Рекомендации по работе с семьей детей с РАС
консультация

Каманова Светлана Владимировна

Организация процесса работы с ребенком с РАС в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл org.docx61.48 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАБОТЫ  С РЕБЁНКОМ

С РАС в домашних  условиях

Для успешного осуществления коррекционно-развивающих занятий для детей с  РАС в домашних условиях особое внимание необходимо обратить на следующее:

  • организацию пространства;
  • организацию режима дня;
  • составление расписания занятий;
  • речевой режим для взрослых;
  • психологические установки взрослых.

Организация пространства

Для аутичного ребенка характерны беззащитность перед окружающим миром, наличие страхов и тревожности, а также нарушения пространственной ориентировки. В результате несформированности общей картины мира окружающая ребенка среда представляется для него не упорядоченной, а хаотичной, что негативно влияет на его поведение и познавательную деятельность. Правильная организация пространства, создание «порядка» в окружающей ребенка среде, дает ему возможность лучше ориентироваться в обстановке, а следовательно почувствовать себя более спокойно и уверенно. Это, в свою очередь, значительно улучшает его поведение. Поэтому, обучая ребенка с аутизмом, важно помнить о том, что организация пространства для него имеет решающее значение.

Для преодоления трудностей пространственной ориентации и формирования повседневных социально-бытовых и учебных навыков в процессе коррекционной работы необходимо соблюдать ряд условий: окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью, относительным постоянством и умеренностью по отношению к предметам быта и домашнего обихода.

Рассмотрим данные условия подробнее:

- Упорядоченность окружающего пространства

Для того чтобы создать упорядоченное пространство, необходимо: Определить функциональное назначение каждого помещения в квартире/доме. Например, кухня – для приема пищи; ванна – для мытья, умывания; туалет – для «туалетных» процедур; прихожая – для одевания, раздевания, переобувания. Каждая комната также должна иметь свое назначение. Например, в большой комнате живут родители, в маленькой – ребенок. Каждая комната должна быть условно разделена на «зоны» для различных видов деятельности. Например, в комнате ребенка должна быть «зона отдыха», «игровая зона»,

«учебная зона». В «зоне отдыха» может стоять диван, кресло, телевизор, магнитофон. В

«игровой зоне» - шкаф с игрушками, играми. В учебной зоне – стол, компьютер, шкаф/полки с учебными материалами.

- Всегда выполнять определенный вид деятельности только в соответствующем помещении. Прием пищи и обувание ботинок в комнате, мытье посуды в ванной, занятия «в зоне отдыха», сон в кровати родителей – недопустимы. У каждого ребенка должны быть сформированы четкие упорядоченные представления о том, что и где он должен делать. Создание порядка и предсказуемость действий позволяют аутичному ребенку наилучшим образом адаптироваться к окружающей его обстановке, что существенно влияет на его поведение, которое становится значительно более адекватным. Предметы быта, домашнего обихода, учебные и игровые материалы должны находиться только в соответствующем помещении или «зоне». Это помогает ребенку в полной мере осознать функции различных предметов, лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Перемещение предметов в несоответствующее для них место неприемлемо и значительно затрудняет ориентацию.

В игровой зоне должен быть мягкий однотонный ковер, на котором ребенок сможет играть, шкаф с игрушками и играми, а также игровой стол. В игровом шкафу должны находиться только игровые предметы. Причем игрушки должны вызывать интерес ребенка. Для каждого вида игрушек должна быть выделена отдельная полка. Например, на одной полке будут располагаться мягкие игрушки, на другой – игрушечная посуда, на третьей – настольные игры и т.д. Наличие отдельного именно «игрового» стола обязательно. Недопустимо, чтобы игра ребенка проходила за учебным/рабочим столом. Более того, месторасположение игрового и учебного стола должны сильно отличаться. Расположение игрового стола, в отличие от учебного, должно способствовать установлению социального контакта с партнером по игре. Стол должен быть повернут таким образом, чтобы ребенок и взрослый могли сидеть напротив друг друга. Желательно, чтобы игровой стол был небольшим по размеру и имел наиболее удобную для игры квадратную форму. На начальных этапах работы с ребенком стоит разделить игровой стол на две равные части с помощью цветной клейкой ленты. Это предоставит каждому

«игроку» собственное игровое пространство. При этом важно в процессе игры не вторгаться в зону ребенка, чтобы не вызвать реакций протеста. У ребенка и ребенка в пространстве и познание окружающего мира. Например, недопустимо куртку вешать в комнату, книгу класть в прихожую, а игрушки – в ванную. Холодильник с продуктами, по возможности, не должен стоять в коридоре, а телевизор – на кухне, т.к. в процессе формирования навыков приема пищи ребенок не должен отвлекаться на посторонние предметы.

- Постоянство окружающего пространства. Постоянство среды, в которой живет аутичный ребенок, внушает ему ощущение безопасности. Чем более постоянно окружающее ребенка пространство, тем более комфортно он себя ощущает. Это важно учитывать, работая с ребенком в домашних условиях. Созданную определенную пространственную упорядоченность следует сохранять в течение длительного времени. Безусловно, возможны изменения – покупка новой мебели, перестановка в комнатах, ремонт в квартире и т.д. Важно, чтобы эти перемены осуществлялись постепенно, так, чтобы ребенок успевал к ним привыкать. Например, не стоит покупать новую мебель и делать ремонт сразу во всех комнатах, это может спровоцировать вспышки негативизма у ребенка. Несмотря на это, важно помнить, что выполнение определенных видов деятельности всегда должно осуществляться только в установленном для этого месте. Данный порядок изменять не стоит.

- Умеренность окружающего пространства. Данное условие подразумевает разреженность, не перегруженность квартиры/дома предметами быта, домашнего обихода, учебными и игровыми материалами. Все предметы, находящиеся в доме, должны

быть функциональными и немногочисленными.

Например, наличие «нефункциональных» сувениров и различных предметов, а также украшений может отвлекать ребенка от процесса познания окружающего мира, а пестрые обои в квартире будут рассеивать его внимание на занятиях. В результате для него может быть затруднительным выделение наиболее значимых и существенных признаков окружающих объектов, явлений. В тоже время следует остерегаться создания аскетической обстановки. Окружающее ребенка пространство должно быть привлекательным, побуждая его к исследовательской деятельности. Особые требования предъявляются к организации бытового, игрового, учебного пространства.

- Бытовое пространство. Ребенку необходимо помочь осознать предназначение всех бытовых мест квартиры (дома, дачи и т.д.) и назначение всех вещей и предметов в бытовом пространстве. Например, в пространстве столовой: - готовят еду; - принимают пищу; - находятся столовые принадлежности (в кастрюле варят, в сковороде жарят, из тарелки едят и т.д. – по словесному комментарию взрослого); - накрывают на стол; - убирают со стола; - моют посуду; - убирают пространство кухни и т.д. Данные действия желательно совершать совместно с ребенком, хотя сделать это не всегда легко. Однако важно помнить, что главное - не качество выполнения работы, а участие ребенка в процессе выполнения «домашней» работы. При этом необходимо учитывать возраст ребенка и его желание.

- Игровое пространство. Большое значение при работе с аутичными детьми имеет организация игрового пространства. Учитывая тот факт, что такие дети часто не мотивированы на игру, нужно организовать «игровую зону» так, чтобы она была максимально привлекательна, стимулировала их к исследовательской деятельности и способствовала установлению социального взаимодействия.

В игровой зоне должен быть мягкий однотонный ковер, на котором ребенок сможет играть, шкаф с игрушками и играми, а также игровой стол. В игровом шкафу должны находиться только игровые предметы. Причем игрушки должны вызывать интерес ребенка. Для каждого вида игрушек должна быть выделена отдельная полка. Например, на одной полке будут располагаться мягкие игрушки, на другой – игрушечная посуда, на третьей – настольные игры и т.д. Наличие отдельного именно «игрового» стола обязательно. Недопустимо, что бы игра ребенка проходила за учебным/рабочим столом. Более того, месторасположение игрового и учебного стола должны сильно отличаться. Расположение игрового стола, в отличие от учебного, должно способствовать установлению социального контакта с партнером по игре. Стол должен быть повернут таким образом, чтобы ребенок и взрослый могли сидеть напротив друг друга. Желательно, чтобы игровой стол был небольшим по размеру и имел наиболее удобную для игры квадратную форму.

На начальных этапах работы с ребенком стоит разделить игровой стол на две равные части с помощью цветной клейкой ленты. Это предоставит каждому «игроку» собственное игровое пространство. При этом важно в процессе игры не вторгаться в зону ребенка, чтобы не вызвать реакций протеста. У ребенка и взрослого должны быть одинаковые наборы игровых материалов, что позволит каждому, с одной стороны, не зависеть друг от друга, а с другой – создаст ощущение единства, что поможет установлению контакта. На последующих этапах, когда ребенок будет более подготовлен к непосредственному социальному взаимодействию, сможет делиться собственными игровыми материалами и вступать в совместные игры, можно будет использовать один игровой набор и не разграничивать игровое пространство.

В игровом пространстве ребенка, как и в любом другом, заранее необходимо побеспокоиться о его безопасности (все предметы, представляющие опасность, должны быть надежно спрятаны). Таким образом, игровое пространство должно иметь четкую структуру, быть удобным, привлекательным и безопасным для ребенка, настраивать его на социальное взаимодействие.

- Учебное пространство. При работе с детьми с тяжелыми формами аутизма учебную зону необходимо организовать так, чтобы ребенок не отвлекался от процесса выполнения задания. В связи с этим нужно учитывать основной принцип организации рабочего места – ограничение пространства. Именно ограниченность учебного пространства позволяет ребенку наилучшим образом сосредотачиваться на выполнении различных видов деятельности, не отвлекаясь на всевозможные «побочные раздражители». Учитывая данный принцип, лучше всего организовать рабочее пространство следующим образом: - поставить рабочий стол к стене;

- с каждой стороны от стола ограничить пространство с помощью ширмы или предметов мебели;

- в процессе выполнения задания взрослый, организующий занятие, должен находиться позади ребенка, оказывая ему помощь по мере необходимости.

 Нежелательно ставить рабочий стол к окну. В этом случае ребенок будет постоянно отвлекаться на события, происходящие на улице: на проезжающие машины, качающиеся деревья, падающий снег, пешеходов, пролетающих мимо окна птиц и т.д. При организации занятия важно, чтобы в комнате не было других людей, домашних животных. Недопустимо наличие посторонних шумов: звуков музыки, включенного телевизора и других отвлекающих факторов. Желательно, чтобы при проведении занятия дверь в комнату, где занимается ребенок, была закрыта. В комнате обязательно должна быть парта или стол со стулом, подходящие по размеру к росту и комплекции ребенка. Все предметы, необходимые для занятий с ребенком, должны иметь свое место и по окончании занятий быть убранными совместно с ребенком.

Организация режима дня

Создание особого режима дня для ребенка с синдромом детского аутизма является необходимым условием его развития. Различные явления окружающего мира и события, происходящие с аутичным ребенком, часто в его сознании не связаны с определенными временными рамками. У него не формируется структура времени, он как бы «потерян» во времени. В результате оказывается не сформировано понимание последовательности событий. Он не знает, когда и что делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения.

Для преодоления данных трудностей мы рекомендуем создание специального режима дня ребенка. Учитывая склонность к стереотипам, характеризующую детей с аутизмом, режим дня должен иметь определѐнную последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании аутичного ребѐнка становится упорядоченной, а спланированная жизнь поможет избежать многих страхов, обеспечит чувство безопасности и структурирует поведение ребенка.

При планировании режима дня необходимо учитывать, что у детей с аутизмом понимание речи сильно ограничено. Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений некоторых событий для них недостаточны. Поэтому ребенку нужно продемонстрировать последовательность событий наглядно - при помощи фотографий или карточек с изображением предполагаемых режимных моментов (последовательности событий), по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже. В качестве символов для обозначения таких моментов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определѐнным видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками). Для составления режима дня можно, кроме карточек (например, 1-я карточка - подъѐм, 2-я карточка - завтрак), и т.д.

Использовать реальные предметы. Например, часы будут символизировать пробуждение ото сна, а тарелка напомнит о завтраке. Для организации деятельности ребенка в течение дня используется расписание. Дети, страдающие аутизмом, не могут сами структурировать свою жизнь и составить расписание, и в этом им должны помочь взрослые, находящиеся рядом (родители, педагоги и др.). Не может быть универсального для всех детей режима дня. При его составлении нужно учитывать следующие факторы: возраст ребенка; биологические ритмы ребѐнка; традиции и возможности семьи.

Расписание на целый день представляет для детей с аутизмом слишком большую трудность. Они не в состоянии охватить такой большой отрезок времени. Поэтому сначала следует помочь им увидеть предсказуемость двух последовательных событий, например, сначала работаем, затем играем. Только после того как освоена последовательность двух действий, можно переходить к распорядку одной половины дня, а затем и на весь день. Аутичным детям нужно именно увидеть, что в их жизни все происходит по заведенному порядку. Связь между событиями ребѐнок понимает не сразу, он не понимает, почему повторяются те или иные действия, и его поведение в быту часто является пассивным подчинением требованиям и предложениям взрослого, т.е. в поведении ребенка отсутствует самостоятельность.

 Организация четкого режима дня при помощи расписания помогает ребѐнку в усвоении бытовых навыков: со временем он начинает понимать, например, что пока он не помоет руки, не сядет есть и т.д. Усвоение последовательности событий в дальнейшем приводит к развитию самостоятельности и упорядоченности поведения. Часто в жизни случаются ситуации, когда родителям приходится отказать ребенку. Например, ребенок хочет мороженое в тот момент, когда обедает. В таком случае, взрослый вынужден отказать ребенку, что воспринимается как окончательный отказ и приводит к аффективной вспышке. Слово «нет» для таких детей представляет одну из самых больших проблем. «Нет» звучит для них, как приговор и как окончательный отказ. Они не могут понять, что если сейчас ответ отрицательный, то немного позднее он будет положительным. Если ему объяснить (при помощи карточек), что он получит желаемое позже, то это позволит избежать проявлений деструктивного поведения. Карточки, выстроенные друг за другом в виде расписания, делают более позднее «да» зримым, а «нет», сказанное сейчас, становится только временным «нет».

Организация режима дня требует от взрослых соблюдения некоторых правил:

  1. Необходимо постоянно объяснять ребенку простыми, доступными словами что происходит и для чего. Если взрослый свои объяснения окрашивает эмоционально, то это помогает ребѐнку усваивать способы действия и чувствовать себя более комфортно в повседневной жизни.
  2. Требуется ежедневная работа по запоминанию последовательности событий, которые происходят в течение дня, для воспитания самостоятельности ребенка восознании происходящего с ним за день. Необходимо помнить, что проблема развития самостоятельности является одной из наиболее актуальных в коррекции аутизма.
  3. Необходимо, чтобы соблюдение режима дня и выполнение необходимых действий приносило ребѐнку удовольствие (что доставляет ему удовольствие, знают только самые близкие, и этому способствует благоприятная и тѐплая обстановка в семье). Если ребѐнок делает что-то правильно, то с помощью вознаграждения можно добиться более быстрого закрепления нового стереотипа поведения.
  4. Следует использовать символическое обозначение того или иного события (предметы, которые помогут ребѐнку сориентироваться в ситуации). Например, перед поездкой в бассейн показать резиновую шапочку или рюкзак, с которыми ребѐнок едет на занятия.
  5. Нужно иногда отступать от привычного режима дня, но обязательно предварительно обсуждать эти изменения. 6. Выполнение составленного режима дня аутичного ребенка обязательно для всех членов семьи, живущих с ним.

Собственно режим дня (один из вариантов)

  1. Утро, подъѐм (для каждой семьи в своѐ время). Когда ребѐнок проснѐтся, нужно сначала помочь ему поздороваться со всеми, кто в данный момент находится дома, а затем одеться и заправить постель (сначала взрослый делает это вместе с ребѐнком, постепенно помощь становится минимальной, и ребѐнок делает всѐ самостоятельно).
  2. Утренние процедуры (туалет, умывание, чистка зубов, расчѐсывание – при одновременном и последовательном обучении навыкам самостоятельного выполнения действий).
  3. Завтрак. Подготовка к приѐму пищи, самостоятельный завтрак (с учѐтом возможностей ребѐнка), совместная уборка стола после еды.
  4. Занятия с ребѐнком. Расписание занятий обязательно должно составляться с учѐтом эмоционального и физического состояния ребенка. Очень важную роль играет правильная организация пространства и рабочего места ребѐнка, чтобы ему было ясно, где и каким делом он будет заниматься.
  5. Прогулка на воздухе. Ребенок должен знать, что прежде чем он пойдет гулять, он должен выполнить определенные действия (сходить в туалет, переодеться и т.д.). Взрослые должны помнить, что если меняются участники прогулки или еѐ маршрут, то это нужно заранее проговорить с ребѐнком. После возвращения с прогулки, ребенок последовательно выполняет действия, как и прежде.
  6. Обед. Процедура приѐма пищи всегда повторяется по определѐнному (ранее составленному) индивидуальному плану.
  7. Дневной отдых не является обязательным моментом (в зависимости от личностных особенностей ребѐнка). Если ребѐнок спит днѐм, то после сна повторяется процедура утреннего подъѐма.
  8. Полдник. Процедура приѐма пищи повторяется, как и раньше. Один из приѐмов пищи дома можно заменить походом в кафе для приобретения навыков общения и переноса ранее приобретенных навыков в другую социальную ситуацию.
  9. Занятия с ребѐнком (по составленному расписанию): дидактические или подвижные игры, чтение ребѐнку книг, просмотр мультфильмов и т.д.
  10. Ужин. Применяется ранее отработанная процедура.
  11. Время после ужина можно использовать для общения и игр с другими детьми или членами семьи, для прогулки по ранее оговоренному маршруту и т.д., в зависимости от традиций и возможностей семьи.
  12. Умывание/принятие ванны.
  13. Ночной сон.

Процедура укладывания аутичного ребенка в постель облегчается, когда она заранее проработана и выполняется в строгой последовательности с учетом его индивидуальных особенностей (туалет, купание, чистка зубов, укладывание с колыбельной и т.д.) и семейных традиций. В Приложении 1 представлены карточки, соответствующие каждому пункту расписания. В Приложении 2 дан примерный образец расписания на день, включающего следующие режимные моменты: умывание, одевание, завтрак, туалет, занятия, обед, прогулку, ужин, мытье и сон. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка распорядок дня может быть более или менее детализированным.

Поведение в ситуациях, требующих изменения сформированного стереотипа

Взрослые часто встречаются с необходимостью внесения изменений в расписание, то есть «слома» уже сформированного стереотипа. Например, ребенок знает, что сегодня по расписанию у него рисование, а педагог вам только сообщил о том, что заболел. Как же этот факт преподнести ребенку?

 Во-первых, необходимо заранее предусмотреть карточку, картинку или фотографию, которая будет символизировать подобные изменения («больной человек, лежащий в постели»; много машин, стоящих в ряд, - «пробка» и т.д.). Следует подчеркнуть, что подобные «домашние заготовки» родители должны предусматривать заранее и всегда иметь при себе.

Во-вторых, если в жизни происходит подобная ситуация изменения течения событий, отличная от составленного расписания, необходимо вместе с ребенком внести корректировки:

- вместе с ребенком вынуть фотографию события, которого не будет;

- найти фотографию или карточку с изображением события, которое его заменит;

- вместе с ребенком внести изменения в расписание.

 Все производимые действия по изменению расписания взрослый проговаривает ребенку вслух. В жизни человека часто происходят события, требующие определенной перестройки не только режима дня, но и жизни в целом (переезд на новое место, выезд на дачу, поездка на море и т.д.). Подобные перемены даже обычный человек переносит с трудом, а для аутичного ребенка это может представлять собой явную угрозу разрушения его внутренней картины мира. Поэтому так же постепенно, как и в случае формирования стереотипа «режима дня», необходимо начинать готовить ребенка к предстоящим событиям заранее (за недели, возможно, месяцы). Например, предстоящая поездка с ребенком на море в поезде предполагает неоднократные выезды на электричке за город. Стереотип, сформированный иногда с большим трудом, обычно связан с конкретной ситуацией и обстановкой, и это лишает ребѐнка возможности использовать приобретѐнный навык в других обстоятельствах. Например, ребѐнок, уже усвоивший навык самостоятельного приема пищи в домашних условиях, откажется делать это в гостях или в кафе. Для преодоления подобных трудностей нужно заранее вместе с ребенком составить «расписание» этого «похода», проговорить предполагаемые там события вслух и использовать необходимую картинку. Нужно сделать так, чтобы у ребенка была возможность хотя бы сесть за стол в новом для него месте, а потом сделать эти посещения регулярными, обучая его правилам поведения в общественных местах. Для

того чтобы ребенок научился использовать приобретенные навыки в различных ситуациях и при этом не подвергался психологическому и эмоциональному стрессу, нужно всегда готовить его к новому заданию. Новые ситуации должны возникать постепенно, и рядом с ребѐнком должен всегда быть значимый для него человек. Составление расписания занятий. С помощью предметов или карточек вместе с ребенком составляется расписание занятия. В первом случае расписание представляет собой последовательно разложенные на столе предметы. Во втором случае – последовательно разложенные фотографии.

Расписание с использованием фотографий

Удобнее всего составлять расписание, последовательно раскладывая фотографии на рабочем столе или закрепляя их на планшете, прикрепленном к стене напротив рабочего места ребенка. Например, план занятия включает игру в кубики, работу с картинками, рисование и игру с игрушками. В этом случае, составляя расписание, можно использовать следующие предметы: кубик, карточку, фломастер и мягкую игрушку. При использовании фотографий расписание занятий может быть составлено в порядке, представленном в Приложении 3. Начиная использовать расписание, необходимо соблюдать следующие правила: - Задания, включенные в расписание, должны быть доступными для ребенка. Трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки дезадаптивного поведения.

  • Увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должно осуществляться постепенно, в зависимости от уровня развития ребенка. - В расписание необходимо всегда включать интересные для ребенка виды деятельности. Наиболее интересный для ребенка вид деятельности нужно помещать в конец расписания так, чтобы он был мотивирующим фактором (вознаграждением). - При выполнении заданий необходимо соблюдать последовательность, указанную в расписании. Искажение последовательности – недопустимо.
  • Ребенка нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания. Это стимулирует его к дальнейшей работе. - Выполнение всех заданий, включенных в расписание, – обязательно. Занятие заканчивается только после завершения последнего задания, включенного в расписание. Начать работу по использованию расписания необходимо с создания картотеки/«банка» фотографий, символизирующих различные виды деятельности. Подбирая карточки или фотографии, нужно соблюдать следующие требования: - На фотографиях, отражающих пункты расписания, должно быть изображено минимальное количество предметов. - Предметы, изображенные на фотографиях, должны быть тесно связанными с определенным видом деятельности. Это помогает ребенку наиболее быстро почувствовать взаимосвязь между изображениями и тем, что он будет делать. - Каждая фотография должна символизировать только один вид деятельности. Недопустимо использование одной карточки для обозначения 2-х различных видов деятельности. Это может привести ребенка в замешательство и вызвать негативные поведенческие реакции. Когда фотографии для первоначальной работы собраны (картотека будет пополняться по мере дальнейшей работы), можно переходить к следующему этапу – собственно к составлению расписания. При этом необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
  1. Составьте план занятия с ребенком.
  2. Подберите фотографии (карточки) с изображением соответствующих видов деятельности. Вместе с ребенком разложите фотографии в определенной последовательности.
  3. Выполняйте задания последовательно, в соответствии с расписанием.
  4. Перед началом выполнения каждого последующего вида деятельности показывайте ребенку на фотографию с соответствующим изображением, чтобы он соотносил происходящие действия с расписанием.
  5. После выполнения каждого очередного задания убирайте из расписания соответствующую фотографию. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности завершен, и можно переходить к следующему.
  6. Позвольте ребенку выйти из-за стола только после того, как выполнено последнее задание.

Сначала расписание должно включать только два любимых ребенком вида деятельности. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы он понял, что должен выполнить два вида деятельности последовательно. Затем составляется расписание, включающее три вида деятельности. На этом этапе в расписание уже можно включить один вид деятельности, к которому у ребенка нет выраженного интереса. Важно, чтобы последний вид деятельности был для него интересен. Тогда у него есть стимул продолжать работать по расписанию. Постепенно, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, количество заданий нужно увеличивать, а задания усложнять.

Расписание с использованием карточек

Расписание можно составлять также с использованием карточек с изображением определѐнных видов деятельности. Например, вы проводите занятие с ребенком по формированию навыка одевания. При этом необходимо составить вместе с ним последовательность совершаемых действий с помощью нарисованных карточек, проговаривая ее вслух.

Карточка с изображением трусов Карточка с изображением майки Карточка с изображением брюк (платья)

Расписание с использованием цвета План может быть выполнен в цвете, и каждый цвет будет означать какое-либо задание. Например, красная карточка на плане указывает на красную коробку с заданием, синяя карточка указывает на такого же цвета синюю коробку, желтая карточка указывает на желтую коробку. Когда в расписании не останется цветных карточек, работа выполнена.

Красный Синий Желтый

Расписание с использованием цифр

Вместо цветов можно использовать цифры: цифра 1 означает первое задание, 2 - второе и т.д. Когда на планшете не остается цифр, работа выполнена. Использование цифр не зависит от того, различает ли ребенок сами цифры.

1

2

3

И т.д.

Если ребенок понял принцип работы по расписанию дня, то нужно вводить расписание на неделю. Для этого можно использовать расчерченный по дням недели лист ватмана (рис. 1). Фотографии крепятся при помощи липучек или 4-х уголков (для каждой карточки). Использование наглядного расписания позволяет лучше организовать ребенка, независимо от тяжести аутистического нарушения.

понед вт ср четв пятн суб воскр

Речевой режим для взрослых

Большинство детей с аутизмом значительно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Особенно ярко это нарушение проявляется при тяжелых формах аутизма. Такие дети с трудом вычленяют речевые звуки из общего потока слуховой информации и затрудняются их интерпретировать, т.е. их характеризуют нарушения понимания речи.

Данная проблема значительно затрудняет процесс обучения ребенка, формирования навыков, необходимых для повседневной жизни. В ряде случаев аутичные дети понимают отдельные высказывания, которые тесно связаны непосредственно с ситуацией общения, но у них могут всю жизнь сохраняться трудности понимания внеситуативной речи. Учитывая данную особенность, в процессе обучения необходимо не только проводить целенаправленную работу по развитию понимания речи, но и «адаптировать» собственную речь таким образом, чтобы она была доступна пониманию ребенка. В этом случае коррекционная работа станет значительно более эффективной.

Таким образом, одним из важнейших условий успешности обучения является соблюдение речевого режима, доступного для ребенка. Соблюдение речевого режима включает следующие требования:

  1. Речевое общение должно проходить в спокойной обстановке.
  2. Речь взрослого должна быть ситуативной.
  3. Высказывания должны быть короткими и упрощенными.
  4. Используемые        слова        должны        быть        распространенными        и общеупотребительными.
  5. Необходима четкая, слегка утрированная артикуляция.
  6. Темп речи должен быть слегка замедленным.
  7. Речь должна быть мелодичной.
  8. Необходимо соблюдать баланс между спокойным и эмоционально окрашенным

тоном.

  1. После произнесенной фразы ребенку необходимо предоставить время для

ответной реакции.

  1. В случае отсутствия реакции нужно повторить высказывание и помочь ребенку осуществить соответствующее действие.
  2. В качестве подсказки необходимо использовать жесты и демонстрацию действий.
  3. Следует комментировать действия ребенка с помощью слов. («Да, ты взял банан». «Теперь надо очистить банан». «Теперь ты будешь есть банан». «Кусай».

«Молодец»).

  1. Необходимо задавать простые вопросы, соответствующие уровню развития и возрасту ребенка.
  2. Рекомендуется        предоставлять        дополнительные        ориентирующие        указания, например: «подожди», «слушай», «начинай». Надо обучать ребенка различать слова, которые он может легко спутать: «кто?», «что?», «где?», «почему?», «как?» и др.
  3. Нельзя давать одновременно несколько заданий.

Под спокойной обстановкой понимается соблюдение относительной тишины и отсутствие отвлекающих факторов.

 Основными отвлекающими факторами могут быть:

- незнакомая для ребенка обстановка;

- движущиеся объекты, люди, животные;

- шум (разговор других людей, крики, включенный телевизор, музыкальный центр, уличные шумы, шум метро и т.д.). Тихая, спокойная обстановка позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на речевых высказываниях находящегося рядом человека.

 Ситуативность предполагает, что речь взрослого должна быть тесно связана с непосредственной ситуацией общения. Например, прежде чем просить ребенка надеть ботинки, нужно сначала отвести его в коридор, чтобы он увидел их, а затем сказать, обращаясь к нему по имени: «Надень ботинки». Не следует просить ребенка надеть ботинки, когда он находится в комнате. Краткость указывает на необходимость упрощения высказываний, т.к. у детей с аутизмом часто снижен объем слухоречевой памяти и слухового восприятия. В этом случае им сложно воспринять и понять длинные речевые конструкции. Например, пригласить ребенка на обед можно двумя способами:

«Вася, иди обедать» или «Вася, садись за стол. Мы сейчас будем обедать». Первый вариант предпочтительней для ребенка с трудностями понимания обращенной речи. Распространенность и общеупотребительность предполагают, что при общении с ребенком нужно выбирать те слова, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни, поскольку именно эти слова ему наиболее понятны. Например, показывая ребенку на проезжающую машину, лучше сказать «машина», а не «автомобиль». Собираясь в магазин – «пойдем в магазин», а не «пойдем в супермаркет» или «универмаг». Необходимость четкой и утрированной артикуляции возникает в связи с нарушениями у аутичных детей слухового внимания и восприятия. Утрированная и четкая артикуляция позволяет ребенку наилучшим образом распознать произнесенные слова и понять обращенную речь.

Замедленный темп и мелодичность речи также позволяют ребенку лучше сконцентрироваться на произносимых словах. Для реализации данного требования необходимо слегка растягивать слова. Соблюдение баланса между спокойным тоном и эмоционально окрашенной речью – сложное условие. Эмоциональная окрашенность речи в значительной степени позволяет лучше запоминать новые и закреплять уже знакомые слова и высказывания. В то же время важно, чтобы эмоциональность не была чрезмерной: это излишне возбуждает ребенка, не дает ему возможности сконцентрироваться в процессе занятий. Часто в процессе взаимодействия аутичные дети реагируют на высказывания взрослого несколько замедленно, что связано с трудностями концентрации внимания и переработки речевой информации. Именно поэтому, общаясь с ребенком, необходимо предоставлять ему время для ответной реакции. Для этого нужно выдержать паузу и подождать, сохраняя молчание, в течение нескольких секунд после высказывания, адресованного ребенку. В случае если он не реагирует адекватным образом, необходимо повторить высказывание и затем помочь ему отреагировать соответствующим образом. Например, выходя из комнаты вместе с ребенком, задержитесь возле двери и попросите его выключить свет. Затем подождите его реакции. В случае затруднения, попросите снова и дайте ребенку подсказку, показывая на выключатель или демонстрируя действие.

Выполнение совокупности описанных требований позволяет ребенку лучше сосредоточиться и понять обращенную речь в процессе взаимодействия с другими людьми.

Психологические установки взрослых

Наличие позитивных психологических установок взрослых и выбор правильной тактики взаимодействия с ребенком – важнейшие условия эффективной коррекционно- развивающей работы. Грамотные установки и тактика поведения родителей, родственников, педагогов, работающих с ребенком, оказывают решающее влияние на результаты. Они ведут к установлению надежного положительного контакта, доверительного отношения, повышают продуктивность обучения и совместной деятельности.

Ключевыми психологическими установками считаются: - Доброжелательность по отношению к ребенку. Агрессия взрослых – серьезное препятствие на пути к установлению положительного контакта.

Целеустремленность и упорство взрослых, принимающих участие в обучении ребенка. Важна готовность проводить занятия систематично и регулярно. Только ежедневное, систематическое обучение позволяет ребенку осваивать новые умения и закреплять уже усвоенные навыки. Терпимость по отношению к ребенку. Необходимо помнить, что только длительная, целенаправленная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии ребенка. Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый последующий шаг, сделанный ребенком, искренне радоваться ему и воспринимать его как большой успех. Стремление поддержать ребенка в трудных ситуациях, быть для него опорой по мере необходимости. Аутичный ребенок всегда нуждается в поддержке со стороны взрослого. Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна. Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни. Не позволяйте ребенку управлять собой. Важно помнить, что руководить процессом обучения должен взрослый, а не ребенок. Не позволяйте ему устанавливать собственные правила в процессе занятий. Будьте спокойны, тверды и психологически устойчивы при взаимодействии с ребенком. Всегда будьте последовательны в своих действиях. Устанавливая рамки поведения для ребенка, никогда не позволяйте нарушать их. Исключений быть не может, даже если это праздник. Сохраняя за собой лидирующие позиции в процессе обучения и повседневной жизни, позволяйте ребенку руководить ходом игры. В этом заключается основное отличие между обучением и игрой. Всегда учитывайте интересы ребенка в процессе коррекционной работы: это усилит его мотивацию. Проявляйте уважение к ребенку, к его интересам и потребностям.

Материалы: Методическое пособие под общей редакцией доктора медицинских наук, профессора В.Н. Касаткина.

Авторы: Н.Г. Манелис, А.В. Хаустов, О.О. Григорян, Е.Л. Агафонова, И.А. Костина, М.С. Гончаренко, А.И. Козорез – ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С

ТЯЖЁЛЫМИ ФОРМАМИ РАЗВИТИЯ: методическое пособие для родителей / М., 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с семьями детей с нарушениями зрения.

В данной работе описывается система использования интернет пространства при работе с родителями детей-инвалидов и детей с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таг...

статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя  феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт.  Оптимальными...

Работа с семьями детей с нарушением зрения

Методические рекомендации для родителей имеющих детей с ослабленным зрением....

Методические рекомендации Задачи работы по ознакомлению детей с ПДД в разных возрастных группах

В течение года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различ...

«Методические рекомендации по работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ дошкольного возраста».

laquo;Методические рекомендации по работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ дошкольного возраста»....

Методические рекомендации "ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Цель взаимодействия педагогов с родителями  по вопросам формирования здорового образа жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них...

Методические рекомендации ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель взаимодействия педагогов с родителями  по вопросам формирования здорового образа жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способнос...