Конспект интегрированной НОД по теме: «Насекомые. Звук Ж в слогах и в словах в позиции в начале и в середине слова»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Аверина Ольга Геннадьевна

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_zvuk_zh.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного НОД по теме:

«Насекомые.  Звук Ж  в слогах и в словах в позиции в начале и в середине слова»

(индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Ж в позиции в начале и в середине слова.

Задачи:

коррекционно – развивающие:

  • коррегировать произношение;
  • коррегировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • коррегировать и развивать слуховое восприятие;
  • коррегировать речевое дыхание;
  •  развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук (развитие зрительно – моторной координации);
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать память, внимание и логическое мышление;
  • коррегировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме: «Насекомые»;
  • систематизировать и обобщить знания по теме: «Насекомые»;
  • упражнять в правильном согласовании имен существительных и числительных;
  • уточнить представления ребёнка о звуке [Ж].

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитывать нравственные качества (трудолюбие).

здоровьесберегающие

  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать правильную посадку ребенка.

Оборудование: насекомые на ниточках; предметные картинки для артикуляционной гимнастики; предметные картинки с изображением насекомых и слов со звуком Ж; компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», пособие «Цветочная поляна».

 


Ход ОД.

Этапы

Виды работы  на  этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие  задачи 

решались  в  ходе  выполнениязаданий

1

2

3

4

5

I.Оргмомент

в стихах.

Логопед приглашает ребёнка на индивидуальное занятие Приложение 1.

Ребёнок проявляет интерес

Организация ребёнка,

создание  поло

жительного,

благоприятного, психологическо

го настроя.

II. Основной этап.

II.1.

Проверка домашнего задания

Логопед проверяет домашнее задание в тетради по теме «Автоматиза

ция звука Ж в начале слова».

Педагог просит назвать слова на звук Ж.

За правильно выполненное задание приклеивает в тетрадь наклейку.

Ребёнок называет слова. 

Выяснить, насколько скоррегировано произношение звука Ж в позиции в начале и в середине слова

II.2.

Актуализация знаний

Отгадывание загадки о жуке.

Логопед загадывает загадку и задаёт вопрос.

Приложение 2.

Ребёнок отгадывает загадку.

Привлечь внима ние и вызвать интерес к занятию.

II.3.

Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

Объяснение материала

Дыхательное упражнение

«Полетим над цветочной полянкой»

Логопед сообщает ребёнку, что сегодня мы отправимся вместе с жуком Жорой на цветочную поляну искать куда спрятались друзья-насекомые и будем продолжать правильно произносить звук Ж.

Логопед просит назвать насекомых летающих и нелетающих.

Логопед предлагает взять картинку с изображени ем цветочной полянки. Через нос сделать вдох, не подни мая плечи. Подуть через коктельную трубочку на жука не надувая щёк.

 Ребёнок вспоминает, как правильно произносится звук Ж.  

Ребёнок называет разные виды насекомых.

Ребёнок выполняет упражнение

4-5 раз.

(Жук перемещается по полянке)

Определить уровень осведомлен

ности ребенка о правильном произношении звука Ж.

Обогащать словарь по теме занятия.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Формирование

направленной

воздушной

струи.

II. 4.

Закрепление изученного материала.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Д/и «Далеко – близко»

Компьютер

ная логопе дическая программа «Игры для Тигры»,  блок «Просодика»модуль «Ритм», упражнение «Мозаика».

Педагог открывает первый цветок и сообщает, что божья коровка предлагает выполнить артикуляцион

ные упражнения.

Логопед открывает второй цветок и предлагает ребёнку выполнить упражнения пальчиковой гимнастики.

Приложение 3.

Логопед сообщает, что над из третьего цветка вылетела жужелица и жужжит то громче, то тише.

В четвертом цветке находится жук-олень. Логопед предлагает ребёнку выполнить задание на компьютере. Надо произнести в микрофон слоги со звуком Ж и открыть картинку.

Ребёнок находит там божью коровку.

Ребенок выполняет артикуляционные упражне

ния с опорой на картинки. («Улыбка», «Вкусное варенье», 

«Чашечка»

«Грибок», «Гармошка», «Качели», «Маляр»).

Ребёнок находит сороконожку.

Ребёнок выполняет

вместе с педагогом.

Ребёнок произносит  звук Ж громко -тихо или тихо –громко.

Ребёнок произносит в микрофон слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ на экране исчезают пазлы и открывается целая картинка.

Развивать артикуляцион

ную моторику.

Развивать мелкую моторику.

Отрабатывается изолированное произношение звука Ж.

Закрепление темпа, ритма и четкости произношения звука Ж в слогах.

Динамическая пауза и зрительная гимнастика.

Логопед предлагает ребенку выполнить движения и следить за движениями глазками.

Приложение 4.

Ребёнок выполняет движения вместе с педагогом.

Развивать общую моторику, координировать речь с движением.

Соблюдать режим охраны зрения

II.4.Закрепление изученного материала

Д/и «Посчитай-ка»

Логопед предлагает открыть пятый цветок и выполнить задание. Посчитать от 1 до 10 со словами: жук,

жужелица.

Педагог обращает внимание ребёнка на то, как меняется окончание  слов.

 

Ребёнок открывает пятый цветок. Там спрятался

муравей.

Ребёнок считает и проговаривает слова.

Упражнять в

правильном

согласовании имен существитель

ных и числительных.

Закрепить правильное произношение звука Ж в позиции в середине слова.

II. 5.Контроль знаний и умений.

Д\и «Подарочки»

Логопед предлагает открыть шестой цветок и найти следующего насекомого.

Логопед сообщает, что надо выбрать подарки для жука Жоры. Ведь он так старался, чтобы найти своих друзей.

Надо найти картинки в названии которых есть звук Ж в начале слова, а затем в середине слова.

Ребёнок находит бабочку.

По заданию он выбирает из стопки картинок только те, в названии которых есть звук Ж и называет их. 

Проверить навык сформи рованности правильного произношения

звука Ж в позиции в начале и в середине слова.

III. Итог занятия.

III. 1

Опрос.

Логопед предлагает ребенку вспомнить какие насекомые играли с нами в прятки и произношение какого звука он сегодня закрепил.

Ребенок вспоминает и

произносит звук Ж, уточняет его правильную артикуляцию.

Обобщить тему занятия.

Развивать память.

Оценка деятельности ребенка

Педагог оценивает работу ребенка и дарит ему жука Жору.

III. 2

Домашнее задание.

Логопед предлагает использовать жука для дыхательных упражнений. Поговаривать слоги и слова по пройденной теме.

Ребенок слушает объяснение домашнего задания.

Закрепить пройденную тему во время домашних заданий.

Литература:

1. З.Е. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. 

3. Е.Н. Краузе материалы курса «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2013.

4. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР ». -  СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.

5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5 – 7 лет». Издательство «ГНОМ», 2013.

Приложение 1.

Говорим всегда красиво, тихо и не торопливо

Ясно чётко говорим, потому что не шумим.

Наши ушки внимательно слушают,

Наши глазки внимательно смотрят,

Наши ручки и ножки нам не мешают, а помогают.

Приложение 2. (2)

Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук)

Приложение 3. (4)

Пальчиковая гимнастика

Жук  жужжит,

(дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)

Звенит комар,

Ищет бабочка нектар,

Муравей несет травинку,

А паук сплел паутинку.

(пальцы правой руки сжимают в кулак)

Стрекоза вокруг летает,

(делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь!

(резко разжимают кулак)

.

Приложение 4 (4)

Физминутка и зрительная гимнастика

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел: ж-ж-ж,

Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился- Ж-ж--ж-ж-ж-ж

Жук, вот правая ладошке, посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка, посиди и здесь немножко.

Жук наверх полетел, и на потолок сел.

На носочки мы привстали, но жука мы не достали.

Хлопнем дружно – хлоп-хлоп-хлоп,

Чтоб в окошко улететь   он смог.

(Дети выполняют движения  глазами по тексту).