Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Выдра Виктория Юрьевна

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. 
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес и желание расширять свой кругозор;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать умение партнера, отстаивать собственное мнение, прививать бережное отношение к воздуху.
Развивающие:
- развивать память, речь, мышление, интерес к познавательной деятельности;
- развивать наблюдательность, любознательность;
- активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия (невидимка, легкий, лаборатория, опыты, прозрачный, бесцветный);
Образовательные:
- дать понятия детям о необходимости воздуха для всего живого на земле;
- познакомить детей со свойствами воздуха: (невидим, прозрачный, легкий, не имеет запаха, двигается);
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od.docx29.43 КБ
Файл prilozhenie.docx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

                                                              Конспект

                                      образовательной деятельности по

познавательному развитию для детей  старшего

дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

 Подготовила и провела воспитатель МБДОУ ДС КВ № 25 пгт. Афипского

Выдра  Виктория Юрьевна. 2015 год

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес и желание расширять свой кругозор;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать умение партнера, отстаивать собственное мнение, прививать бережное отношение к воздуху.

Развивающие:

- развивать память, речь, мышление, интерес к познавательной деятельности;

- развивать наблюдательность, любознательность;

- активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия (невидимка, легкий, лаборатория, опыты, прозрачный, бесцветный);

Образовательные:

- дать понятия детям о необходимости воздуха для всего живого на земле;

- познакомить детей со свойствами воздуха: (невидим, прозрачный, легкий, не имеет запаха, двигается);

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Предварительная работа:

  1. Беседы о воздухе, ее роли в жизни человека.
  2. Проведение опытов с воздухом.
  3. Использование игр о воздухе:  «Веселый ветерок», «Мыльные пузыри»,

«Волшебный веер», «Веселый кораблик».

Материал: полиэтиленовые пакетики, поднос розовый и синий, игрушки, тазик с водой, стакан с водой и трубочка, игрушка Лунтик, вертушки, мыльные пузыри, песочные часы, чеснок, презентация на тему: «Воздух».

Лексический словарь: лаборатория, опыты, прозрачный, невидимый, легкий, движется.        

                 Ход  ОД

  1. Мотивационный

Звучит тихая спокойная музыка.

Дети входят в группу становятся полукругом.

- Здравствуйте? – Ты скажешь человеку

- Здравствуйте! – Улыбнется он в ответ.

И, неверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много, много лет.

Воспитатель: Что мы желаем нашим гостям, когда говорим «Здравствуйте!»?

Дети: Мы желаем им доброго и крепкого здоровья.

Воспитатель: Мы поздоровались с нашими гостями, а сейчас давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (да, любим).

  1. Деятельностный

Воспитатель: Я предлагаю посмотреть слайд- картинки, и попробовать отгадать, чему же мы посвятим сегодняшнее занятие. (Просмотр презентации с комментариями воспитателя)

Слайд 1.  Название презентации «Воздух»

Слайд 2.  Загадки про воздух.

Слайд 3. Воздух окружает нашу Землю.

Слайд 4. Воздух необходим от мала до велика.

Слайд 5. Воздух необходим большим и маленьким обитателям планеты.

Слайд 6. Без воздуха не обходятся даже рыбы в воде и другие обитатели водной стихии.

Слайд 7. Без воздуха не обходятся  деревья и растения.

Воспитатель: Посмотрев эту презентацию, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить. Правильно, о воздухе!  Ребята, а вы когда-нибудь видели воздух?  (нет)

Воспитатель: Я тоже не видела воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка». Сегодня мы станем настоящими учеными и будем проводить опыты. Для этого у нас есть лаборатория (подходят к лаборатории).  Ребята, а кто знает, что такое лаборатория?

Дети: Это место, в котором ученые проводят опыты, эксперименты, изучают что-то новое и неизведанное.

Воспитатель: Ну, что, мои маленькие исследователи, вы готовы к поиску новых открытий.  (Да, готовы)

Воспитатель: Чтобы приступить к работе,  нам нужно надеть специальную одежду (фартуки). Пока дети надевают фартуки,  появляется сказочный персонаж Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте, ребята! А что это вы собрались тут делать?

Дети: Здравствуй, Лунтик! А мы собрались здесь, чтобы поговорить о воздухе, мы станем учеными и будем делать опыты в нашей лаборатории.

Лунтик: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его нет? Я никогда не видел воздух! А вы, ребята, видели его? (нет, не видели)

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?  (воздух  прозрачный, невидимый, бесцветный)

Лунтик: Вот-вот! Невидимый! Значит,  его нет!

Воспитатель: Погоди, Лунтик! Я воздух не видела, но знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас.

Лунтик: Я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Лунтику, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?  (да, хотим)

Опыт 1 «С полиэтиленовыми пакетиками»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакетик в руки, рассмотрите его. Что в нем?

(Он пустой, гладкий, прозрачный, легкий).

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Можно смять его в руке, и мы увидим, что он пуст. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шар, мяч или на мягкую подушку.  Воздух занял все место в нашем мешочке. Теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Пакет опять стал пустым,  тоненьким и его можно сложить и смять. Почему? ( Потому что в нем нет воздуха, мы его выпустили, когда развязали пакет).

 Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы его поймали и выпустили, развязав пакет.

Лунтик: А мне этот мешочек что-то напомнил. Летом я видел, как Мила и Кузя используют такой воздух! На речке! Это, кажется, был надувной круг! А еще я видел у Бабы Капы спасательный жилет и даже нарукавники.

Дети: Поэтому они и используют эти спасательные принадлежности, потому что внутри них есть воздух, который держит предметы на плаву и не дает им утонуть.

Лунтик: Так воздух еще и легкий, раз он позволяет держать предметы на плаву?

Воспитатель: А, чтобы узнать легкий воздух или нет, нам надо провести следующий опыт.

Опыт 2 «Тонет-не тонет»

Лунтик: Ребята передо мной мешочек, а в нем игрушки. Вам юным исследователям задание.  Нужно разложить игрушки на два подноса: на розовый поднос положить игрушки, которые плавают, а на синий, которые утонут.

Лунтик: А как мы узнаем, какие утонут, а какие нет?

Воспитатель: Мы будем по одной игрушки опускать в тазик с водой.

Лунтик: Есть игрушки, которые утонули, значит, они пустые, а вот эти плавают, значит, внутри они заполнены воздухом.

Воспитатель: Правильно Лунтик, но будь осторожен, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, - этот предмет утонет.

Лунтик: Ребята, вы запомнили это главное правило?  (да)

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а у людей внутри есть воздух? (нет)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем и проверим это.

Опыт 3 « Пузырьки»

Давайте пройдем и сядем за стол, перед вами стоят стаканы  наполненные  водой с трубочки. Возьмите трубочку опустите ее в стакан с водой  и подуйте в нее, что происходит? (Выходит очень много пузырьков).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Лунтик и дети: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и воздух выходит.

Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать? (мыльные).

Воспитатель: Хотите пускать мыльные пузыри.  Да, конечно хотим (пускают пузыри).

Воспитатель: Пузыри какие? (они красивые, разноцветные, легкие! )

Воспитатель: А что внутри у них? (вода и воздух).

Воспитатель: В каждом пузырьке есть воздух, это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки, так они парят в воздухе. Чтобы подуть еще мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем его через трубочку, так получаются мыльные пузыри.

Лунтик: Интересно мы знаем, что воздух есть внутри нас. Но как он к нам попадает?

( Через нос).

Воспитатель: Конечно, все люди дышат носиком. Ребята, давайте Лунтику покажем, как дышат носиком (проводится дыхательная гимнастика).

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (Нет)

Воспитатель: Тогда поставьте перед ртом ладошку и вдохните воздух и выдохните его, что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем, как теплая струя воздуха бьет в ладошку. Значит, воздух есть внутри нас.

Лунтик: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах, понюхайте? (Нет, не пахнет).

Лунтик: А вот когда Баба Капа печет пироги, то мы чувствуем запах? ( Да, чувствуем)

Лунтик: Почему?

Воспитатель: Оказывается ребята здесь нужно запомнить, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 4 «Не дышу»

Лунтик: Чем это запахло?

Воспитатель: Это чеснок, мы с ребятами хотим провести следующий опыт, и нам нужен чеснок.

Лунтик: Не хочу его нюхать, лучше я нос закрою и не буду дышать.

Дети: Что ты, Лунтик! Без воздуха ты задохнешься.

Лунтик: А вот и нет, давайте попробуем закрыть нос и рот и не дышать хотя бы одну минуту, а в этом нам помогут песочные часы.

Дети: Вот видишь Лунтик даже песок еще остался в песочных часах, а мы  не смогли без воздуха прожить.

Воспитатель: Лунтик, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем.

Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. ( А на свежем воздухе дышится легче).

  1. Рефлексивный

Лунтик: Вот спасибо вам ребята, как много я сегодня узнал о воздухе и даже работал в лаборатории,  делал опыты, как настоящий ученый. Ну, что ребята нам пора прощаться. До скорой встречи, пока.  До свидания Лунтик!

Воспитатель: Ребята вам понравилась работа в нашей лаборатории, что нового и интересного вы узнали? Почему ? (мы узнали, что воздух прозрачный, невидимый, не имеет запаха, бесцветный, еще он необходим всему живому, без него нельзя прожить).

Воспитатель: А на память о нашем занятии я вам подарю вот эти разноцветные вертушки.  Нам ребята пора заканчивать наши опыты, оденемся и пойдем на улицу – дышать воздухом. На улице холодно, поэтому мы сейчас выйдем из группы и проветрим ее, наполним нашу комнату свежим воздухом.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух»

Формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать с...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"

Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение  делать выводы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Воздух невидимка»

Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе; продолжать учить делать открытия, экспериментировать, анализировать и делать соответствующие выводы. Формировать эмоционально - положительное, ответс...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи ранний возраст. Тема: чтение сказки «Курочка Ряба». Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи ранний возраст. Тема: чтение сказки «Курочка Ряба».  Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.К...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи ранний возраст. Тема: рассматривание картины из серии «Домашние животные». Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи ранний возраст. Тема: рассматривание картины из серии «Домашние животные». Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР...