Речевая готовность детей к школе
консультация (подготовительная группа)

Духно Любовь Александровна

Речь является главным инструментом общения.познания. ребенку важно иметь такой уровень развития речи, который позволил бы ему успешно освоить школьную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx378.33 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ  

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.
Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.
Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу.
От чего зависит успеваемость ребенка в школе?
Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:
развитый физический слух;
нормальное физическое развитие будущего школьника;
развитая общая и мелкая моторика;
нормальная работа центральной нервной системы;
любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;
правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);
готовность ребенка обучаться в коллективе, умение общаться со своими сверстниками и т.д.

Значение речевого развития при подготовке к школе.
Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль, как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.
Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.


К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.
Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе?
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других.
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи.

3.Сформированность фонетической стороны речи

-умение четко и внятно произносить все звуки речи;
-возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
-умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

4. Умение различать звуки речи на слух.
В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

5. Функции языкового анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:
-умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»)

Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
-умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
-определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
-умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
-умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).


Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и анализа и синтеза.

 Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов. 
https://xn----stbcicbdtq9c6a.xn--p1ai/wp-content/uploads/mother-and-daughter-reading-vector-2146112_5d908345e7fb1-1.jpg


6. Словарный запас
Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.
Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.


Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:
-умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
-употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
-умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
-умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
-умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
-понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
-понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
-понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
-понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
-понимание и употребление фраз с переносным значением ( «сломя голову»);
-умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).
Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

7. Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).
Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:
-использование развернутой фразовой речи;
-работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.
-умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке и опорным словам.
https://i.ytimg.com/vi/JPi4EKGlBvA/maxresdefault.jpg


8. Связная речь
Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.
Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:
-ребенок может поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
-умение развернуто описывать окружающие предметы;
-внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);
-умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
-умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.
-пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.


Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.
Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3990034/pub_5f396bef553f996670ce28ca_5f4abf1b16bfc94ac87baf0f/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".

В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Речевая готовность детей к школе.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...

презентация "Речевая готовность детей к школе"

В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...