Игровой тренинг с родителями "Вместе играем-речь ребенка развиваем"
консультация (средняя группа)

Кирамова Гульнара Азатовна

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенком. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильнойречи, каки все добрые навыки, приобретается в семье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем»

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- познакомить родителей с разными видами совместных игр и игровых заданий для развития речи детей;

- способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игрового тренинга Участники: Воспитатели, родители.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенком. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильнойречи, каки все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!

1. Вводная часть. Приветствие и представление. (Упражнение «Имя») Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать

своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени и отчества.

Разминка – «Кто кем был, что чем было?» (для активизации мыслительных процессов и установления дружеской атмосферы)

Сейчас предлагаем Вам поиграть в небольшую игру «Кто кем был, что чем было?». Мы будем называть слова, а Вы должны сказать кем или чем это было раньше.

Папа? – мальчиком; медведь? – медвежонком; Буратино? - поленом; платье? – тканью; пирог? – мукой и т. п.

Принятие групповых правил.

В каждой игре существуют правила. На нашем тренинге мы тоже должны принять с вами некоторые правила и придерживаться их. Послушайте и выскажите своё мнение: согласны или не согласны с ними.

 Старайтесь участвовать во всех играх и упражнениях.  На тренинге может говорить только один человек.

 Если выполнили упражнение, то поднимите флажок.

 Не выкрикивайте, не перебивайте других, умейте выслушать другого человека.

 Если что-то непонятно, не стесняясь обязательно задайте вопрос.

Итак, начнем. Предлагаем Вашему вниманию некоторые простые речевые игры, в которые Вы можете поиграть с детьми дома. Они не требуют специальной подготовки и помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребенка богаче и разнообразнее, а также расширить и закрепить знания об окружающем его мире. Начнем с самого простого.

1. Игра «Подбери слова»

Цель: расширение объема словаря и уточнение представлений о признаках предметов.

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова.

- Я знаю молочные продукты…

- Я знаю комнатные растения…

- Я знаю перелетных птиц…

- Я знаю луговые цветы…

- Я знаю лиственные деревья…

2. Игра «Скажи наоборот»

Цель: умение подбирать слова, противоположные по значению.

Взрослый        произносит        слово,        а        ребенок        должен        произнести        слово        с противоположным значением. Давайте попробуем.

- холодный – горячий,

- большой – маленький, - тяжелый – легкий,

- веселый – грустный и т.д.

3. Игра «Я знаю три части»

Цель: расширение словаря, уточнение представлений детей о предмете

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель!

- Я знаю 3 части машины…

- Я знаю 3 части вертолета…

- Я знаю 3 части компьютера…

- Я знаю 3 части дивана…

- Я знаю 3 части велосипеда…

- Я знаю 3 части грузовика…

4. Игра «Найди ответ»

Цель: развивать понятийный аспект значения слов, развитие связанной речи.

- Больничный халат такого же цвета, как…

- Помидор такого же цвета, как…

 - Елка такого же цвета, как…

- Вишня такого же цвета, как…

- Цыпленок такого же цвета, как…

 - Облако такого же цвета, как…

5. Игра «Фантазёры»

Цель: развивать фантазию, творчество, расширение объема словаря.

Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут:

 - все ложки и вилки;

- все учебники и книги;

- все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?

6. Игра «Словесный мяч»

Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Игра более сложная. Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю буквупредыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например, самолет – танк – кокос;

Ананас – слон – ножницы

 7. Игра «Найди букву»

Перед вами текст. Он скучный, неинтересный. Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

8.Игра «Обзывалки»

Совместно с ребенком выбираете тему игры, например: фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко, А ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)

9. Игра «Не зевай- слово к слову подбирай!»

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент. Если Вы, родители, будете играть с ребенком в речевые игры

то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.

Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях.

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, воспитателям и логопедам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.

Памятка для родителей. Речевые игры на кухне.

«Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш…. грушевый, из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови».

«Один - много»

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании «много».

Один дом – много домов Один стол - много столов Один шкаф - много шкафов Один жук – много жуков «Покупки».

Выполняются различные задания.

- назови, что не надо варить или жарить? - что здесь самое вкусное?

- что самое легкое (тяжелое, вкусное, гладкое…)? Удачи вам в совместной игре и работе с ребенком!

«Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья)

«Кто больше»

Совместно с ребенком выберите тему игру (например, «Продукты») и по очереди называете продукты (мясные, молочные, мучные). Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Дополни предложение»

Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало, и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце». - светило солнце;

- ярко светило солнце;

- на небе ярко светило солнце;

- на небе ярко светило весеннее солнце;

- на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

- на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, воспитателям и логопедам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Для того, чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки -буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь детей мы развиваем

В данной разработке собраны игры с пальчиками направленные на развитие моторного праксиса, координации речи с движением, закреплению названий букв....

"Пальчиками мы играем - речь свою мы развиваем"

Статья содержит упражнения для массажа, развивающие координацию движения пальцев и взаимодействие между полушариями головного мозга, которые очень благотворно влияют на формирование речи ребенка и раз...

«В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем!»

  Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Активную тренировку пальчиков малы...

Картотека речевых игр "Будем весело играть- речь мы будем развивать!"

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И длянас воспитателей это главная и первоначальн...

В театр играем речь и пальчики развиваем.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией. Ог...

Информация для родителей: "На кухне с мамой мы играем - речь и пальцы развиваем!"

Кухня - отличная "школа", где ребёнок приобретает полезные знания и навыки....