Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности детей 4-5 лет, средней группы детского сада»
консультация (средняя группа)

Волкова Ирина Васильевна

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности детей 4-5 лет, средней группы детского сада»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности детей 4-5 лет, средней группы детского сада»

                                              Подготовила: воспитатель Волкова И.В.

                                                     Первая квалификационная категория

 

                                                    2023г

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.

Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.

Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.

Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся,  обижаются.

Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.

Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.

К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

  Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

Математические умения

Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.

Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Считать в пределах 5( количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»

Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).

Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

Различает и называет части суток. Знает правую и левую руку.

Логическое мышление

Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.

Увеличивается объём памяти.

Повышается устойчивость внимания.

Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.

Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.

Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).

Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.

Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.

Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.

Подбирает противоположные слова.

Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.

Речевое развитие

 Может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
 Понимает, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
 Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
Может   находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
 Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
 Знает,  какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
 Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
 Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

Называет  свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет.
 Должен  уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир

Различает овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

Знает насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

Называет домашних животных  и их детенышей.

Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы. Знать приметы каждого из них.

 Продуктивные виды деятельности.

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине.

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всѐм листе, связывать их единым содержанием.

Создавать узоры на полосе, квадрате, круге,  ритмично располагая элементы.

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей, использовать приѐмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания.

 Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку.  Правильно держать ножницы и действовать ими.  Резать по диагонали квадрат, вырезать круг из квадрата, овал - из четырѐхугольника, делать косые срезы.

 Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей. Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Физическое развитие

Физические возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень. Вместе с этим развитие мускулатуры идет неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, вследствие чего ребёнок быстро устаёт. В среднем дети вырастают за год на 5-7 см и набирают от 1 до 2-х кг веса.

Вам как родителям необходимо.

Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.

Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.

Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.

Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.

Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.

Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.

Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.

Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.

Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.

Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.

Играйте с ним дома.

Читайте книги.

Закрепляйте любые полученные знания.

Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....

"В гостях у бабушки" (для детей второй младшей и средней группы детского сада).

Театрализованное представление для родителей в рамках Дня пожилого человека....

«Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР для средней группы детского сада средней группы

Рабочая программа воспитателя содержит целевой, содержательный и  организационный разделы...

Консультация для родителей. Игрушки для детей 4-5 лет (средняя группа детского сада)

Уважаемые родители! Как известно, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. На этом этапе задействуется тип обучения в форме игры, являющийся наиболее практичным и интересным д...

Консультация для родителей на тему «Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет»

Цель: проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет, дать рекомендации.Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он...