Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Романова Марина Александровна

Сенсорное развитие ребенка представляет собой развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является неиссякаемым источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sensorika_na_sayt.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

      Сенсорное развитие ребенка представляет собой развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является неиссякаемым источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говориться о признании периода детства как самоценном и уникальном периоде жизни человека. Организовывая образовательную деятельность, по реализации Программы, следует учитывать ведущий вид деятельности на каждом возрастном этапе развития ребёнка, а также ФГОС ДО были выдвинуты требования к развивающей предметно-пространственной среде, как к одному из важнейших условий реализации Программы в дошкольной организации. Она состоит из «материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Таким образом, в основном документе, регламентирующем деятельность любой дошкольной организации на территории РФ говориться о необходимости создавать условия для развития и воспитания детей, а также насыщать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными потребностями и возможностями каждого этапа детства. Сенсорное воспитание — это целенаправленный процесс развития у детей сенсорных процессов (ощущение, восприятий, представлений). [3] В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором-третьем году жизни дети могут научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Ребёнок раннего дошкольного возраста может: ‒ различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по цветовому образцу; ‒ определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний. ‒ строить пирамидку из 5–8 колечек; ‒ собирать пазлы или разрезные картинки (4–8 частей); ‒ определять форму предмета. Отличать объемные фигуры куб, шар; ‒ сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Для детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) характерной является предметно-манипулятивная деятельность. Это когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей. В процессе это деятельности взрослый показывает ребенку, как действовать ложкой, расчёской и другими бытовыми предметами и игрушками, знакомит с сенсорными понятиями длинный — короткий, лёгкий — тяжёлый и т. д., при этом называя качества и свойства различных предметов и побуждая ребёнка показать и повторять их. Повседневное общение взрослых с детьми насыщено категориями сенсорного спектра. Проговаривая действия свои или ребёнка, взрослые используют такие слова, как, например большой — большая (кукла, Мишка, машина), маленький — маленькая (чашка, книжка, кроватка); низко-высоко, быстро-медленно, круглый — квадратный — треугольный; под — над — в — за и т. д. Эти понятия постоянно используются в речи взрослых, многократно повторяются ими в течении дня в различных ситуациях и входят в обиход и в понятийный аппарат ребёнка самым естественным образом. Сначала они закрепляются за конкретными предметами, затем по мере расширения горизонтов, приходит время их уточнения, сопоставления. В тарелке было много супа — стало мало; часы на стене круглые, платочек квадратный в кармашке, машина красная, платье на кукле желтое в синий горошек и т. п. Таким образом, в раннем возрасте ребенок осваивает сенсорные категории — обозначения величины, основных геометрических форм и основных цветов, он начинает ориентироваться в пространстве. Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт.  Делу обогащения чувственного опыта детей служит развивающая предметно-пространственная среда. Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада даёт множество возможностей для исследования, конструирования и других видов деятельности, которые включают в себя сенсорные понятия. Практически все центры активности предоставляют возможность для обогащения сенсорного опыта детей.

         Центр сюжетно-ролевой игры. В играх, например «Покормим Мишку и Зайку», «Оденем Машу и Олю на прогулку» дети могут практиковаться в соотнесении крупной и мелкой посуды для разных персонажей, разной одежды, обуви, например Маше завяжем длинный шарф, а Оле короткий, бубон на шапке пушистый, пуговицы твёрдые и т. п.

Центр песка иводы или сенсорный центр наполняется ёмкостями не только с песком и водой, но различными сыпучими природными материалами, например каштаны, фасоль, горох, там может находиться сухой бассейн с пластмассовыми или поролоновыми шариками. Дети с удовольствием играют в игру «Найди сюрприз», когда взрослый зарывает в ёмкости с песком или горохом мелкую игрушку, а ребенок её находит. Здесь же ребенок практикуется в определении понятий мокрый — сухой, твёрдый — мягкий, прозрачная — непрозрачная. и т. д. В этом центре развивается самостоятельность, крупная моторика, умение управлять своей рукой.

Центр дидактических игр наполнен материалом для сенсорного развития ребёнка. Это крупная мозаика ярких цветов, рамки и вкладыши разные по цвету, величине и форме, разнообразные пирамидки, современные бизиборды с различными шнуровками, кнопками, липучками, замочками, пуговицами и петельками, деталями для ощупывания и узнавания, издающие различные звуки. Игры и игрушки подбираются с учетом безопасности, разнообразия материалов и фактур. Также в этом центре находятся самодельные дидактические игры с сенсорным содержанием «Подбери по цвету», «Подбери дверцу к домику», кроме того, используются готовые пособия (блоки Дьенеша, палочки Кюзинера, Геометрическое лото и т. д.)      

       Таким образом, видно, что сенсорное развитие, являясь базовым для умственного развития ребенка, может быть осуществлено в повседневном общении взрослого и ребёнка и при насыщении предметно-развивающей среды материалами и атрибутами, служащих цели обогащения чувственного опыта ребенка раннего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....

консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слу...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры".

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Консультация для родителей " Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе....