"ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА"
консультация (средняя группа)

Марина Николаевна Володина

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», "Рука – это инструмент всех инструментов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_pamyatka.docx85.91 КБ

Предварительный просмотр:

  Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», "Рука – это инструмент всех инструментов

     Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.   Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.  

     Дети с 4 до 5 лет:

 • выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой; 

• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно; 

• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. 

• Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. 

   Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

ТЕАТР С ПАЛЬЧИКОВЫМИ КУКЛАМИ (ШАБЛОНЫ): vk.com/wall-52840716_2480

   ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ: vk.com/wall-52840716_3260

   ПАЛЬЧИКОВЫЕ МАСКИ. Распечатай, вырежи, склей: vk.com/wall-52840716_3209

     В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию родителя, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. 

• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются. 

• Выкладываются фигуры по заданному образцу. Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти. Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом. При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания: 

• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета. • Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков). 

 • Самому придумать и сложить фигуру. В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы. 

• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру. 

• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

 "Забавные картинки" 

     По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

 "Застегни пуговку"

     На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает родитель, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь. 

"Разноцветные прищепки" 

     Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,). 

"Трафареты" 

     Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума). 

     Развитию мелкой моторики способствуют: - лепка, - рисование, - конструирование, - аппликация, - собирание пазлов, - собирание мозаик. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

 

https://sun9-45.userapi.com/impg/u_DutgOb0_aS2CrfQiRYJJ-v7H7J_K4fbJ430w/Xg9hhrGAnl0.jpg?size=1200x799&quality=95&sign=c1b49000c78b5ef82af07f6e6f094b10&c_uniq_tag=wiICiTBKymmRPJ9-F021jbnNAsl6E1J4Sunps-Xg7YM&type=album

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА      УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Составила: воспитатель

Володина М.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное (речевое) развитие ребёнка.

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи у детей раннего возраста. Примеры самых простых упражнений. Рекомендации по проведению занятий....

Консультация для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев пр...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - п...

«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение  не только с самих  рук, но и с губ, снимают умственну...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное (речевое) развитие ребёнка.

Ещё во втором веке до н.э. в Китае было известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддержив...