"Вредные привычки в речи"
консультация

Шевцова Оксана Николаевна

Консультация для родителей "Вредные привычки в речи. Не секрет, что вредные слова обязательно (к сожалению) сопутствуют нам в нашей жизни и засоряют наш язык и язык наших любимых детей.  Какой вред они несут и как с этим бороться вы узнаете, ознакомившись с этим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вредные привычки в речи46 КБ

Предварительный просмотр:

Вредные привычки  в речи.

С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

                          К.Г.Паустовский

Здравствуйте уважаемые родители! Тема моего доклада более чем актуальна, т.к. не секрет, что вредные слова обязательно (к сожалению) сопутствуют нам в нашей жизни и засоряют наш язык и язык наших любимых детей. Как показывают исследования, не только подростки, но и дети школьного и дошкольного возраста «нукают», «мычат» через слово. Кроме слов-заменителей, именно так и можно назвать привычное детское «ну», существуют еще и слова-паразиты, которым явно ребенок научился у старших братьев, сестер, а то и у вас. Поэтому моя речь и советы, которые будут даны, в первую очередь будет обращена к вам, поскольку вы – самый главный объект подражания для ваших чад.

Мое выступление разделено на два блока: слова-паразиты и бранные слова (сквернословие).

Причины появления слов-паразитов в речи:

Бедность словарного запаса.

Своего рода привычка, «мода» на слова

Иногда слова-паразиты используются для того, чтобы «выиграть время».

Тактическая роль в речи.

Слова-паразиты, как правило, возникают в спонтанной речи говорящего (часто это бывает при нарушения темпо-ритмической организации речи).

КАРИКАТУРА        (СЛАЙД № 6)

Рекомендации по устранения  слов-паразитов из речи

1)чаще читайте классическую литературу, чтобы пополнить свой словарный запас;

2)каждый день заучивайте по пять новых слов из толкового словаря;

3) включите контроль  за своей  и чужой речью;

4) практикуйте выступления перед аудиторией и дружеские беседы;

5)просите друзей или родственников указывать вам на «пустые» слова;

6)выписывайте все свои слова-паразиты на большой лист бумаги.

Что такое сквернословие?

Слово «сквернословие» происходит от слова «скверна», а это все что омерзительно,  гадко и богопротивно. Зачастую, подросткам кажется, что если они произносят скверные слова, особенно русский мат, то так они выглядят в глазах других более независимо и взрослее. Или же они просто хотят быть своими среди группы сверстников, у которых существует мода на русский мат.

Но большинство людей прекрасно понимают, что сквернословие – это показатель неуверенности в себе, попросту можно сказать: это — неприкрытое хамство. Что интересно, матерщина всегда считалась проявлением духовной болезни.

Ведь слова Сократа о том, что нравственные качества человека можно узнать по его речи, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Сквернословие и здоровье

То, что мат и сквернословие вредят здоровью  - это уже доказанный факт. Ученые при своих исследованиях доказали,  что бранные словеса, постоянно произносимые человеком,  просто «взрываются» в организме человека и влияют на мутацию клеток ДНК. Это оказывает влияние на постепенное и незаметное деградированние  человека, а на генетическом уровне и на их потомков.

Нецензурная брань в детской речи.

Неосознанные причины:

 - повторение нецензурных бранных слов за родителями или за близкими родственниками, с которыми ребенок проводит много времени;

 - повторение за другими детьми.

Какие иные причины использования мата у детей?
Все зависит от возраста.

2 – 5 года  – это простое подражание окружающим. Ограничьте ваши выражения при ребенке, и проблема может исчезнуть.

5 -7 лет – это часто бунт, против общепринятого. Ребенок говорит такие слова уже осознанно, прекрасно понимая их негативный смысл.

8 – 13 лет -  ситуация вновь меняется. Ребенок понимает, где можно использовать мат, где нельзя. Жаргон употребляется среди сверстников, для самоутверждения. Дети пытаются выделиться, казаться старше.

после 14 лет -  нецензурные выражения исчерпывают себя, употребляясь в анекдотах и для выражения эмоций (если уже не стали словами-паразитами).

Услышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

 

Вариант 1. Ругаем.

«И в кого только он пошёл?..» – удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является ли характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»).

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды забыв эти выражения, ребёнок вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугивание («Будешь ругаться – язык отрежу!»).

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т. д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.

Вариант 4. Объяснение.

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, – это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет  пускать его в ход  всё чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребёнка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» – спокойно, но твёрдо отрицательно. Необходимо показать ребенку, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребёнка. 

Ну и, конечно, следите за собственной речью в присутствии ребенка – он не должен слышать от близких бранные слова!

             Для любителей «острого словца» в присутствии публики, а в юридической терминологии – «нецензурной брани в общественных местах» КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Что же делать, если эта не только вредная,

но и безнравственная привычка укоренилась?

Следить за своей речью, перестать ругаться самому, выработать у себя брезгливость и отвращение к бранным словам.

Избегать общения с людьми, употребляющими бранные слова.

Читать русскую классическую литературу.

Вместо бранного слова говорить цифры или читать молитву.

Итак, следите за чистотой своей речи.  Осознайте ее значимость и важность, поскольку это позволит вам и вашему ребенку располагать к себе окружающих, достойно выглядеть в глазах других людей и поможет в различных жизненных ситуациях.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вредные привычки

беседа о вредныи привычках...

Разработка занятия на тему: "Вы мои сесрички- вредные привычки"

Занятие по валеологии, направленное на углубление и расширение знаний детей о полезных и вредных привычках; воспитывания отрицательного отношения к вредным привычкам, желания вести здоровый образ жизн...

"Вредные привычки"

Физкультурное занятие  «Вредные привычки» ...

Причины нарушения речи и значение вредных привычек у дошкольников

Причины нарушения речи и значение                       вредных   привычек...

Вредные привычки детей! Вредно ли сосать соску-пустышку?

Многие родители сталкиваются с проблемой выбора: нужно ли давать ребёнку сосать пустышку? Можно, главное, нужно подойти к этому вопросу очень серьезно......

Приказ о проведении тематической выставки "Полезным привычкам - ДА! Вредным привычкам - НЕТ!" 2019 г.

На основании годового плана работы ДОУ на 2019-2020 учебный год, с целью развития творческих и художественных способностей детей, пропаганды физической культуры и здорового образа жизни,.....