Конспект непосредственнообразовательной деятельности на тему "Звезда по имени Солнце" для старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Андреева Виктория Валерьевна

Закрепление представлений детей о том, что Солнце является источником тепла и света. Знакомство с понятием "световая энергия". Опытническая деятельность с демонстрацией поглащения световой энергии различными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvezda_po_imeni_solnce.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме                              «Звезда по имени Солнцe»

для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                   Андреева В.В.,

                                                                                     воспитатель ГБДОУ № 55

                                                                                     Фрунзенского района СПб

Используемые образовательные технологии: познавательно-исследовательские, игровые, развивающие.

     Цель:  формировать целостную картину мировосприятия  у детей.

     Задачи:

1. Образовательные:

 1.1. Закрепление представление  детей о том, что Солнце является источником тепла и света; причиной смены дня и ночи. Знакомство с понятием  «световая энергия», показать степень ее поглощения разными материалами.

1.2. Формирование познавательных умений и навыков.

2. Развивающие: развитие мышления при отгадывании загадок; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия в ходе обследования предметов;  развитие памяти,  развитие   внимания.

3. Воспитательные: воспитывать внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру.

Оборудование: 

- глобус,

- настольная лампа без абажура;

- картина с изображением солнечной системы;

- белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, деревянные и пластмассовые предметы.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационная часть.

Воспитатель: Все знают, что днем светло, а ночью - темно.  Давайте с вами подумаем над тем, почему день сменяет ночь, а за ночью опять приходит день.

     Ответы детей.

Сегодня  мы отправляемся в гости к великому Волшебнику.

2. Основная часть:

Волшебник: Послушайте загадку:

                      «Что на небе расцветает

                        И теплом всех согревает?»

                                                  (Солнце)

А почему Вы так думаете? На что похоже Солнце? (Огненный шар.)

Солнце – самая близкая к Земле звезда. Но если бы кто-нибудь собрался до него доехать на велосипеде, то ему бы понадобилось 3000 лет; на машине можно было бы добраться за 1000 лет, на самолете долететь за 20 лет, на ракете – за несколько месяцев. Солнце – главный осветитель и горит над Землей  как огромная лампа в моем подземелье.

     Вы знаете, что наша планета круглая, она имеет форму шара. Этот огромный шар постепенно и медленно вращается вокруг своей оси, как волчок, только гораздо медленнее. Сейчас посмотрите на медленно вращающийся глобус и представьте линию, проходящую от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу. Эта линия будет называться ось вращения.

     Воспитатель включает  стоящую рядом  с глобусом настольную лампу.

     Вращаясь, наша планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону. День бывает на той части земного шара,  которая повернута к Солнцу и освещает его лучами, а другая половина земного шара в это время повернута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Пока наша планета повернется один раз вокруг своей оси, пройдут целые сутки, а в сутках 24 часа! А в каждом часе 60 минут.

     Земной шар все время вращается вокруг соей оси и поэтому день и ночь сменяют друг друга.

      Ребята, а вы любите сказки? Да? А в какой сказке случилось с Солнцем большое несчастье?

     Дети вспоминают сказку К.И.Чуковского «Краденое Солнце».

     Да, не будь Солнца, на Земле все бы погрузилось во мрак и  все живое умерло. А как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло?

    Ответы детей.

     Правильно, наши ладошки около лампы-«Солнца» чувствуют сильное тепло, им даже горячо! Не подносите их слишком близко, можно обжечься, как летом на пляже при долгом пребывании на Солнце. Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце – это раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается воздух. Как вы думаете, какая температура на поверхности Солнца? (Большая.)

     На поверхности Солнца температура 6000 градусов! При такой температуре любое тело мгновенно расплавится, а в центре Солнца температура еще больше.

     Послушайте, как описал поэт Солнце в стихотворении:

     «Солнце – светило, клокочет вулканом,

       Бурлит, как кипящий котел,  непрестанно,

       Протуберанцы взлетают фонтаном,

       Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

       Солнце – Звезда, преогромнейший шар –

       Свет излучает, как будто пожар.     (Ж.Парамонова)

      Подумайте, пожалуйста, все ли предметы Солнце нагревает одинаково?

     Давайте с вами проверим. Возьмем разные материалы и расположим их под лампочкой (расстояние от поверхности стола до лампы 12 – 15 см).

     Дети раскладывают белые и черные лоскутки ткани, камни, песок.

     Проверяем на ощупь степень нагревания. Какие материалы нагреваются сильнее? Почему?

     Ответы детей.

     Темные предметы нагреваются сильнее потому, что они поглощают больше солнца – световой энергии. Чем больше  тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.

     Поэтому жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые поверхности отражают часть тепловых лучей, не могут сильно нагреваться.

Почему люди Солнце  ласково называют «солнышко»?

     С неба смотрит Солнце миллионы лет,

     Льет на Землю Солнце и тепло, и свет.

     Солнце – великий труженик – работает круглые сутки. Как оно работает, вы сейчас нарисуете и в следующий раз мне покажете, а я украшу рисунками свою лабораторию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности «Поможем утёнку Тиму» для детей старшего дошкольного возраста

В процессе совместной деятельности уделяется внимание развитию эмоциональной сферы дошкольников старшего возраста....

Конспект совместной деятельности по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Цель.Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.Задачи:Совершенствование восприятияРазвитие внимания (концентрация, переключ...

Конспект совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста. Викторина "Мы друзья природы"

Викторина "Мы друзья природы" в виде соревнования двух команд, которая сопровождается музыкальными играми, централизованной инсценировкой и песнями....

Конспект образовательной деятельности "Улицы нашего города" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Улицы нашего города"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...