ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Медведева Наталья Михайловна

 

НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_ds_22.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТНР /Автор: учитель-логопед Медведева Н.М./

ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»

ЦЕЛИ:

                                                                                       

  1. Коррекционно-образовательные:

            - знакомство со звуком и буквой Л, закрепление правильного произношения звука

              Л;

            - обучать умению доказывать принадлежность звука к группе согласных, звонких,  

              твердых звуков, давать полную характеристику звука;

            - научить соотносить звук со зрительным образом буквы;

            - продолжать обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов;

            - продолжать упражнять детей в определении места звука в словах (начало,

               середина, конец), учить подбирать слова к нужной схеме;

            - формировать навыки чтения слогов, слов;

            - совершенствовать грамматический строй речи(согласование количественных

   числительных с существительными, образование слов с уменьшительно-

   ласкательными суффиксами);

- закреплять знания о предложении, учить придумывать предложения с заданным

   словом, составлять графическую схему предложения;

- закрепить значения слов – действий, слов – признаков.

  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие, слух ребенка;

- развитие слухового внимания, памяти, мышления, воображения,

   подражательности;

- развитие навыков ориентировки в пространстве;

- развивать интерес к логопедическим занятиям, постоянно создавать игровую

   мотивацию на занятии.

  1. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать умение правильно и полно излагать свои мысли при ответе,

   отвечать, не перебивая друг друга;

- воспитывать умения слушать себя и своего товарища; четко выполнять

   инструкции учителя-логопеда;

Дидактический материал:

  1. атрибуты  костюма для героя «ПИШИ – ЧИТАЙ»;
  2. загадки (тексты);
  3. мел, доска;
  4. предметные картинки;
  5. магнитофон, диск (компьютер)
  6. разрезные буквы для игры «Живые звуки» (В, О, Л, К.)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте!

- Красиво стоим каждый около своего стола.

- А теперь, сядет тот, кто назовет себя ласково.

        (дети называют свои имена и

        садятся на рабочие места)

- Вот я с вами и познакомилась,

  А меня зовут «ПИШИ – ЧИТАЙ»

  И приехала я к вам из огромной страны «АБВГДейки», где живут разные звуки и буквы.

  Узнала, что в детском саду очень любят с ними играть. Давайте поиграем с новым звуком, познакомимся с новой буквой.

2. Основная часть.

 

- С каким звуком будем играть, определите сами. Сейчас я вам загадаю загадки, звук будет находиться в отгадках.

- А вот и загадки:

- Сидит дед,         - Висит груша,

   В сто шуб одет,        нельзя скушать.

   Кто его раздевает,         (лампочка)

   Тот слезы проливает.

        (лук)

- Четыре братца                                  - Деревянных два коня

  под одной крышей стоят.          Быстро мчат с горы меня

        (стол)                       Кони эти рыжи,

                                                                            А зовут их -……(лыжи)

        (дети угадывают загадки)

- Правильно. Давайте хором повторим отгадки:

- Лук, Лампочка, стоЛ, Лыжи.

   (проговариваем, выделяя звук Л)

- Кто догадался, какой один и тот же звук встречается во всех отгадках?

        - звук Л

- Правильно. Сегодня мы с вами будем играть со звуком Л.

- Давайте дадим характеристику звуку.

- Произнесите его.

                                                                                          -Л.Л.Л.

- Какой это звук, если он не тянется и не поется?

                                                                                          - согласный.

- Еще, что мы можем сказать про этот звук?

                                                                                          - этот звук твердый, как камень.

- Ладошку к горлышку поднесите. Какой звук?

                                                                                          - звук Л – звонкий.

- Итак: звук Л – согласный, звонкий, твердый, но может быть и мягким.

- Давайте попробуем его поймать, хлопните в ладоши, если услышите звук Л среди других звуков.

- К, М, Л, Л, Р, Л, Н, Ш, Л, Л, С, Л.

        (дети хлопают)

- Открывайте ладошки, поймали звук?

        - нет.

- Мы можем звук потрогать?                                        - нет.

- Мы можем звук увидеть?

        - нет.

- Правильно, есть такое правило: Звуки мы слышим и произносим

          Буквы мы пишем, читаем и видим.

                                                         (на доске запись буквы Л)

- Вот давайте посмотрим все вместе: На что похожа наша буква?

- Вы все у меня сейчас «фантазеры». Давайте пофантазируем.

        (разные ответы детей: Н: на ворота, на

        две ноги, на крышу дома, на горку)

- Вот как сказал один поэт: Алфавит продолжит наш,

        Буква Л – лесной шалаш.

- Правда похожа на шалаш?        ( дети соглашаются)

- поднимите мне правую руку, давайте в воздухе указательным пальчиком правой руки нарисуем букву Л, опустите руку. Теперь указательным пальчиком левой руки нарисуем. Молодцы! А теперь двумя руками одновременно.

                                                                                           ( дети выполняют)

- Давайте наш звук подружим с другими звуками.

(на доске запись «звукового жучка»)

        А        А

        О        О

        У        Л        У

        И        И

        Ы        Ы

           (хоровое чтение)

- Мы читали, мы читали

   И немножечко устали

- Поднимайся, детвора, начинается игра.

- Теперь давайте встанем и немного отдохнем, изобразим наши слоги руками. Повторяйте все за мной.

   (использование элементов фонетической ритмики)

           А____________Л        Л_____________А

           О____________Л        Л_____________О
          И____________Л                      Л_____________И
          У____________Л                      Л_____________У

- Садитесь.

                                                                                           (дети садятся)

- Вы заметили, наш звук в слогах был и в конце и в начале.

- Также и в словах, звук Л может быть и в конце, и в начале, и даже в середине

- У меня здесь приготовлено много картинок, в названии которых находится звук Л. Наша задача правильно поместить каждую картинку к нужной схеме.

        Л___________        ______Л______        ____________Л

        ЛУК                          ПИЛА        СТУЛ

        ЛОДКА                   БЕЛКА

                                                            КУКЛА

                                                             ВОЛК

                                                             СЛОН

                                                                             (дети по желанию выходят к доске и                                              выполняют задания, четко выделяя звук Л в словах)

- Пока мы с вами играли с картинками, одно слово у меня рассыпалось, давайте попробуем его собрать, поиграем в игру «Живые звуки». 

(к доске вызываются 4 детей, каждому вешается на грудь буква и дети самостоятельно должны сложить слово.)

- Прочитаем, что у нас получилось.

      О, Л, В, К  ----------------------В О Л К

                                                                                              (читают хором)

- Кто такой ВОЛК?

                                                                                           - ВОЛК – это дикое животное.

- Правильно. Где в этом слове спрятался звук Л?

                                                                                           - В середине.

- Сколько в этом слове звуков?

                                                                                           - В этом слове четыре звука.

- Сколько согласных?

                                                                                           - В этом слове три согласных звука.

- Назовите.

                                                                                           - В, Л, К.

- Сколько гласных звуков?

                                                                                           - Один. О.

- Сколько слогов в слове ВОЛК?

                                                                                           - Один. (делят слово на слоги

        разными способами.)

- Мы знаем правило: Сколько гласных,

                                     Столько и слогов.

- Молодцы!

- Тихонечко все встанем и с вами разомнемся:

Физминутка:

   (Из положения «стойка ноги врозь, руки на поясе» выполняют наклоны в соответствии с текстом.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

         Волк наклоны делать рад

         Вправо, влево, вперед, назад,

         Много-много раз подряд

         Влево, вправо, вперед, назад.

- Садитесь.

        (садятся на рабочие места)

- Ребята, если папа – ВОЛК,

                  То  мама - ….

                                                                                              - ВОЛЧИЦА.

- Как назовем детеныша, если он один?

                                                                                              - ВОЛЧОНОК.

- Если их много?

                                                                                              - ВОЛЧАТА.

- Давайте посчитаем волчат. Игра «От 1 до 10»

          (хором считают)

                                                                                              - 1 волчонок

                                                                                              - 2 волчонка

                                                                                              - 3 волчонка

                                                                                              - 4 волчонка

                                                                                              - 5 волчат и т.д.

- Что может делать волк? Назовите слова – действия.

                                                                                                (перечисляют)

                                                                                               - Бегать, прыгать,

                                                                                                  Рычать, злится, кушать

- Давайте с вами попробуем составить предложения со словом ВОЛК.

                                                                                                ( дети составляют)

( спросить двух, трех человек)

                                                                                               ( дети называют свои

            предложения)

- Чье предложение вам понравилось больше?

        (называют)

- Давайте составим схему к нему  ……….  у доски, все остальные самостоятельно на своих рабочих местах.

        ( дети выполняют задание)

- Проверяем. У всех так получилось?      

- МОЛОДЦЫ! Убираем свои схемы.

3. Подведение итогов занятия.

- Кто мне скажет, что мы сегодня с вами делали?  В какие игры играли? С чем познакомились?

                                                                                                (дети перечисляют)

- Вечером  обязательно слепите из пластилина букву Л и покажите маме и папе, пусть они угадают, что это за буква.

- Вы сегодня МОЛОДЦЫ! Как мы с вами хорошо поиграли. Какие вы были все внимательными, сколько вы много знаете всего. Мне очень понравилось с вами играть, надеюсь, и гостям нашим тоже понравилось. Время - расставаться, «ПИШИ – ЧИТАЙ» отправляется в другой детский сад, но,  я думаю, он еще обязательно придет к вам.

- Тихонечко все встали, идем отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: " Закрепление звуков [д] и [д\'], буквы Д"

Задачи:- закрепить звуки [д] и [д\'], букву Д; закрепить умение делить слово на слоги, ставить ударение; продолжать учить делать звуковой анализ слова;- развивать фонематический слух, внимание, память,...

Конспект интегрированной НОД по теме: «Насекомые. Звук Ж в слогах и в словах в позиции в начале и в середине слова»

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Согласный звук «Х», «Х’» и буква «Х».

Цель: -познакомить с согласным звуком и буквой Х.  Дифференцировать понятия «звук», «буква».-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Напис...

Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.

Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука  в слове и в проведении  слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П

Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем  при подготовке  детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет  учителя...