Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: согласный звук С [C] для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Горяинова Ольга Михайловна

 

Конспект НОД по  обучению грамоте. Тема: согласный звук С [C] для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_gramote.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по  обучению грамоте

Тема: согласный звук С [C]

для старшего дошкольного возраста

Составила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №55

комбинированного вида «Чудесница»

Горяинова Ольга Михайловна

Воркута 2018

Цель: закрепление знаний о звуке [С].

Задачи:

Образовательная:  

- расширение представлений о звуке [С];

- формировать правильно, произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов;

- продолжать формировать понятие «согласный звук»;

- совершенствовать навыки звукового анализа слов;

Развивающая: 

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

Воспитывающая:

- воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Словарная работа:

Обогащение: сабля, нёбо, слог.

Активизация: звук, твердый, мягкий, глухой, звонкий.

Оборудование: карточки с изображением буквы С; карточки с изображением: сани,сумка, носки, лиса, ананас, автобус; снежинки – медали.

Ход:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

- Ребята, давайте с вами встанем в круг, улыбнемся друг другу, я рада видеть улыбки на ваших лицах.

Артикуляц. гимнастика

- Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие.

(Сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса).

- Правильно ребята это звук [С].

- Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком [С], где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры.

- Ну что ребята, готовы, отправится в путешествие?

- Это звук [С].

- Готовы.

Орг.момент

Сюрпризный момент

Вопрос

Основная часть

- Давайте встанем полукругом, чтобы всем было хорошо видно.

- Ребята произнесите звук [С], что делает язык, когда произносим звук [C]?

- Кончик язычка плотно упирается к небу и в верхние зубы, попробуйте, произнесите еще раз звук [C].

- Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С», в царстве гласных или согласных звуков?

- Давайте произнесем все вместе звук [С].

- Звук [С] при произношении, воздуху мешают свободно проходить язык и зубы.

- Поставьте ладошку на горло и определите, молчит оно или дрожит, когда мы произносим звук [С].

- Ребята, горло у нас молчит, значит, какой звук [С], глухой или звонкий?

- Правильно, звук [С] глухой.

- Звук [С] твердый или мягкий?

-А каким цветом мы обозначаем твердый звук?

- А где в слове может находиться (прятаться) звук [С]?

- Молодцы ребята.

- Ребята, присаживайтесь за столы.

- Ребята, перед вами находятся карточки, на которых изображена буква C.

- Звук [С] обозначается буквой С.

- Ребята, сейчас вам надо будет его раскрасить нужным цветом.

- Каким цветом обозначается звук [С]?

- Молодцы ребята, вы отлично справились, а теперь давайте немного отдохнем, повторяйте за мной:

Аудиозапись Е.Железнова «Мы ногами топ-топ-топ»

- Подойдите к столу, сделайте круг, чтобы всем было видно.

- Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те картинки, в которых звук «С» стоит:

- в начале слова

- в середине слова

- в конце слова

-Молодцы ребята.

- Ребята, скажите какой первый звук в слове сани?

- Это гласный или согласный звук?

- Сколько слогов в слове «сани»?

- Правильно, в слове «сани» два слога. СА – НИ.

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Давайте составим предложение со словом сани.

- Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно, слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук [С].

- Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком [С]:

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

- Ребята, подойдите ко мне, давайте с вами сделаем круг.

- Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук [С] и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук [С]. Постарайтесь не перепутать наш звук [С] с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум».

- Ребята, вот мы и подошли к воротам сказочной страны и нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».

- Молодцы, ребята.

- Язык упирается к небе и в верхние зубы.

Произносят звук [С].

- Звук [С] согласный.

Произносят звук [С].

- Звук [С] глухой.

- Звук [С] твердый

- Он обозначается, синим цветом.

- В начале, в середине, в конце слова.

- Синим цветом.

Повторяют движение в соответствии со словами.

- Санки, сумка.

- Носки, лиса.

- Ананас, автобус.

- Первый звук «С»

- Согласный.

- В слове сани два слога.

- СА.

- НИ.

- Сани мчатся с горы.

- Солнце, село, селом, спят, синицы, сойки спят, спит, сом, свистит.

- Снег, снегопад, снежинка, снеговик, снежок.

Указание

Объяснение  и показ артикуляции звука

Похвала

Указание

Объяснение

Вопрос

Похвала

Физкультминутка

Указание

Объяснение

Похвала

Звуковой анализ слова «сани»

Чтение стихотворения

Просьба

Объяснение

Похвала

Заключительная

- Ребята, с каким  звуком мы сегодня познакомились?

- А звук «С» согласный или гласный?

- Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

- А Волшебная снежинка дарит вам вот такие, красивые снежинки-медали.

- Со звуком «С»

- Звук «С» согласный.

Подведение итогов

Поощрение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.автор, Измайлова Л.С. «Развитие фонематического восприятия и слуха у детей»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/01/09/konspekt-rassmatrivanie-reproduktsii-kartiny-v-m-vasnetsova

2. автор, Ушакова О.С «Развитие речи детей 3-5 лет» [Текст]: М.: ТЦ Сфера, 2017 - 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – викторины на тему: «Что мы знаем о природе». (старший дошкольный возраст).

Данная игра способствует формированию у детей разумного поведения в лесу,уточняются представления о знакомых птицах,в  зависимости формы клюва ,от способов добывания пищи,развивается  ...

Конспект непосредственнообразовательной деятельности на тему "Звезда по имени Солнце" для старшего дошкольного возраста

Закрепление представлений детей о том, что Солнце является источником тепла и света. Знакомство с понятием "световая энергия". Опытническая деятельность с демонстрацией поглащения световой энергии раз...

Конспект открытого мероприятия на тему: «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста»

Логические задания математического характера для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект совместной деятельности по теме"Такие разные камни" для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлен материал по теме "Камни" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизации звука [Ж] у ребенка старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: Автоматизация звука [Ж[.Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закрепить навыки правильного произношения звука [Ж[ изолированно, в слогах, словах, скороговорках.- Упражнять в определении ...