Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Согласный звук «Х», «Х’» и буква «Х».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Цель:

-познакомить с согласным звуком и буквой Х.  Дифференцировать понятия «звук», «буква».

-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Написание буквы «Х» в тетрадях. Звуковой анализ слов . Составление схемы слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_h.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте.

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                   Дата проведения:


Тема: Согласный звук «Х», «Х’»  и  буква «Х».

 Цель:

-познакомить с согласным звуком и буквой Х.  Дифференцировать понятия «звук», «буква».

-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Написание буквы «Х» в тетрадях. Звуковой анализ слов . Составление схемы слова.

Оборудование:

 Предметные картинки с изображениями предметов, в названиях  которых есть  звуки «Х» и «Х’»  (мухомор, холодильник, хлеб, горох, муха, орех, петух).

Синие  и зеленые квадратики.

 Ход  образовательной деятельности:

1.Организационный  момент.

Воспитатель: - Ребята послушайте стихотворение Андрея  Усачёва. «Храпящая песня» и скажите с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомимся?

ХР-Р, - храпит негромко папа.
ХР-Р-Р, - храпит сильнее дед.
Так храпит он, что от храпа
Просыпается сосед.

Впрочем, это ерунда.
Брат храпит - вот это да:
Как начнет храпеть мой брат -
И сосед, и дед не спят!

Ответы детей.

Воспитатель: - Кто назовет слова со звуком «Х».

Ответы детей.

Основная  часть.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дается  в сравнительном плане. Обращается внимание на различие между звуками « Х»  и  «Х’».

Развитие фонематического слуха.

Увидите картинку, в названии которой есть « Х»- поднимите синий  квадратик, а если услышите звук « Х’»- поднимите  зеленый квадратик.

Игра «Четвертый  лишний».

Инструкция:

Слушайте внимательно слова. Найдите среди них лишнее.

Тигр -лиса-волк- хомяк

Сосна- хижина- дуб- клен

(Дети сначала называют  лишние слова из каждого ряда слов, потом называют начальные звуки в этих  словах , а затем  дают характеристику этим звукам).

4.Динамическая  пауза.

 Инструкция:

 -Послушайте стихотворение и выполните движения.

Вдоль дороги

 И  по скатам,

Бегают до темноты,

Словно желтые цыплята,

Мать  -и –Мачехи  цветы.

(дети стоят по кругу, а затем бегут друг за другом).

А стемнеет-

(приседают).

Соберутся под  листом,

(руки на колени).

Как под крылом,

В мягкий теплый  пух

Уткнутся и заснут

Спокойным  сном.

(голову кладут  на  руки и  засыпают).

5.Работа по  картинкам «Найди  ошибку».

 Инструкция:

-Посмотрите внимательно на  картины. Что на них изображено? И найдите в них ошибку.

Воспитатель предлагает  картинки (у петуха  хобот, дедушка держит вместо удочки хлопушку, холодильник летит  по  небу, орех  с  крыльями).

Ответы детей.

6.Дифференциация  звуков  в  слогах.

  Игра  « Дети  смеются».

 Инструкция:

-Так смеются девочки:  Хи- Хи- Хи.

Дети повторяют  за  воспитателем (только  девочки)

-А так  смеются  мальчики: Ха-Ха-Ха

Дети повторяют  за воспитателем (только мальчики)

-Какой звук  «Х» , когда смеялись   мальчики (твердый)

-А  когда  смеются девочки, то звук «Х’» становится  (мягким)

-Каким цветом  мы обозначаем  мягкий  звук (зеленым),и твердый (синим).

7.игра  «Назови одним  словом»

  Инструкция:

 -Я  задаю  вопрос, а  вы отвечаете:

-Как называется  суп  из  рыбы  ?   (уха)

-Что  растет  на  болоте ?    (мох)

-Когда  поют одновременно несколько  человек  ?    (хор)

Дети отвечают на  вопрос, определяют  место звука  Х , в словах и делают схемы этих слов из  цветных  фишек.

8.Дифференциация  звуков в словах.

Игра «Звуки  разбежались».

Инструкция:

-Звуки  разбежались  и  нужно собрать их в  слова.

«духи»  «сахар».

(Дети   собирают схемы слов  из своих карточек на своих столах).

Далее детям дается задание определить какой  звук «Х»  , мягкий  или твердый в первом слове, а какой во  втором. Затем  предлагается выложить  схемы слов  из  цветных  карточек  каждому на своих столах.

9.Итог занятия.

Инструкция:

-Какие звуки мы  сегодня с  вами  учились  правильно произносить ?

Воспитатель  предлагает  детям  сочинить  стишок про  петуха:

Ха-Ха- Ха-  вот  поет……

Ха- Ха- Ха- мы  слышим….

Ах- Ах- Ах- петух  поет….

Ох- Ох-  Ох –петух  нашел…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: согласный звук С [C] для старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по  обучению грамоте. Тема: согласный звук С [C] для старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...