Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ts.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Конспект НОД по обучению грамоте

Тема: «Закрепление звука[э]  и буквы Э.

 Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Подготовила:

Воспитатель

СарандаеваА.Н.                                        

2022 г.

Конспект НОД по обучению грамоте

Тема: «Закрепление звука[э]  и буквы Э.

Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Задачи:

Образовательные: 

  • Ознакомление с буквой Цц и звуком [ц];
  • Закрепление звука[э] и буквы Э;
  • Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой;
  • Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
  • Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Развивающие:

  • развивать зрительную память, артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарная работа: циркуль, тяпка,

Методы и приёмы: 

  • словесный – беседа, стихи;
  • наглядный – картинки по теме занятия, слайды;
  • игровой – игры: дидактические, словесные, подвижные, артикуляционная гимнастика

Оборудование и материал: магнитная доска, материалы для определения места звука в слове, синие флажки, рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами и ручками, предметные картинки.

Предварительная   работа.    разучивание    подвижного    упражнения «Карусели».

Организационная часть.

Упражнение на установление единого ритма «Прохлопай как я»

Упражнение «Телевизор» (немая артикуляция)

-  Мастер починил телевизор. Звук появился. Проговорите, какие звуки мы сейчас пытались говорить (А,О,У)

- Что вы можете о них сказать? (Они гласные)

Закрепление звука "э".

- Как мы произносим этот звук? Какие органы помогают нам? (При произнесении звука "э"   губы немного растянуты, зубы разомкнуты.   Язык широко распластан. Кончик прижат к нижним передним зубам).

  Хоровое и индивидуальное проговаривание звука "э".

  Характеристика звука "э". (Звук "э" - гласный, его можно петь, язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха, обозначается красным цветом).

воздуха);

 -Как вы думаете, это какой звук? Докажите.

- Каким цветом его обозначим?  Почему?

Воспитатель предлагает подойти к емкости с песком.

Воспитатель: опустите руки в песок и постарайтесь найти по одной картинке.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: назовите свои картинки.

1-й ребенок: птенец.

2-й ребенок: огурец.

3-й ребенок: колодец.

4-й ребенок: заяц.

Воспитатель: каким звуком заканчиваются все эти слова?

Дети: звуком [ц].

Воспитатель: верно. Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы и поговорим сегодня.

 Игра «Синие флажки». Развитие фонематического восприятия.

Педагог достает контейнер с флажками.

Воспитатель: послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю при произношении.

  Педагог читает стихотворение, акцентированно произнося звук[ц].

Цапля в цирке выступала,

Трех цыплят дрессировала.

Дети: это звук [ц].

Воспитатель: давайте произнесем этот звук все вместе.

Дети вместе с педагогом произносят звук [ц].

Воспитатель: обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [ц] — гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: верно. Его нельзя петь. Кроме того, он глухой и всегда твердый. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети: синим.

Воспитатель: правильно. Возьмите в руки по флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ц].

Для упражнения предлагается следующий материал: ц, т, с, т, ц, т’, ц, с, ц, с’, конец, цапля, пальцы, сосна, тяпка, молодец, тапки, циркуль, морозец, тина.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ц].

Воспитатель: молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

Игровое упражнение "Речевая зарядка" (дети повторяют цепочку слогов):

ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

 Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Цц.     Cовершенствование навыка чтения. Развитие навыков звукового анализа слов (определение места звука в слове).

Педагог раздает детям «Мой букварь».

Воспитатель:. В верхней части страницы слева вы видите букву Цц. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один синий кружок?

Дети: значит, буква Цц обозначает только один твердый согласный звук [ц].

Воспитатель: я надеюсь, что вы запомнили: звук [ц] — согласный глухой и всегда твердый. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней еще раз.

Цапля в цирке выступала, Трех цыплят дрессировала.

Педагог ставит на стол контейнеры с карандашами.

Воспитатель: возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Цц.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Помогите цыпленку найти предметы со звуком [ц] в названиях. Перечислите их.

Дети: циркуль, огурец, цепочка, яйцо, кольцо, ножницы.

Педагог раздает детям полоски-слова и фишки.

Давайте определим место звука [ц] в этих словах.

Воспитатель: педагог по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место звука [ц] на полоске-слове.

Упражнение «Кто скорее?» Конструирование буквы Цц из палочек. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. Совершенствование навыков конструирования.

Педагог ставит на стол контейнер с счетными палочками.

Воспитатель: давайте проведем соревнование: кто скорее сложит букву Ц из палочек. Какие палочки вам нужны для этого?

Дети: нам нужны две длинных палочки, одна средняя и одна короткая.

Дети берут палочки.

Воспитатель: вы готовы? Раз, два, три. Начали.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания!

Значит, все стали победителями. Сложите палочки в контейнер.

Дети складывают палочки в контейнер.

Подвижное упражнение «Карусели». Координация речи с движением, подвижности, творческого воображения.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение.

В парке нашем карусели. На лошадок дети сели.

Раскрутились карусели, Поскакали, полетели.

Не коснувшися земли, Полетели, как могли, Над полями, над лесами, Над горами и морями.

Только кончился завод, Замедляют кони ход.

Вот и кончилась игра.

Отдыхать коням пора. Останавливаются. Показывают, как кони бьют копытом,

стоя на месте.

Работа в тетрадях.  

Окончание занятия. Оценка работы детей.

Зрительная  гимнастика  

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Глазки отдохнули.


Дети бегут по кругу, взявшись за руки, все ускоряя бег.

Меняют направление движения. Опять ускоряют бег.

Расцепляют руки. Двигаются по кругу друг за другом с вы- соким подниманием коленей. Ритмично кивают голово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект занятия по обучению грамоте "Закрепление знаний о гласных буквах"

Цель: Закрепить ранее полученные знания о гласных буквах.Образовательные задачи: Закрепление знаний о гласных буквах, учить работать по плану, ориентироваться в пространстве.Развивающие задачи: ...

Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"

На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...

Конспект занятия по обучению грамоте "Закрепление звуков и букв Б-П, К-,Х, М-Н"

Конспект занятия по закреплению пройденных звуков и букв....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Конспект занятия по обучению грамоте №3 в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВЫ У, у»

Конспект занятия по обучению грамоте №3в подготовительной к школе группе  (6-7 лет) по теме «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВЫ У, у»Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИ...