консультация для родителей «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка».
консультация

           Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_kultura.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка.

                       

                               Подготовила: Вороткова Е.А., воспитатель.

           Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.                                                                                                                                                              

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие  восприятий,   представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.  От того,  насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: 
- является основой для интеллектуального развития; 
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; 
- развивает наблюдательность; 
- готовит к реальной жизни; 
- позитивно влияет на эстетическое чувство; 
- является основой для развития воображения; 
- развивает внимание; 
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но  если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

          В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - с цветами спектра, с геометрическими формами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб). Развивать не только познавательные умения, но и речевые. Учить определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте. Впервые дошкольники знакомятся с оттенками по цветовому тону, учатся их получать и называть, выделять в реальных предметах. Углубляются представления детей о системе хроматических цветов, их взаимосвязи. Дополнительно они знакомятся с делением цветов на группы тёплых и холодных.

Дети шестого, седьмого года жизни должны овладеть способами обследования сложной формы предметов, научиться давать её последовательное словесное описание и узнавать по словесному описанию.В этот период дошкольники выполняют действия, требующие умения различать на глаз довольно сложные разновидности одной и той же геометрической формы. Задания на анализ сложной формы, расчленение её на составные элементы усложняются за счёт перехода от анализа изображений, состоящих из элементов разной формы, к анализу изображений, включающих элементы одинаковой формы и величины.

В старшем дошкольном возрасте расширяются знания детей о величине предметов. Воспитанники выполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, установление соответствия между двумя – тремя рядами. Существенное внимание следует уделять творческим заданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят. Это задание на получение новых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики. При усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точное различение речевых звуков, различение восприятия начертания букв. Сформированность сенсорных представлений у дошкольников будет способствовать их дальнейшему успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"

Консультация для родителей "Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"...

Консультация для воспитателей "Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"

Сенсорная культура и умственное развитие дошкольников с точки зрения психологии...

Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка

В статье раскрывается проблема важности и необходимости сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка....