Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Кисляк Наталья Владимировна

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Ранний возраст (период от 1 года до 3 лет) является наиболее благоприятным периодом для сенсорного развития малыша. Итак, сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. На основе восприятия при помощи речи формируются представления, которые постепенно накапливаются и складываются в обширную и стройную систему представлений о мире вокруг. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

     Основные задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

- предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений;

- обучить перцептивным действиям — осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др;

- помочь воспринимать сенсорные впечатления более осознанно — запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях;

- помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира.

     Организуя занятия по сенсорному развитию малыша, следует учитывать ряд факторов, влияющих на уровень сенсорной чувствительности и развитие восприятия. Следует отметить, что уровень чувствительности у разных людей к различным видам сенсорных раздражителей существенно различается.

     Это зависит от нескольких факторов: 

- Наследственность. Например, абсолютный слух или особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными.

- Состояние органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет в какой-либо степени снижена или полностью отсутствует.

- Развитие органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и специального обучения.

     И то и другое подразумевает предоставление для восприятия достаточного количества и разнообразия различных сенсорных раздражителей. Например, тонкий вкус может лучше развиться у того человека, который с детства употреблял в пищу разнообразные продукты и изысканные блюда.

     Все объекты материального мира обладают различными сенсорными свойствами. Сенсорные впечатления ребенок может получать в разных местах и в различных ситуациях. Сенсорное развитие неразрывно связано с развитием представлений об окружающем мире, является его начальным звеном. Чтобы ребенок активно развивался и познавал мир, необходимо позаботиться о создании для него богатой и разнообразной сенсорной среды. В первую очередь, это самые разные предметы человеческого быта и объекты природы, с которыми малыш сталкивается ежедневно.

     Рассмотрим основные условия создания для малыша полноценной сенсорной среды, которая будет стимулировать его развитие:

- Вещи. Предметы в доме должны быть из качественных, разнообразных по цвету и фактуре, материалов. Особенное внимание уделяется детским вещам — игрушкам, оборудованию и украшению детской комнаты.

- Свобода. Надо разрешать ребенку исследовать мир вокруг — лазить по шкафам, играть с водой, песком и т.д. — стараясь ограничивать лишь в том, что небезопасно.

- Наблюдение. Надо специально обращать внимание ребенка на объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить быть внимательным к окружающему, наблюдать.

- Специальные занятия. Необходимо приобретать специальные игрушки, матрешки, пирамидки, вкладыши и др.

- Организовывать специальные занятия, которые помогут сделать сенсорное развитие ребенка более осознанным.

- Новые впечатления. Надо предоставлять ребенку новые впечатления о мире — водить в кино, цирк, театр, зоопарк, кафе, музей, брать с собой в магазин, аптеку, банк, на почту, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т.д.

     Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями.    

     Но что будет, если полноценная сенсорная среда для ребенка не создана, и он не получает достаточное количество разнообразных стимулов для восприятия? В этом случае имеет место сенсорная депривация, или другими словами, сенсорный голод. Обедненная среда, вызывая «сенсорный голод», оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не получают достаточного количества стимулов извне, перестают нормально развиваться и, как следствие, атрофируются. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

     Предоставить ребенку достаточное количество разнообразных сенсорных впечатлений, научить его обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает - по-другому, сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения (измеряемые в децибелах), фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии — это четыре основных вкуса и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п

     Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками не только раннего, но и дошкольного детства. Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предметов. Именно при помощи сенсорных эталонов малыш становится способен систематизировать и обобщить свой сенсорный опыт.

     Ребенок на втором, третьем году жизни еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него только начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

- цвет — красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

- форма — круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

- звуки — различные детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости;

- вкус — сладкое, соленое, кислое, горькое;

- запах — различные характерные запахи.

     Знакомя самых маленьких детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но пока не требует этих названий от малышей.

     Занимаясь с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности их возраста. Дети 2–3-го годов жизни действуют спонтанно, их внимание пока что непроизвольно. Это означает, что ребенок заинтересован в получении результата только в том случае, что, если ему интересно. В связи с такими особенностями возраста невозможно построить занятие только на основе беседы с детьми, или показа какого-либо материала. Использование на занятиях словесных объяснений и картинок — следующий этап сенсорного развития детей. Авторитет взрослого также не может повлиять на мотив деятельности малышей, побудить их к действиям, которые им неинтересны. в работе с малышами необходимо подбирать такие игры и задания, в которых изучаемый признак предметов станет для них по-настоящему значимым. Кроме этого, малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами. Этого возможно добиться в двух случаях:

1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов как форма); 2) организуя веселые подвижные игры в группе детей с использованием разнообразных предметов и игрушек, когда невозможно достичь цели без учета определенного признака предметов. В обоих случаях появляется мотив достижения результата.

     Не забывайте, что занятия для малышей — это прежде всего игра, требующая эмоциональной вовлеченности, интересного сюжета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_sensornom_razvitii.docx528.42 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Консультация "Конструирование для развития детей раннего возраста"

конструирование-это развитие мышления, памяти,внимания....

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....