Мастер-класс «Дома играем – речь развиваем»
консультация

Елагина Людмила Павловна

Мастер-класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_doma_igraem_rech_razvivaem.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дома играем – речь развиваем»

Цель: Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста и научить родителей играть в речевые игры с ребенком.

Задачи:

1. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.

2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.

3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.

Участники: родители.

Ход:

1.Вводная часть.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Коменский

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. 

И речь ребёнка наиболее эффективно развивается в игре.

Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».

Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое.

Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития речи ребенка.

2. Практическая часть.

И  чтобы позаниматься с ребенком вовсе необязательно:

- усаживать его за стол и создавать атмосферу урока.

-вам не понадобятся сложные пособия и методики.

Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Игры - упражнения на развитие речевого дыхания помогут выработать у ребенка правильное звукообразование.

Воздушный шарик. Дайте ребенку шарик и попросите надуть его.

Карандашик. Положить на стол карандаш со словами: «А хочешь я тебя научу, как сделать карандаш волшебным? Дуй на него сильно-сильно».

Кораблик. Налейте в тазик воды, сделайте бумажный кораблик и с удовольствием играйте, запуская его по волнам. Ребенок должен привести кораблик в движение, дуя на него.

Надувание мыльных пузырей.

Ветродуйчики, которые начинают крутиться от движения воздуха.

Прекрасный вид речевого дыхания – игра на музыкальных инструментах типа дудочки. Пусть дуют себе на пользу!

Пальчиковые игры:

 - развивает навыки мелкой моторики;

- способствует развитию речи;

- активизирует работу головного мозга;

- развивает образное мышление, память, внимание, воображение и снимает тревожность.

Предлагаем  несколько игр и упражнений, для начала подготовим наши руки, разотрем ладони.

Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).

- Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Игра «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

- Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев – руку сжать в кулак, затем резко разжать – 5 раз.

- Крепко пальчики сожмем,

После резко разожмем.

Наши руки разогрелись, а теперь сделаем массаж пальчиков.

Игра «Гусь»

Где ладошка? Тут? Тут! (показывают правую ладошку)

На ладошке пруд? Пруд! (гладят левой ладонью правую)

Палец большой - (поочередно массируют каждый палец)

Это гусь молодой,

Указательный-поймал,

Средний-гуся ощипал,

Безымянный-суп варил,

А мизинец-печь топил.

Полетел гусь в рот, (машут кистями, двумя ладонями прикасаются ко рту)

А оттуда в живот. (потом к животу)

Вот! (вытягивают ладошки вперед)

Игра «Две сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке (две ладошки рядом шевелят пальцами).

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали. (две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали, (пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы их едва разняли. (руки в замке рассоединяются)

Вы можете поиграть дома с ребенком в игры, которые служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова.

Игры на кухне.

Игра «Песочница на кухне»

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Указательный пальчик ребенка превращается в волшебный карандаш, который будет рисовать цветок, мордочку. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ему самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики ребенка. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Игра «Золушка»

Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребенку их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске.

Игра «Угощаю»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет вам на ладошку, потом вы называете слово и кладете ребенку на ладошку. Играете до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, горькие слова.

Игра «Волшебные магниты»

Магниты, которыми принято украшать кухню, помогут Вам придумать

много интересных заданий и игр. Например, попросить ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

Игра «Назови овощи ласково»
Покажите ребенку овощ, а его попросите назвать уменьшительно -ласкательную форму слова.

помидор – помидорчик; перец – перчик; огурец – огурчик; капуста – капусточка; картошка – картошечка.

Игры на улице

Игра «Сплетем веночек»

Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: «Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков». Аналогично можно собрать букет из других цветов.

Игра «Что могут делать…?

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

- Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать… Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Игра «Кто самый внимательный»

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета.

Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает тот, кто назвал больше слов.

Игра «Отгадай»

Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:

- кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина;

- голова, уши, рога, туловище, хвост, копыта, вымя - корова, коза.

- голова, уши, туловище, хвост, копыта, пятачок - поросёнок.

Игры для всей семьи

Игра «Исправь ошибку»

Взрослый рисует сам и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Игра «Кто у кого»

Взрослый называет животное, ребенок называет детенышей, что он делает.

Например:  кошка (котенок), что делает котенок (лакает молоко или  играет клубочком) и т.д. Можно подобрать определения к названиям детенышей животных: скажи, какая собака (собака, корова, коза лошадь), какой поросенок (котенок, щенок, теленок, жеребенок)?

Игра «Подбор прилагательных»

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту.

Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как

можно больше признаков.

Например, «собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т.п.

3.Заключительная часть.

Рекомендуем вам, уважаемые родители, создать дома развивающую речевую среду:

- привязать речевые мини-занятия к бытовым делам: готовите обед – разыграйте сценку между вилкой и ложкой. Смех ребенка вам обеспечен, а через некоторое время вы увидите, что и он сам сможет устроить диалог между двумя совершенно не подходящими для этого предметами;

- создать в семье речевые традиции: утром загадка от мамы, а вечером загадка от ребенка папе; утром по дороге в садик – обсуждение планов на вечер; вечером по дороге из садика – обмен впечатлениями о том, как прошел день; идете с ребенком в магазин – постарайтесь найти что-нибудь необычное и спросите ребенка, как такое могло произойти; семейный театр по выходным и прочее. Вариантов таких традиций можно придумать множество, выберите то, что вам удобно и вызывает положительные эмоции;

- читать ребенку осознанно: периодически останавливайтесь и обсуждайте с ребенком иллюстрации, главных героев и их поступки.

Надеемся, что наши игры не оставят вас равнодушными и вызовут желание поиграть и которые помогут эффективному развитию речи вашего ребенка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем».

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников.  Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем»....

Мастер – класс для родителей "Играем – речь развиваем"

Укрепление связей семьи  и детского  сада в целях  обеспечения  единства в  речевом  развитии   детей, оказание  практической  помощи в проведении...

Методическая разработка Мастер-класс для родителей "Играем- речь развиваем"

Данный мастер-класс адресован педагогам, которые хотят объединить усилия педагогов и родителей по речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем».

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников.Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем»....

Мастер-класс "С пальчиками играем, речь развиваем"

Развитие мелкой моторики, игры для развития речи....