Консультация для родителей "Психологические особенности развития детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Мисюрина Лариса Евгеньевна

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей300 КБ

Предварительный просмотр:

 

4-5 лет «Возраст почемучек» 

Особенности возраста:

  • Речь начинает выполнять контролирующую функцию;
  • Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре);
  • Повышенная познавательная активность;
  • Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками;
  • Интерес к другому ребенку как к своему отражению;
  • Усложнение сюжетно-ролевой игры;
  • Появление осознанности собственных действий.

Вам, как родителям ребенка 4-5 лет важно: понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злости и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

***

Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.

Этические представления. Дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении. Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку. Не перегружать совесть ребенка.

Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.

Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, «взаимопомогают», обижаются.

Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга. Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и

познавательными беседами.

Памятка для родителей

детей 4-5 лет 

 

Параллельно с психологическим, в возрасте 4 – 5 лет, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

Математические умения

  • Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
  • Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
  • Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
  • Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
  • Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

Логическое мышление

  • Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
  • Увеличивается объём памяти.
  • Повышается устойчивость внимания.
  • Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
  • Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
  • Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
  • Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Речевое развитие

  • Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов.
  • Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
  • Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
  • Употребляет множественное число.
  • Находит предмет по описанию.
  • Понимает значение предлогов.
  • Поддерживает беседу: отвечает на вопросы,
  • правильно их задаёт.
  • Пересказывает содержание сказки, рассказа.
  • Учит наизусть стихи, потешки.
  • Называет свои имя, фамилию, сколько лет,
  • город, где живёт.

Окружающий мир

  • Различает овощи, фрукты и ягоды.
  • Знает насекомых. Называет домашних животных.
  • Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.

Повседневные навыки

  • Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.
  • Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
  • Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
  • Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры.
  • Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
  • Различает правую и левую руку.
  • С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр.

Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

Физическое развитие

  • Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.
  • Движение им по-прежнему необходимо. Моторика активно развивается. Ребёнок становится ловким и быстрым.
  • Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.
  • Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.
  • Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Особенности развития детей индиго"

Консультация для воспитателей в которой ,говорится об особенностях развития детей индиго,о принципах воспитания и общения с ними....

Консультация для родителей "Особенности развития детей в логопедической группе"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20  городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...

Консультация для родителей "Особенности развития детей 5-6 лет"

Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, занимайтесь со своим ребенком. При подготовке к обучению в школе очень важен период пяти – шести лет,так как ребенок продолжает совершенствоваться ч...

Консультация для родителей «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области личностного и психического развития детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов . Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития».

Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития».Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне...