Консультация для родителей "Игры с буквами и словами"
консультация

Марченко Валентина Анатольевна

Консультация для родителей
Игры со звуками и буквами.
Родителям для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.
Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
Игры со звуками и буквами.
Родителям для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.
Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.
Вот самые простые игры со звуками.
Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-ист?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: Есть ли звук, а в словах: арбуз, жук, лук? В каких словах есть звук а? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.
Вот игра посложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь. Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.
Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, мяч – чемодан-нос- санки - игла и т.д.
Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: У кого есть слово, начинающиеся на звук п ? Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.
А как любят играть дети со Звукоедиком!
Познакомьте,  малыша с ним. Скажите: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш)каф, (с)тул, и т.д.
В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: сто(л), сто(л), тарелк(а) и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.
Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков.
В этом вам поможет игра Дом звуков.
Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: В этом доме живет слово кот. У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова спят отдельно. Давайте уложим спать слово кот. Какой звук будет спать в первой спаленке? Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): Это первый звук. Позови его спать. Ребенок зовет: К-к-к,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук о. Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от.
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок расселяет в домики всех своих знакомых, животных, кладет на хранение продукты, одежду, мебель.
Все эти игры настольные. Если ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно играть в Эстафету звуков.
Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: С-с-с. Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук о-о-о. Третья машина рокочет по своему: м-м-м. Спросите: «Какое слово везут машины?»
Одновременно со звуками знакомьте детей с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который она эта буква обозначает. И знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если выбудете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в Дом со звуков, предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинках слова (игра Эстафета звуков), он может грузить не невидимые звуки, а буквы разрезной азбуки или кубики с изображением букв.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным.
Здесь может помочь игра Дом букв. Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, лы.
Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: мак, лак, сын. После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.
В заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои, приносящие в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда много припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайками пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный мир слов, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учим буквы, играем в слова"

В консультации для родителей рассказывается о том, как в занимательной форме знакомить детей с буквами русского алфавита, прививать интерес к чтению, изучению русского языка. Приводятся примеры игр, в...

РАСПУТАЙ БУКВЫ, СОСТАВЬ СЛОВА. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Материал предназначен для развития речевой памяти, внимания, для синтеза слов...

ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»

НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТНР[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5286750","attributes":{"alt"...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Грамота. Вариативность игровых упражнений на закрепление буквы -Ж-. Слова с новой буквой.

Представленные упражнения направлены на закрепление пройденных букв и запоминание образа новой буквы -Ж-. Чтение слов с пройденными буквами. Развитие зрительного внимания. Закрепление правильного напи...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. " Буква Г, звуки {г},{гʼ}"

Интересные задания помогут ребятам в увлекательной форме познакомиться с буквой Г, звуками, которые она обозначает....