"О половом воспитании дошкольников"
консультация

Петрова Галина Николаевна

В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, элементарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_polovom_vospitanii_doshkolnikov.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

О половом воспитании дошкольников.

Консультация для родителей.

Судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей.

Для начала следует разобраться в некоторых наиболее важных понятиях.

Пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку).

Половое воспитание – комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.

Половое развитие – результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей – членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

Психические и физические отличия.

Девочки:

- более раннее созревание общих и психических функций, лучшее развитие способности отличать, большая чувствительность к запахам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность большая подвижность пальцев рук;

- игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное;

- они более активные и аккуратные, поэтому взрослые их чаще хвалят, они получают больше положительных оценок;

- склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, нянчить, заботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстников;

- повышенный интерес к своей внешности, они более чувствительные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения.

Мальчики:

- ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые;

- лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справляются с числовыми манипуляциями, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;

- больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредоточены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, играх в войну;

- более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;

- ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообразным машинам и механизмам.

Развитие полоролевого самосознания.

В раннем возрасте должна осуществляться половая идентификация, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, элементарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника – отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка – наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. При отсутствии одного из родителей, например, отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый – родственник, друг, воспитатель. Отстранение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли только на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к исполнению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают «женский тип» поведения (феминизация). Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противоположность женскому. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин.

Основные направления деятельности родителей по воспитанию будущего семьянина:

- формирование у детей понятия значения семьи, важности и необходимости для человека;

- формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи;

- воспитание любви к родителям;

- подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены;

- приучение детей к участию в семейных делах.

Современные тенденции.

Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными (властность – подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.

Правила общения на «взрослые» темы.

Когда ребенок обращается к родителям с вопросами на половые темы, уклоняться от ответа не стоит. На вопрос полового характера дети часто слышат от взрослых ответ: «Еще мал, вырастешь - узнаешь!», который не только не гасит детский интерес к этой теме, а, наоборот, становится определенным катализатором, подогревая ее. Ведь недосягаемое, таинственное почти всегда усиливает интерес. А ответы: «отстань», «не мешай мне со своими дурацкими вопросами», «я занят, потом», «будешь спрашивать глупости, накажу» вызывают только отчуждение ребенка от взрослого, приводят к потере детского доверия.

Проявлять инициативу и самим начинать говорить с ребенком на эти темы - огромная ошибка. Все надо делать вовремя! Разговаривать с ребенком на «взрослые темы» следует только в том случае, если это его действительно интересует, и он не может самостоятельно найти ответы на свои вопросы.

Половое воспитание лучше начинать не с вопросов о сексуальности, а с вопросов о гигиене, когда ребенок учится заботиться о своем теле самостоятельно. Это повод предотвратить «неудобные» вопросы и научить его называть своим словами все части тела (вульва у девочки, пенис и яички у мальчика).

По мере взросления ребенка можно добавлять информацию о том, как функционирует тело человека.

Наиболее распространённая ошибка родителей - желание предупредить осознание ребёнком элементов сексуальности, хотя дети, как правило, не вкладывают в свои вопросы того содержания, которое вкладывают в них взрослые. Дошкольнику не нужны конкретные рассказы о физической и эмоциональной стороне половых взаимоотношений. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания.

Если родители не боятся любых детских вопросов, всегда находят правдивый ответ, делают это в доступной для ребенка форме, не унижая его достоинства, они могут рассчитывать на постоянный контакт с малышом и на то, что те примут их советы и помощь.

Например, Рудольф Нойберт в книге «Что я скажу своему ребенку» пишет, что на вопрос «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?». Следует ответить сыну, что он родился таким, как папа, а дочь - как мама. Если малыш спрашивает: «Где берутся дети?» - Следует ответить: «Дети появляются и живут в теле матери». На вопрос «Как я вырос?» - Ответить: «Из крошечного зернышка, которое всегда было в животе у мамы». В случае, когда малыш спрашивает: «Как рождаются дети?», можно использовать такую возможную форму ответа: «Из специального отверстия, которое при рождении становится большим».

В последнее время появилось много литературы, назначение которой - познакомить малышей с вопросами рождения детей. Взрослые должны осмотрительно и вдумчиво подходить к выбору таких книг. Некоторые издания излишне информативны, а трехлетнему малышу много вещей действительно еще рано знать. Кроме того, сам по себе этот вопрос деликатный и очень важно, и о нем, пусть даже с помощью иллюстраций, поведают близкие люди. Не стоит оставлять ребенка наедине с такой книгой. Лучше рассмотреть, почитать ее вместе.

Если ребенок употребляет непристойные слова, лучше спокойно объяснить ему их значение, после чего объяснить, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Например: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Это не лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь». Злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных выражений обычно провоцируют его повторять свои эксперименты с ненормативной лексикой.

Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что необходимо научить ребенка говорить «нет» взрослым. Ребенку следует объяснить, что некоторые взрослые могут вести себя неправильно, не надо бояться отказываться идти с ними, и всегда следует рассказывать родителям о таких «предложениях» со стороны знакомых или незнакомых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Половое воспитание дошкольников»

 Одной из основных частей общей системы воспитания является половое воспитание. От того, как было поставлено половое воспитание, часто зависит очень многое в формировании личности ре...

Консультация для родителе по половому воспитанию дошкольников: «Мама, откуда я взялся?»

Одно из главных воспитаний в дошкольном возрасте это половое, но часто родителям очень трудно разговаривать со своим ребенком на "интересные " темы. В данной статье автор помогает родителям ответить п...

О половом воспитании дошкольников

Интерес к различиям между мальчиками и девочками появляются обычно в 2,5—3 года, примерно к 5 годам возникают вопросы о происхождении детей, откуда берутся дети, как они выходят из матери, в 5—7 лет д...

Половое воспитание дошкольников.

Как правильно и коректно вести беседу с родителями, на какие стороны общения с ребенком обратить внимание. Основной аспект - это отношения родителей между собой, другими родственниками и между дочерью...

Консультация для родителей "Половое воспитание дошкольника"

Половое воспитание сегодня является важнейшей составляющей во всем процессе воспитания. Оградить ребенка от всего этого просто невозможно, да и делать этого нельзя, потому что рано или поздно, когда о...

Половое воспитание дошкольников - Список литературы для заинтересованных родителей

middot;   Любые вопросы ребенка дошкольного возраста продиктованы, прежде всего, стремлением понять непонятное, новое и неизведанное.  Родителям бывает полезно заранее подготовиться и ...