки, матрешки, игрушки – вкладыши, подушка «Бобик», грецкие орехи.

Ход собрания:

I. Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:

  • Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
  • Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
  • Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Выполняя пальчиками определённые упражнения (игры), ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
   Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п. 
Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление. 

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях: 
1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). 

 «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» - средний палец выставлен вперед(хобот), а  указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Цветочки»

По весне из почек

Выросли цветочки. Разгибаем по очереди пальчики

У цветочков – лепестки

А на них сидят жуки:

Раз-два-три-четыре-пять! Пальцами другой руки дотрагиваемся до кончиков пальцев первой руки

Лепестки скорей погладь!

Указательным пальцем другой руки «пересчитайте» лепестки. Рукой малыша погладьте свою ладонь.

    Пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий родителями) 
- катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; 
- катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; 
- катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); 
- поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. 
2.  Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: 
- нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); 
- сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»; 
- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; 
- растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону); 
- перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками); 
- перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; 
- складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; 
- нанизывание колец на тесьму, стержень; 
-  выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; 
-  «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев. 

 - завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. 
- игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). 
- работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). 
- работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). 
- пальчиковый театр; 

II. Игры с пальчиковым театром развивают у ребенка любознательность, воображение, интерес к творчеству, способствует развитию речи, памяти, внимания.

А теперь мы хотели бы предложить Вам поиграть в игры и с использование кукол на палец.

Наша игра будет называться «Фанты». В этой коробке вы найдете конвертики с заданиями.  Каждый из Вас должен выбрать один из конвертиков и выполнить предложенное в нем задание. Все задания похожи на те, что мы проводим с Вашими детьми. Мы надеемся, что игры будут, не только интересны, но и полезны для Вас и вы сможете использовать их дома.

Игра №1

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Проведите пальчиковую гимнастику для остальных родителей, используя куклы на палец «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Это пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья!

Игра №2

Пальчиковая игра «Четвертый лишний»

Выберите 4 куклы на палец. 3 из них должны относиться к одной теме (например «Животные» или «Овощи»), а 1 кукла должна быть из другой темы. Оденьте куклы на пальцы и предложите остальным родителям показать «четвертый лишний».

Игра №3

Пальчиковая игра «Покажите потешку» (белка)

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

-Лисичке-сестричке,

-Мишке косолапому,

-Заиньке усатому.

Кому в роток?

Кому в зобок?

Кому в лапоньки?

Игра №4

Пальчиковая игра «Опиши и угадай»

Участник выбирает куклу на палец из мешочка, не показывая остальным начинает описывать ее в течении 1 минуты. После того как остальные участники называют свои ответы, показывается кукла на палец.

Игра №5

Пальчиковая игра «Профессии»

Участник предлагает остальным закончить предложение названием профессии и демонстрирует соответствующую куклу на палец.

Учит детей в школе …(учитель)

Лечит людей…(врач)

Тушит пожар…(пожарный)

Варит вкусный обед…(повар).

Игра №6

Пальчиковая игра «Придумай сказку»

Принимают участие все родители. Участники должны придумать и разыграть сказку, используя куклы на палец.

Рефлексия.

- Что вы нового сегодня узнали?

- Было ли полезно для вас сегодняшнее родительское собрание? Чем?



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

План проведения:

  1. Введение.
  2. Кто такой дефектолог?
  3. Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.
  4. Ознакомление родителей с результатами обследования.
  5. Роль семьи в преодолении и коррекции нарушений развития.
  6. Краткие рекомендации к выполнению домашних заданий.

Содержание:

1. Введение. Уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольно- образовательного учреждения, оказывается неодинаковым. Выделяется категория детей, характеризующаяся недостаточным уровнем школьной зрелости, которая в свою очередь определяется уровнем развития различных психологических функций: восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и внимания. Отсюда следует, что недостаточная готовность к школе  проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Развитие ребенка-дошкольника зависит от ряда условий и причин:      

1) социальная ситуация развития (круг общения, характер взаимоотношений «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» и др.)

На развитие оказывает негативное влияние:

- дефицит общения с окружающими;                                                                        

- травмирующее действие социальной микросферы, отсюда следует состояние повышенной тревожности и др.;                                                      

- отсутствие адекватных педагогических условий.

2) развитие ведущих и других, типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения и др.)

3) состояние здоровья (соматического, нервно-психического).

Соматические заболевания и нарушения ЦНС препятствуют нормальному функционированию тех или иных систем головного мозга и задерживают его своевременное развитие, из чего следует недостаточное формирование способностей к усвоению знаний.

Наличие слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических условиях будет ограничивать возможности развития и обучение ребенка.

2. Кто такой дефектолог?

Дефектолог - специалист, занимающийся развитием обучением и воспитанием «особенных детей».

«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а педагогам с ними работающим, определенная специализация.

Дефектологом осуществляется комплексный подход к коррекции, воспитанию и обучению детей данной категории. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологии, медицины и  педагогики.

Цель работы учителя-дефектолога - компенсация дефекта  и ааптация детей в социальной, учебной, бытовой сферах жизни.

3. Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе. Содержание и методы коррекционной работы.

Чем же отличается работа педагогов коррекционных групп от работы массовых групп детского сада?

В коррекционных группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- диагностико – консультативное: осуществляется оно комплексным междисциплинарным участием и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого – медико – педагогическим консилиума (ПМПк) образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе психолога, логопеда, дефектолога, старшего воспитателя, врача (Задачи: изучение состояния здоровья детей, выявление уровня развития ведущих видов деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально – волевой сфер, развития речи и др.).

- коррекционно – развивающее – это комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущих видов деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

        Данная работа реализуется взаимодействием в работе учителя – дефектолога, логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей.

        Каждый специалист одновременно каждый на своем занятии решают коррекционно – образовательные задачи. Такие как:

- сенсорное развитие (освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины),

- освоение предметно – практической деятельности,

- освоение продуктивных видов деятельности,

- накопление языковых представлений, развитие фонетико – фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте,

- уточнение, обогащение и систематизация словаря,

- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения,

- развитие элементарных математических представлений,

- формирование соответствующих возрасту игровых навыков игровой деятельности, а также элементов учебной деятельности.

        Воспитание и обучение детей в коррекционных группах осуществляется в 2- х формах:

- в повседневной жизни,

- в процессе обязательных регулярных занятий.

                Учителем - дефектологом в соответствии с учебным планом проводятся следующие занятия с детьми:

- ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

- формирование элементарных математических представления.

Помимо фронтальных занятий, проводятся подгрупповые и индивидуальные. Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.

        Воспитатели групп также проводят общегрупповые и подгрупповые занятия по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим, организуют наблюдения за природными и общественными объектами, которые занимаются коррекционно-воспитательной работой на занятиях и в режимные моменты.

        Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, имеют лечебные и профилактические мероприятия, т. к. функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Из чего следует, что большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невролога и детского психиатра.

4. Ознакомление родителей с результатами обследования.

В начале учебного года специальное время отводилось для обследования детей. Выявлялись индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, усвоение программы за предыдущий период воспитания и обучения.

Результаты обследования служат основанием для выделения подгрупп и адаптации программного материала. При этом сроки его освоения в каждой подгруппе могут быть различными, т. е. темп «прохождения» программы может быть различным.

        Обследование проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты его и анкетирования родителей занесены в карты психолого – педагогического обследования детей. Ознакомится с этими картами и результатами обследования можно в индивидуальном порядке.

5. Роль семьи в преодолении и коррекции нарушений развития.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении и коррекции нарушений детей?

        Не надо думать, что все проблемы исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима непрерывная, систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

        Очень важно, чтобы мы с вами работали слаженно в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Это заключается в:

  1. единстве требований к ребенку,
  2. контроле за выполнением заданий,
  3. помощи в оформлении тетрадей, альбомов, игр и др. дидактического материала,
  4. активном участии во всех групповых и общесадовых мероприятиях.

Будьте терпимы и наблюдательны к своему ребенку.

При выполнении домашних заданий не ругайте, не срывайтесь на

ребенка, никакого давления, если что – то не получается. Это все естественно и это будет в силу характеристики развития психических процессов детей.

6. Краткие рекомендации к выполнению домашних заданий.

Отмечу некоторые правила работы и выполнения домашних заданий в тетрадях:

- тетради забирать на выходные, а возвращаем в понедельник;

- задания на развитие ручной моторики (штриховка, рисование и др.) выполнять карандашами или не проявляющимися с обратной стороны листа фломастерами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнением ребенком задания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания должны выполняться до конца.

Если ребенок устал, разделите домашнее задание на несколько частей.

- не выполняйте за ребенка.

- если ответ ребенка был не правильный, запишите, но обязательно исправьте.

        По речевому материалу: повторяйте стихи, слова, слоги, звуки изолированно (отдельно), постоянно исправляйте в речи их каждый день.

        Если считаете, что вашему ребенку это не надо, не делайте. Вас никто не может заставить.

        Но в конце очень хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в коррекции и преодолении нарушений развития Ваших детей!

        Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляться будет через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые Вы сможете посещать по договоренности с педагогом.

                       



Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с общим недоразвитием речи

Цель:  Привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей

Вступление.  Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме развития речи наших детей

Почему мы решили обратить ваше внимание к проблеме развития речи ребенка?

До школы осталось 2 года. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

- Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(записывает названные родителями характеристики речи на доске):

  Речь должна быть

    Проблемы наших детей

  • Грамотной
  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой
  • …….
  • ……..

(продолжает записывать ответы родителей)

  - Это идеал. А что же получается на самом деле?

В современном мире наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

односложная

Состоящая из одних простых предложений речь

бедная речь

 Недостаточный словарный запас

слова – «паразиты»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это          

результат просмотра телевизионных передач для взрослых

грамотные вопросы

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

составление рассказов

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную  

тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

не могут логически объяснять

 

речь не выразительна

Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с  

выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где-то в быстром

темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и учитель-логопед постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у наших детей... (зачитываю слова из 2-го столбца)

А причина всему – общее недоразвитие речи, имеющееся у всех детей нашей группы (далее ОНР).

Общее недоразвитие речи – это нарушение формирования всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Причиной возникновения ОНР могут быть:

  • ранний или поздний токсикозы матери во время беременности;
  • курение и употребление алкоголя при вынашивании;
  • применение вредных лекарств;
  • несовместимость групп крови матери и ребенка;
  • родовые травмы и патология в родах;
  • заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.

Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.

  У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха , выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют   четыре   уровня ее недоразвития.

Самый низкий уровень речевого развития у таких детей – первый. Самый высокий – четвертый.

Охарактеризуем речь детей с третьим, наиболее типичным уровнем речевого развития. У них в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются значения и называния:

  • Частей предметов и объектов (кабина, ствол, фундамент, затылок, виски и т.д.)
  • Глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, откусывает, – все слова выражают словом «ест»)
  • Антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий)
  • Относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, вишневый и т.д.)

В грамматическом строе речи очень распространены ошибки:

  • В употреблении предлогов в, к, с … и т.д.
  • Согласование различных частей речи
  • Построение предложений
  • Неверно произносят 10 – 20 звуков, не различают их на слух
  • Не могут воспроизвести на слух ряд близких по звучанию слов, слоговых сочетаний
  • Искажает слоговую структуру слова

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

У детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерная недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

  • Нарушены – внимание и память;
  • Нарушены – пальцевая и артикуляционная моторика;
  • Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление;

Очень трудно сосредоточить и удержать их внимание на словесном материале, вне наглядной ситуации.

Нарушение артикуляторной моторики проявляется в ограниченности, неточности и слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

 Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно давно была подтверждена исследователями. Они установили, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту. У детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения отличаются неточностью и несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать шнурки. На занятии такие дети быстро утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие напротив сидят тихо, но на вопросы не отвечают, задания не выполняют.

Что же делать? Мы приготовили папку – передвижку с информацией для вас по развитию речи, в которой вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр), в которые играем мы и вы тоже можете поиграть дома.

        Какую коррекционную работу мы будем проводить в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

        Дети с третьим уровнем речевого развития зачисляются в логопедические группы с 5-летнего возраста. Программа коррекционного воздействия рассчитана на 2 года. Если коррекционная программа пройдена в полном объеме, есть большая вероятность того, что дети смогут успешно обучаться в общеобразовательной школе.

     

Родителям надо помнить, что речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же  дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода.  Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.

      Но ряд недостатков, возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но иногда делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок нужно подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

        Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу.  Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

     Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни ребенка, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

   Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

     Помните! Только в результате вашего, родительского, самоотверженного труда в домашних условиях  ребенок достигает успеха.

  • В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию
  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам. А помогают нам в этом вот такие схемы (показ)
  • Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
  • Улучшению звукопроизношения способствует проговаривание скороговорок, чистоговорок.
  • Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
  • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.

           Помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и выразительным!

        Напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

 Подготовил: учитель-логопед Семенова С.М.

МАДОУ №15 «Югорка»

г. Мегион

17.10.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...