Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Задачи:

  • Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.
  • Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
  • Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_zvukats_i_bukvy_ts.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Тема: «Закрепление звука[ц]  и буквы Ц.

Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Задачи:

  • Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.
  • Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
  • Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы:

  • словесный – беседа, стихи;
  • наглядный – картинки по теме занятия, слайды;
  • игровой – игры: дидактические, словесные, подвижные, артикуляционная гимнастика.

Словарная работа:

Оборудование: Магнитная доска, контейнер с палочками Кюизенера, материалы для определения места звука в слове, синие флажки, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами и ручками, контейнер с песком, предметные картинки, мяч.

Предварительная   работа: 

ХОД НОД

  1. Вводная часть (Организационный момент)

Психогимнастика.

- Мы умеем улыбаться, улыбнитесь друг другу, (дети улыбаются);

Мы умеем удивляться (дети удивляются);

Мы умеем хмуриться (дети хмурятся), сделайте сердитые глазки;

Мы умеем жмуриться (дети жмурятся).

- Вот какие хитрые у вас глазки. А сейчас посмотрите на меня умными глазками. Ну вот, глазки приготовились.  Глазки готовы, а ушки готовы внимательно слушать?

 Характеристика звука "ц» ЗВУК «Ц» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой. 

 -Как вы думаете, это какой звук? Докажите.

- Каким цветом его обозначим?  Почему?

Педагог встречает детей, здоровается с ними и предлагает подойти к «сухому» бассейну.

Воспитатель: Опустите руки в бассейн и найдите среди мячиков по одной игрушке.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Назовите свои игрушки.

1-й ребенок: Чебурашка.

2-й ребенок: Черепаха.

3-й ребенок: Часы.

4-й ребенок: Чайник.

Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: Со звука [ч].

Воспитатель: Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы и будем говорить сегодня.

Игровое упражнение «Найди место звука». Развитие навыков звуково го анализа (определение места звука в слове).

Педагог приглашает детей за столы и раздает им материалы для звукового анализа.

Воспитатель: Поставьте игрушки перед собой. Еще раз произнесите название своей игрушки и фишкой обозначьте на полоске место этого звука в слове.  Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает пособия.

3. Знакомство с буквой Чч. Cовершенствование навыка чтения. Совершенствование слогового анализа слов.

Вы видите букву Чч. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок?

Дети: Значит буква Чч обозначает только один мягкий согласный звук [ч].

Воспитатель: Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите этот звук. Определите, это глухой или звонкий согласный.

Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [ч].

Дети: Звук [ч] — глухой.

Воспитатель: Верно. Звук [ч] — согласный глухой и всегда мягкий.

Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.

Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает.

Воспитатель: в каких словах встречается звук Чч.

Воспитатель: Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Кто спрятался среди цветов?

Дети: Среди цветов спряталась бабочка.

Воспитатель: Разделите слово бабочка на слоги.

Дети: Ба-боч-ка. В этом слове три слога.

Воспитатель: Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.

1-й ребенок. Чудо.      5-й ребенок. Чашка

2-й ребенок. Туча.      6-й ребенок. Точка.

  3 - й ребенок. Куча.    7-й ребенок. Бочка.

  4-й ребено к. Чудак.

Воспитатель: И наконец, прочитайте предложение все вместе, хором.

Дети: Вовочка чистит ботинки.

Воспитатель: Вы хорошо читали сегодня. Обратите внимание, во всех словах, которые вы прочитали, после буквы Ч пишется буква А. Есть такое правило: ЧА пиши с А. Повторите его.

Дети: ЧА пиши с А.

4. Упражнение «Светофорчики». Совершенствование фонематических представлений (определение места звука в слове).

Педагог привлекает внимание детей к картинкам в нижней части страницы.

Воспитатель: Произнесите названия картинок, которые вы видите в нижней части страницы.

Дети: Бочка, ключ, чайник.

Воспитатель: Определите место звука [ч] в этих словах. Раскрасьте соответствующие квадратики в светофорчиках.

Дети выполняют задание. При необходимости педагога предлагает детям прокомментировать его. Затем педагог убирает буквари и контейнеры с карандашами.

Физминутка.

 Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)


А даешь? – Вот так! (Делают руками движения, как будто дают что-то.)
Как берешь? – Вот так! ( Показывают, как будто что-то берут.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

5. Гимнастика для глаз:

«Белка»

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза на счет до пяти)

6. Печатание буквы Чч в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

7. Упражнение «Веселый круг». Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком) и ловкости.

Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.

Воспитатель: Последняя игра сегодня называется «Веселый круг». Будем бросать мяч друг другу и вспоминать слова, содержащие звук [ч]. Чайка.

1-й реб ено к. Бочка. 2-й реб ено к. Елочка. 3-й реб ено к. Ключ.

4-й реб ено к. Наволочка. 1-й реб ено к. Строчка.

2-й реб ено к. Пеночка. 3-й реб ено к. Врач.

4-й реб ено к. Выскочка.

Воспитатель: Вот так молодцы! Поаплодируйте себе.

Дети аплодируют. Педагог убирает мяч.

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук О, буква О.» (для детей 6-7лет)

Задачи:  1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О. 3) Продолжать учить дет...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук и буква «К» (подготовительная группа)

Программное содержание:Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.Продолжать знакомство ребенка...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...