клуб для родителей "В моем сердце живет любовь"
статья

Остапченко Ольга Владимировна

«Главную задачу воспитания, — пишет К.Д. Ушинский, — составляет влияние нравственное». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клуб для родителей «В моем сердце живет любовь», как одна из форм воспитания чувства любви у детей

Какое прекрасное место детские площадки или игровые уголки в супермаркетах, где много детей красивых, ухоженных. Слышен, приятный слуху, детский смех, радостные возгласы малышей. Игры детей на игровых площадках в детском саду вызывают умиление. Часто задерживаюсь в таких местах и наслаждаюсь непосредственностью детей. И, вдруг, приятные звуки сменяет сердитый или истеричный крик ребенка. Или приятные глазу игры меняются на драку между детьми. Драку очень жестокую. Или ребенок кричит на маму и лупит ее кулачками. Милашки на глазах превращаются в жестоких, неуправляемых детей. Однажды, после такой картины я задумалась, почему так происходит? Озвучила свои мысли коллегам и мы пришли к выводу, что современным детям не хватает воспитания нравственного, духовного и любви. Многие дети не умеют любить. Родители, не желая того, сами воспитывают в детях потребительские отношения, неуважения к близки, жестокость.

«Главную задачу воспитания, — пишет К.Д. Ушинский, — составляет влияние нравственное». [1; 13]

«Любить вообще, — пишет протоиерей Иоанн Базаров, — так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить — это задача жизни...». [2.; 22, 37, 39]

Помочь в решении этой задачи – научить ребёнка любить – и призвано духовно-нравственное воспитание. Его цель — явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства.

Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. В этом – его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, от эстетического — целью и объектом которого являются чувства и т.д.

Известно, какое внимание уделяется воспитанию сердца в христианской традиции. Обширный материал, посвящённый этому вопросу, представлен в монографии известного учёного, профессора, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа, тело».

Известный русский философ В.С. Соловьёв выделяет три основные «меры» любви, три чувства, которые характеризуют возможные нравственные отношения человека к себе, к другим людям и к Богу — это чувства стыда, жалости и благоговения. Оправдание добра: [3; 2, 3, 4, 6]

Стыд  это чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка.

В основе чувства жалости (сострадания, понимания) как главного чувства по отношению к другому человеку, по мнению В.С. Соловьёва, лежит правда и справедливость. Правда, что другие существа подобны мне, и справедливо, если я отношусь к ним так же, как к себе. Но, одно дело — умом признавать другого человека равным себе, другое — научиться понимать, ценить, любить его, научиться относиться к нему нравственно в действительности, в поступках и намерениях.

Благоговение — означает глубочайшее почтение, уважение.

Воспитать у ребёнка правильное отношение к другим людям помогут правила: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай. Или несколько иначе: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Таким образом, воспитание любви к ближнему, нравственного отношения к нему подразумевает определенную систему педагогических воздействий со стороны педагогов и родителей.

На основании изученного материала трудов великих ученных, которые работали над данной проблемой, а именно духовного воспитания и воспитания любви, а также на основании собственного опыта и опыта коллег, нам удалось прийти к выводу о необходимости уделить большее внимание воспитанию любви и духовно-нравственному воспитанию в детском саду.

Нужно признать, что научить любви, как таблице умножения, невозможно. Это и для большинства взрослых – ежедневный труд и преодоление сомнений. Наша задача помочь родителям в воспитании детей.

В свою очередь мы начинаем детей учить любить – это любить родителей, а родителей  любить детей.

Т.Харрис сказал: «Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям».

Таким образом, мы в нашем детском саду решили последовать данному высказыванию и построили педагогическую работу по воспитанию у детей  любви к себе и ближнему, и духовно-нравственному воспитанию в целом, через работу с родителями.

Организовали клуб для родителей: «В моем сердце живет любовь». Клуб посещают 2 подгруппы родителей. Это родители детей 3-4 года и родители детей от 5 до 7 лет.

Клуб работает в формате  консультаций, семинаров-практикумов, круглого стола, тренингов, педагогических брифингов, педагогической библиотеки, мероприятий совместно с детьми и родителей, где мы настраиваем родителей на определенные жизненные постулаты:

1. Обращать внимание на положительные стороны жизни: обращаем внимание на развитие в детях чувство прекрасного: призываем говорить об искусстве и читать хорошие книги, смотреть кино о любви и добре, после просмотра обязательно обсудить. Люди, которые видят красоту в малом, сумеют в любом человеке разглядеть черты, достойные интереса и уважения.

2. Радовать друг друга. Проявляя знаки внимания и любви:

  • Подарки, которые вовсе не должны быть дорогими или крупными, говорят любимым людям, что мы думаем о них. Для этого организуем различные мастер-классы и совместные мероприятия детей и родителей, на которых придумываем вместе подарки и все с интересом и желанием изготавливают своими руками поделки для подарка. А также придумываем поздравительные стихи и песенки.
  • Слова поддержки. Настраиваем на то, что похвала и благодарность отражают друг друга, Когда хвалят друг друга в семье то те, кому говорят добрые слова, и сами испытывают благодарность и желание радовать близких снова и снова. Для этого мы организуем тренинги и игры, на которых с родителями и детьми разыгрываем различные ситуации, где необходимо выразить благодарность или поддержку.
  • Совместное время. Несмотря на то, что свободного времени у работающих родителей мало, настраиваем их на то, что необходимо выделять время для времяпровождения только с ребенком, без отвлечения на посторонние дела. Если решили играть с ребенком, то полностью погрузиться в игру, без включенного фоном телевизора. Гулять по парку, беседуя и наблюдая за происходящим, а не разговаривая одновременно по телефону. Наблюдать за жизнью животных, проговаривая интересные моменты и т.д. А также мы организовываем совместно с детьми и родителями досуги: спортивные, интеллектуальные, музыкальные и театрализованные. Досуги объединяют детей и родителей в совместной деятельности (игры, изготовление атрибутов, костюмов, декораций) 
  • Прикосновения. Минуты близости, будь то чтение в обнимку, традиционный поцелуй перед уходом на работу или даже шутливые хлопки ладонями «дай пять!» – все это особенные моменты, которые мы позволяем себе с самыми дорогими на свете людьми. Умения выражать телесные прикосновения мы развиваем на тренингах и совместных играх, где создаем условия для близости, получения тактильных ощущений, посредствам различных телесно-ориентированных техник.

3. Выражать чувства в семье. На тренингах учим родителей проявлять свои чувства и эмоции, свою любовь своим близким открыто, как вербальными, так и невербальными способами. Если родители обнимают и целуют друг друга и детей, то открытое проявление чувств воспринимается как порядок вещей. И даже, если темперамент не позволяет откровенное выражение эмоций и ежедневные признания, знаки любви бывают и невербальными. Дети, чувствуют себя уверенно и безопасно, когда у родителей здоровые, искренние отношения.

4. Проявлять добросердечность к тем, кто нуждается. В рамках клуба и всего детского сада организована благотворительная деятельность для приютов, в которых содержатся животные, домов престарелых, детских домов. Родители совместно с детьми собирают одежду, корм, делают или приобретают игрушки, создают видеоролики с мини-концертами, спектаклями. Тревога за тех, кого не знаешь лично, объединяет людей и часто творит чудеса. Хорошо, когда дети с малых лет понимают: всегда есть кто-то, кому мы в силах оказать помощь.

Клуб для родителей «В моем сердце живет любовь» постоянно пополняется новыми формами работы и темами для встреч.

Воспитание в детях любви особенно важно для нашего времени. Любовь можно воспитать только любовью. Поэтому, будем стараться разжечь в себе и в других, огонёк люби, чтобы вспыхнувшее от него пламя высоких и светлых чувств помогло нам любить наших детей, то дело, которому мы служим, Родину, И, конечно, Бога, который дал нам счастье жить на этой земле.

 

Использованные источники:

  1. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. — В кн.: Ушинский К.Д. Избранные произведения. М., 2006. С. 153.
  2. Прот. Базаров И. Христианская нравственность; — Странник. СПб, 1878, август. С. 330-331.
  3. Соловьев В. С. Оправдание добра (Нравственная философия, Том 1) ЛитМир  Электронная Библиотека, Режим доступа: https://www.litmir.me/br/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Когда сердцем правит любовь »

Знакомство с житием святого  преподобного  Сергея Радонежского. Показать на основе его жизни высочайший пример любви к Богу, родному Отечеству , Стремление к приумножению христианской ...

Крым – в моем сердце

Презентация : "Крым- в моем сердце"...

Фотоотчет мероприятия для старших дошкольников " Сталинград в моем сердце"

2 февраля в рамках детского сада прошло мероприятие посвященное  освобождению Сталинграда. Дети старшей группы  познакомились  с историческими событиями Великой Отечественной ...

Творческий проект "Пушкин в моем сердце"

Проект способствует формированию нравственно-патриотических черт характера, познавательному, воспитательному и эстетическому развитию воспитанников через творчество А.С.Пушкина, содействию  гармо...

Родительское собрание на тему: «Когда сердцем правит любовь»

Время проведения: ноябрь.Форма проведения: круглый стол.Цель: познакомить родителей с исторической личностью Сергием Радонежским; вызвать интерес к его жизни и подвигам; привлечь родителей к воспитани...

Проект по духовно- нравственному воспитанию "Если в сердце живет ДОБРОТА"

В дошкольном возрасте дети начинают приобретать опыт духовно- нравственного поведения. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой ра...

Конспект НОД по социально-коммуникативном у и речевому развитию "Пусть в сердце живет доброта"

Занятие для детей старшей группы по совершенствованию представлений о нравственных нормах поведения: доброжелательность, отзывчивости, взаимовыручке, справедливости....