Повышение педагогической культуры родителей. Формы и методы работы».
консультация (подготовительная группа)

Филиппова Светлана Владимировна

Опыт работы с семьями дошкольников показывает, что имеются такие проблемы, которые целесообразно решать в коллективе с родителями. Необходимо выработать общий подход к решению проблем воспитания, передать информацию о технологиях образовательного процесса, найти ответы на вопросы, интересующие всех родителей, независимо от возраста детей, от условий жизни семьи.

Известно, что положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм, методов, приемов сотрудничества с родителями, при активном включении их в работу с детским коллективом.

Формы работы с родителями, повышающие их педагогическую культуру, разнообразны. Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы.

К традиционным формам работы относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы».

Нетрадиционным формам работы относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

В настоящее время актуальным остается индивидуальная работа с семьей. Посещение семьи ребенка много дает для изучения, для установления контакта с ребенком, его родителями. Прийти к ребенку, значит прийти в гости, следовательно, надо быть в хорошем настроении, приветливым и доброжелательным. Следует забыть о жалобах и замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни. Советы единичные давать тактично ненавязчиво.

В посещение семьи можно включить вопросы:

     1. Как вы отмечаете семейные праздники?

2. существуют ли семейные традиции?

3.Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?

4.Любит ли ребенок делать дела с взрослыми, какие дела вы можно ем доверить?

После этих вопросов можно посмотреть уголок с игрушками, предложить поиграть. Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания на родительском собрании, конференции или поместить материал в папке передвижке.

День открытых дверей, является достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно- образовательной работы, заинтересовать их и привлечь к участию.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель:

·        что необходимо выяснить,

·        в чем хотели помочь.

Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседника к высказыванию. Участники беседы должны уметь не только говорить, но и слушать, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или с подгруппой родителей.

 Целью консультаций является усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь в решении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны:

- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;

-обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными;

-практическое занятие.

Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны:

- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;

- обсуждение стать, заранее прочитанной всеми приглашенными;

- практическое занятие.

Например, консультация для родителей на тему: «Индивидуальный подход к ребенку».

Семинар- практикум. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:

- как читать книгу;

- рассматривать иллюстрации;

- готовить руку к письму

- упражнять артикуляционный аппарат и др.

Например, семинар- практикум «Развиваем мелкую моторику». 

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год, на них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца Ежегодно одно собрание следует посвятить обсуждению опыта семейного воспитания детей. выбирается теме злободневная для группы, например, «Как воспитать любовь к книге», «телевизор друг или враг в воспитании детей», «игра- это серьезно» и т. п.  

Родительские конференции. Основная цель – обмен опытом семейного воспитания. Важно определить актуальную тему для конференции, подготовить выставку педагогической литературы, выставку детских работ, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения и т. д. Завершить конференцию можно совместно концертом детей, членов семьи и сотрудников детского сада. 

Деловая игра - максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогических решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узконаправленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки родителей.

Примерная структура игры такова:

1.     подготовительный этап, который включает в себя определенные цели, задачи, организационные правила, регламентирующие игру, выбор действующих лиц, подготовка необходимого наглядного материала и оборудования.

2.     Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3.     Итог игры, выражающийся в анализе ее результата.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации.

Вечера вопросов и ответов. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий. Роль вечеров в вооружении родителей педагогическими знаниями не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров.

Встречи за «круглым столом». Такая форма общения расширяет воспитательный кругозор не только родителей, но и педагогов. Встречи для родителей и других членов семьи, нося тематический характер. Темы различные, например, «Ребенок и природа», «В мире прекрасного» и т. д.

Значительным подспорьем в работе с родителями является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. За этим, конечно, должны следить педагоги. Делать подбор специальной литературы, следить за своевременным обменом. Следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

Учитывая занятость родителей, используется и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является библиотека игр.

Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает общаться с ребенком. Если традиция современных домашних игр прививается, то в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Большую пользу приносит такая форма общения как «Встреча с интересными людьми». Основная часть встречи – это небольшой яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби. Ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий. Сюда может входить и практическая часть. Такие встречи дают возможность родителям стать равноправными участниками воспитательно – образовательного процесса. Постепенно родители переходят в ряды единомышленников, обращаются за советами по самым разнообразным вопросам. Часто такие встречи становятся традицией группы.

Таким образом, взаимодействие с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Изменение характера взаимодействия педагогов и родителей в результате, которого многие родители становится активными участниками всех дел детского сада и подводит к пониманию, что  заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе  важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей. А разнообразные формы работы только помогут сделать это общение наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителtq

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povysheniya_urovnya_roditeley.doc1.1 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы и методы работы, направленные на повышение уровня мотивации к профессиональному развитию педагога ДОУ»

В связи с последними изменениями в образовании  у меня, как старшего воспитателя, возникают вопросы – как и что сделать, чтобы каждый педагог стал педагогом с большой буквы? Как избавиться ...

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

   Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...

«Повышение культуры родителей. Формы и методы работы».

Разнообразные формы и методы работы помогут сделать общения с родителями более эффективным и продуктивным....

Формы и методы работы, направленные на повышение качества образования в группе.

В данной презентации в сжатой форме представленны основне форм и методы работы с детьми, направленные на повышение качества образования в группе....

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...

Выступление на педагогическом совете "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ".

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....