Польза карточек PECS
статья

Кретинина Анна Александровна

Польза карточек PECS

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки ПЕКС: альтернативная коммуникация для детей с аутизмом.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто страдают из-за дефицитов коммуникативных навыков. У детей, не имеющих возможность выражать просьбы вербально, может развиваться нежелательное поведение, агрессия и самоагрессия. Чтобы помочь таким детям научиться выражать свои просьбы социально-приемлемым способом могут использоваться различные способы общения, не требующие речи. Одной из таких стратегий может быть обучение коммуникации с помощью карточек ПЕКС (PECS).

Что такое карточки ПЕКС

Карточки ПЕКС (PECS) – это система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System; сокращенно – PECS). Изначально система создавалась для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в дошкольном возрасте, однако позднее методика PECS стала применяться и при работе с другими детьми и взрослыми, имеющими трудности с вербальной коммуникацией.

Чем эффективны карточки ПЕКС для детей с аутизмом

Процесс развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра происходит не так, как у детей без особенностей. Для детей с РАС социального взаимодействия с родственниками и сверстниками бывает недостаточно для того, чтобы приобрести необходимые навыки общения. Дети без особенностей развития приобретают навык общения за счет социального взаимодействия, однако при аутизме социальное поощрение может не работать. Поэтому обязательным условием для начала проведения PECS тренинга будет именно выявление тех действий или предметов, которые ученик хочет получить, чтобы вызвать у него желание общаться.

Методика PECS основывается на исследованиях в области прикладного анализа поведения (ABA), а также соответствует нормальному процессу освоения навыков речевого развития: сначала ребенок обучается общаться с помощью отдельных карточек, а затем научается соединять их, как слова, в предложения и учится с помощью карточек комментировать происходящее, отвечать на вопросы. Кроме того, методика очень актуальна для аутистов тем, что важнейшей целью при обучении является научение ребенка инициировать общение.

Работа с карточками PECS

Перед тем, как начать вводить карточки ПЕКС (PECS) нужно обязательно оценить, какие именно действия или предметы (игрушки или лакомства) будут самыми приятными, вызовут у ученика интерес и желание их получить. Обучение коммуникации с помощью PECS основано на том, что ребёнок сам должен хотеть начать общаться.

Кроме того, тренинг можно и нужно проводить до тех пор, пока ученик сам проявляет инициативу. Как только ребенок теряет интерес и становится не готов продолжать тренинг, следует или поменять предмет, который он получает в обмен на изображение, или приостановить занятие. Также важно всегда контролировать желаемые предметы, используемые в тренинге, чтобы не было возможности взять их самостоятельно.

Количество карточек, которые будут использоваться на первых этапах, очень индивидуально и зависит от особенностей конкретного ребёнка. Обычно для освоения первого этапа достаточно провести несколько проб с использованием одной карточки, однако если удалось определить 2-3 наиболее заинтересовавших ученика игрушки, можно уже на первом этапе использовать их все (одна игрушка и одна карточка за раз).

Этапы обучения с помощью карточек ПЕКС

Обучение речевому общению с помощью карточек ПЕКС включает в себя 6 этапов.

  • Первый этап представляет собой простой обмен без выбора. На этом этапе ребенок учится «как» общаться. Целью этого этапа является научить передавать карточку с изображением желаемого предмета, когда желаемый предмет находится в поле зрения обучающегося. Ученик должен просто заметить и передать карточку, так что не стоит требовать, чтобы он внимательно рассматривал изображение или умел отличить его от других. Бывает так, что ребёнка начинают интересовать изображения или блики, на которые он может начать «стимить», то есть проявлять самостимуляции. Здесь важно уметь остановить самостимулирующее поведение, чтобы оно не стало частью ритуала.
  • На втором этапе ребенок обучается настойчивости в коммуникации. Карточки больше не находятся прямо перед ним, теперь ученик должен проходить какое-то расстояние до альбома или собеседника, чтобы получить желаемое. На этом этапе подсказок постепенно становится всё меньше, так как сейчас инициатива должна исходить от обучающегося.
  • Третий этап связан с обучением различать изображения. Ребенок учится пользоваться альбомом, в котором он может выбрать нужную ему карточку и подойти с ней ко взрослому. Важно начинать хвалить и подбадривать уже на моменте выбора правильной картинки, так как именно это является целевым поведением, но давать игрушку или другой желаемый предмет только после того, как происходит обмен.
  • Овладев предыдущими этапами, ученики приступают к тому, чтобы начать общаться предложениями. Дети начинают пользоваться карточкой «Я хочу» и коммуникативной полоской – специальным шаблоном для предложений, на который обучающийся наклеивает карточки и относит тому, у кого хочет попросить что-то. Также на этом этапе изучаются свойства предметов (например, можно попросить красное яблоко или три конфеты), что позволяет составлять на этом этапе предложения из 4–5 слов.
  • На последних этапах – этапах 5 и 6 – дети учатся отвечать на вопросы и комментировать разные ситуации.

Очень важно озвучивать выбор ребёнка на каждом из этапов одновременно с тем, как ребенок получает желаемое. Также иногда рекомендуют делать паузу перед произнесением предложений, созданных с помощью коммуникативной полоски, чтобы у ученика была возможность произнести предложение самостоятельно или запомнить написание этого слова, что впоследствии может помочь развить навык глобального чтения.

Каких результатов можно достичь

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками помогает при решении сразу нескольких задач:

  • Во-первых, использование карточек пекс помогает детям начать взаимодействовать с другими людьми социально-приемлемым способом, причем общаться с помощью этой системы можно не только со взрослыми, но и с ровесниками.
  • Во-вторых, когда ребенок получает способ доступной для него коммуникации, снижается нежелательное поведение.
  • Помимо этого, исследования доказывают и то, что использование PECS помогает детям развить речь.

Часто родители боятся, что ребёнок, начав использовать карточки, не будет использовать вокальную речь. Это опасение не оправдано! Согласно исследованиям Энди Бонди и Лори Фроста, создателей альтернативной системы коммуникации с помощью обмена изображениями, число слов и сложность речевых конструкций повышаются, когда у детей есть постоянный доступ к альбому. Некоторые дети могут перейти на систему коммуникации с помощью альбома и речи, а некоторые дети в процессе обучения прекращают использование PECS и пользуются речью как единственной формой общения, что подтверждается и современными исследованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе альтернативного метода коммуникации с помощью карточек PECS

В данном разделе размещены материалы по внедрению в коррекционный процесс метода альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS...

Использование карточек PECS в работе с детьми, имеющими нарушения коммуникативных навыков

Система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек PECS, помогает стимулировать речь детей, имеющих проблемы в речевом  общении...

Система коммуникации при помощи карточек PECS

Опимсние этапов работы с неговорящими детьми с использованием карточек PECS...

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь....

Карточки" PECS "для детей имеющих РАС

Материалл для коммуникации с детьми имеющими РАС....

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...