Главные вкладки

    ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Медведева Наталья Михайловна

     

    НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТНР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_ds_22.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТНР /Автор: учитель-логопед Медведева Н.М./

    ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»

    ЦЕЛИ:

                                                                                           

    1. Коррекционно-образовательные:

                - знакомство со звуком и буквой Л, закрепление правильного произношения звука

                  Л;

                - обучать умению доказывать принадлежность звука к группе согласных, звонких,  

                  твердых звуков, давать полную характеристику звука;

                - научить соотносить звук со зрительным образом буквы;

                - продолжать обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов;

                - продолжать упражнять детей в определении места звука в словах (начало,

                   середина, конец), учить подбирать слова к нужной схеме;

                - формировать навыки чтения слогов, слов;

                - совершенствовать грамматический строй речи(согласование количественных

       числительных с существительными, образование слов с уменьшительно-

       ласкательными суффиксами);

    - закреплять знания о предложении, учить придумывать предложения с заданным

       словом, составлять графическую схему предложения;

    - закрепить значения слов – действий, слов – признаков.

    1. Коррекционно-развивающие:

    - развивать фонематическое восприятие, слух ребенка;

    - развитие слухового внимания, памяти, мышления, воображения,

       подражательности;

    - развитие навыков ориентировки в пространстве;

    - развивать интерес к логопедическим занятиям, постоянно создавать игровую

       мотивацию на занятии.

    1. Коррекционно-воспитательные:

    - воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

    - воспитывать умение правильно и полно излагать свои мысли при ответе,

       отвечать, не перебивая друг друга;

    - воспитывать умения слушать себя и своего товарища; четко выполнять

       инструкции учителя-логопеда;

    Дидактический материал:

    1. атрибуты  костюма для героя «ПИШИ – ЧИТАЙ»;
    2. загадки (тексты);
    3. мел, доска;
    4. предметные картинки;
    5. магнитофон, диск (компьютер)
    6. разрезные буквы для игры «Живые звуки» (В, О, Л, К.)

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    - Здравствуйте!

    - Красиво стоим каждый около своего стола.

    - А теперь, сядет тот, кто назовет себя ласково.

            (дети называют свои имена и

            садятся на рабочие места)

    - Вот я с вами и познакомилась,

      А меня зовут «ПИШИ – ЧИТАЙ»

      И приехала я к вам из огромной страны «АБВГДейки», где живут разные звуки и буквы.

      Узнала, что в детском саду очень любят с ними играть. Давайте поиграем с новым звуком, познакомимся с новой буквой.

    2. Основная часть.

     

    - С каким звуком будем играть, определите сами. Сейчас я вам загадаю загадки, звук будет находиться в отгадках.

    - А вот и загадки:

    - Сидит дед,         - Висит груша,

       В сто шуб одет,        нельзя скушать.

       Кто его раздевает,         (лампочка)

       Тот слезы проливает.

            (лук)

    - Четыре братца                                  - Деревянных два коня

      под одной крышей стоят.          Быстро мчат с горы меня

            (стол)                       Кони эти рыжи,

                                                                                А зовут их -……(лыжи)

            (дети угадывают загадки)

    - Правильно. Давайте хором повторим отгадки:

    - Лук, Лампочка, стоЛ, Лыжи.

       (проговариваем, выделяя звук Л)

    - Кто догадался, какой один и тот же звук встречается во всех отгадках?

            - звук Л

    - Правильно. Сегодня мы с вами будем играть со звуком Л.

    - Давайте дадим характеристику звуку.

    - Произнесите его.

                                                                                              -Л.Л.Л.

    - Какой это звук, если он не тянется и не поется?

                                                                                              - согласный.

    - Еще, что мы можем сказать про этот звук?

                                                                                              - этот звук твердый, как камень.

    - Ладошку к горлышку поднесите. Какой звук?

                                                                                              - звук Л – звонкий.

    - Итак: звук Л – согласный, звонкий, твердый, но может быть и мягким.

    - Давайте попробуем его поймать, хлопните в ладоши, если услышите звук Л среди других звуков.

    - К, М, Л, Л, Р, Л, Н, Ш, Л, Л, С, Л.

            (дети хлопают)

    - Открывайте ладошки, поймали звук?

            - нет.

    - Мы можем звук потрогать?                                        - нет.

    - Мы можем звук увидеть?

            - нет.

    - Правильно, есть такое правило: Звуки мы слышим и произносим

              Буквы мы пишем, читаем и видим.

                                                             (на доске запись буквы Л)

    - Вот давайте посмотрим все вместе: На что похожа наша буква?

    - Вы все у меня сейчас «фантазеры». Давайте пофантазируем.

            (разные ответы детей: Н: на ворота, на

            две ноги, на крышу дома, на горку)

    - Вот как сказал один поэт: Алфавит продолжит наш,

            Буква Л – лесной шалаш.

    - Правда похожа на шалаш?        ( дети соглашаются)

    - поднимите мне правую руку, давайте в воздухе указательным пальчиком правой руки нарисуем букву Л, опустите руку. Теперь указательным пальчиком левой руки нарисуем. Молодцы! А теперь двумя руками одновременно.

                                                                                               ( дети выполняют)

    - Давайте наш звук подружим с другими звуками.

    (на доске запись «звукового жучка»)

            А        А

            О        О

            У        Л        У

            И        И

            Ы        Ы

               (хоровое чтение)

    - Мы читали, мы читали

       И немножечко устали

    - Поднимайся, детвора, начинается игра.

    - Теперь давайте встанем и немного отдохнем, изобразим наши слоги руками. Повторяйте все за мной.

       (использование элементов фонетической ритмики)

               А____________Л        Л_____________А

               О____________Л        Л_____________О
              И____________Л                      Л_____________И
              У____________Л                      Л_____________У

    - Садитесь.

                                                                                               (дети садятся)

    - Вы заметили, наш звук в слогах был и в конце и в начале.

    - Также и в словах, звук Л может быть и в конце, и в начале, и даже в середине

    - У меня здесь приготовлено много картинок, в названии которых находится звук Л. Наша задача правильно поместить каждую картинку к нужной схеме.

            Л___________        ______Л______        ____________Л

            ЛУК                          ПИЛА        СТУЛ

            ЛОДКА                   БЕЛКА

                                                                КУКЛА

                                                                 ВОЛК

                                                                 СЛОН

                                                                                 (дети по желанию выходят к доске и                                              выполняют задания, четко выделяя звук Л в словах)

    - Пока мы с вами играли с картинками, одно слово у меня рассыпалось, давайте попробуем его собрать, поиграем в игру «Живые звуки». 

    (к доске вызываются 4 детей, каждому вешается на грудь буква и дети самостоятельно должны сложить слово.)

    - Прочитаем, что у нас получилось.

          О, Л, В, К  ----------------------В О Л К

                                                                                                  (читают хором)

    - Кто такой ВОЛК?

                                                                                               - ВОЛК – это дикое животное.

    - Правильно. Где в этом слове спрятался звук Л?

                                                                                               - В середине.

    - Сколько в этом слове звуков?

                                                                                               - В этом слове четыре звука.

    - Сколько согласных?

                                                                                               - В этом слове три согласных звука.

    - Назовите.

                                                                                               - В, Л, К.

    - Сколько гласных звуков?

                                                                                               - Один. О.

    - Сколько слогов в слове ВОЛК?

                                                                                               - Один. (делят слово на слоги

            разными способами.)

    - Мы знаем правило: Сколько гласных,

                                         Столько и слогов.

    - Молодцы!

    - Тихонечко все встанем и с вами разомнемся:

    Физминутка:

       (Из положения «стойка ноги врозь, руки на поясе» выполняют наклоны в соответствии с текстом.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

             Волк наклоны делать рад

             Вправо, влево, вперед, назад,

             Много-много раз подряд

             Влево, вправо, вперед, назад.

    - Садитесь.

            (садятся на рабочие места)

    - Ребята, если папа – ВОЛК,

                      То  мама - ….

                                                                                                  - ВОЛЧИЦА.

    - Как назовем детеныша, если он один?

                                                                                                  - ВОЛЧОНОК.

    - Если их много?

                                                                                                  - ВОЛЧАТА.

    - Давайте посчитаем волчат. Игра «От 1 до 10»

              (хором считают)

                                                                                                  - 1 волчонок

                                                                                                  - 2 волчонка

                                                                                                  - 3 волчонка

                                                                                                  - 4 волчонка

                                                                                                  - 5 волчат и т.д.

    - Что может делать волк? Назовите слова – действия.

                                                                                                    (перечисляют)

                                                                                                   - Бегать, прыгать,

                                                                                                      Рычать, злится, кушать

    - Давайте с вами попробуем составить предложения со словом ВОЛК.

                                                                                                    ( дети составляют)

    ( спросить двух, трех человек)

                                                                                                   ( дети называют свои

                предложения)

    - Чье предложение вам понравилось больше?

            (называют)

    - Давайте составим схему к нему  ……….  у доски, все остальные самостоятельно на своих рабочих местах.

            ( дети выполняют задание)

    - Проверяем. У всех так получилось?      

    - МОЛОДЦЫ! Убираем свои схемы.

    3. Подведение итогов занятия.

    - Кто мне скажет, что мы сегодня с вами делали?  В какие игры играли? С чем познакомились?

                                                                                                    (дети перечисляют)

    - Вечером  обязательно слепите из пластилина букву Л и покажите маме и папе, пусть они угадают, что это за буква.

    - Вы сегодня МОЛОДЦЫ! Как мы с вами хорошо поиграли. Какие вы были все внимательными, сколько вы много знаете всего. Мне очень понравилось с вами играть, надеюсь, и гостям нашим тоже понравилось. Время - расставаться, «ПИШИ – ЧИТАЙ» отправляется в другой детский сад, но,  я думаю, он еще обязательно придет к вам.

    - Тихонечко все встали, идем отдыхать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое логопедическое занятие со старшими дошкольниками в ДОУ на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах"

    Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников с использованием ИКТ....

    Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

    Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

    Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: " Закрепление звуков [д] и [д\'], буквы Д"

    Задачи:- закрепить звуки [д] и [д\'], букву Д; закрепить умение делить слово на слоги, ставить ударение; продолжать учить делать звуковой анализ слова;- развивать фонематический слух, внимание, память,...

    Конспект интегрированной НОД по теме: «Насекомые. Звук Ж в слогах и в словах в позиции в начале и в середине слова»

    Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....

    Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Согласный звук «Х», «Х’» и буква «Х».

    Цель: -познакомить с согласным звуком и буквой Х.  Дифференцировать понятия «звук», «буква».-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Напис...