Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Андреева Наталья Сергеевна

Конспект интегрированного занятия по теме:

«Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», состав­ленного по картине с проблемным сюжетом.»

(итоговое занятие)

(фронтальное интегрированное логопедическое занятие для детей старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук [С]  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе, составленном по картине.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

- корригировать произношение;

- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

- корригировать речевое дыхание;

- развивать у детей навык планирования связ­ного высказывания;

- корригировать и развивать слуховое внимание, зрительное внимание и восприятие, координацию речи с движением, мелкую моторику;

- корригировать и развивать графические навыки.

коррекционно-образовательные:

- уточнить и расширить словарь по темам «Зима», «Зимние забавы»;

- учить правильно произносить звук [С];

- продолжать формировать понятие «согласный звук»;

- учить слиянию звуков в слоги;

- совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение  согласного на фоне слова);

- формировать у детей навыки целенаправлен­ного восприятия содержания картины;

- формировать навыки работы над предложением;

- учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие)

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

         здоровьесберегающие:

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости

детей;

- соблюдать правильную посадку детей;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

 

Оборудование: музыка П. И. Чайковского «Вальс снежинок», снежинки, сугроб, загадка, символы звука [С], мяч, снеговик, сюжетная картина «Общая горка», схемы слов, фишки, тетради.

 

Ход занятия

 

Этапы занятия

 

Виды работы на этапе

Деятельность

педагога

 

Деятельность

ребенка

 

Какие задачи

решались в

ходе выполне-

ния заданий

 

1

2

3

4

5

I. Оргмомент.

 

1. Вступительная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психогимнастика

Аудиозапись П. И. Чайковского «Вальс снежинок»

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

- Ребята, какое сейчас время года?
- Сколько всего зимних месяцев?
- Назовите их?
- Какой сейчас месяц?
- А какой сегодня день?

 

Логопед:
- «На улице холодно, дует ветер, идёт снег.  Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как кружатся снежинки Поработали, отогрелись, расслабились».

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети имитируют движения под музыку.

 

О р г а н и з о в а т ь детей.

Настроить детей на занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способствовать

созданию благо-

приятного психологического

климата.

II. Основная часть.

 

 

 

 

 

 

1. Артикуляционная гимнастика.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Введение в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Характеристика звука.

 

 

 

 

 

4. Упражнение на дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Игра с мячом «Эхо»

 

 

 

 

 

 

 

6. Сюрпризный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Д/и «Найди предметы со звуком [С]».

Логопед:

- Ребята, давайте вспомним, что умеет делать наш язычок.

Снеговики радуются морозу».

«Горка». 

«Горка закрывается - открывается».

«Саночки».

 

Логопед предлагает отгадать детям загадку, и узнаете, с каким звуком  мы сегодня познакомимся.

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт.   (снег)

Логопед даёт характеристику звука [С], затем просит детей дать характеристику самостоятельно.

 

Логопед:

- Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/».  Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».

 

Логопед: - Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги»

«с», «а» — «са»;
«с», «и» — «си»;
«с», «у» — «су»;
«с», «о» — «со».

 

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл снеговик и предлагает  нам отправиться на снежную горку. (Выставляется сюжетная кар­тина «Общая горка».)

 

Логопед:

- Ребята, посмотрите на картину и назовите как можно больше предметов со звуком [С].

В названных предметах с помощью схем слов и символов определить позицию звука [С] в словах.

Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики перед зеркалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадку.

Определяют, какой первый звук в слове.
 

 

 

 

 

Дети самостоятельно дают характеристику звука

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают картину «Общая горка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют предметы и определяют место звука в словах.

 

Выработать правильный артикуляционный уклад для звука [C].

 

 

 

 

 

 

 

 

Привлечь внимание детей и вызвать интерес к занятию.

 

 

 

 

 

 

Закрепить знания детей о звуке [С].

 

 

 

 

Выработка направленной воздушной струи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить слиянию звуков в слоги.

Автоматизация звука [С] в слогах.

 

 

 

 

 

Заинтересовать детей, повысить активность и настроить на работоспособность.

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного звука [с], на фоне слова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Беседа по картине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Образец рассказа логопеда с установкой на пересказ.

 

Логопед следит за правильным произношением звука [С].

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

Воспитатель: Почему вы так думаете? По каким признакам вы догадались, что это зима?

Воспитатель:  Где собрались дети?

Воспитатель:  Подумайте, кто построил горку?

Воспитатель:  А кто из детей только что пришел на горку?

Воспитатель:  Обратите внимание на мальчиков. Как вы дума­ете, из-за чего они поспорили?

Воспитатель:  Посмотрите на Наташу. Что она говорит маль­чикам?

Как закончилась эта история?

Воспитатель:  Дайте название картине.

 

 

Логопед рассказывает рассказ и просит  детей слушать внимательно.

Дети отвечают на вопросы полным предложением.

 

 

На картине изображена Зима.

 

 

 

Потому что кругом лежит снег, деревья стоят голые. Дети одеты в тёплую одежду.

 

На горке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из-за того, что Юра не хотел пускать Вову на горку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают рассказ логопеда

 

 

 

Определить уровень осведомленности детей о зиме и зимних явлениях,  правильном

произношении

звука С.

Ф о р м и р о в а т ь

навык ответа на

вопрос полным

предложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие слухового внимания.

 

 

10. Д и н а м и ч е с к а я

пауза «Белый снег».

 

Логопед и воспитатель предлагают детям

выполнить движения со словами.

 

Дети  выполняет упражнение вместе с педагогом.

 

Закрепить правильное произнесение звука С

в словах и предложениях. Развивать

ФВ, общую моторику, координировать речь с

движением.

 

11. Составление плана рассказа логопедом.

 

12. Рассказы детей.

 Логопед составляет план рассказа.

 

 

Логопед и воспитатель просят детей самостоятельно рассказать рассказ.

Дети помогают педагогу.

 

 

 

Рассказы детей.

Развивать навык планирования связного высказывания.

 

Учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.

 

 

 

 

 

 

13. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

 

Логопед предлагает детям вы-

полнить упражнение пальчиковой гимнастики.

Дети выполняют упражнение пальчиковой гимнастики.

Развивать мел-

кую моторику.

 

 

 

14. Д/и «Любознательный снеговик»

 

 

 

15. Работа в тетрадях «Дорисуй снежинку»

 

Воспитатель (снеговик): Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой?

 

 

Воспитатель и логопед просит детей выполнить задание в тетради.

Дети отвечают на вопрос (катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»…)

 

 

Дети выполняют задание.

Согласование существительных и глаголов множественного числа.

 

 

Развитие графических навыков.

III.

Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка деятельности детей.

 

 

Логопед предлагает детям

вспомнить, что они учились составлять  на занятии и какой звук

они правильно произносили сегодня.

- Как вы думаете, правильно поступил Юра? Почему? Чем вам нравится зима?

 

Затем оценивает

работу детей и

дарит им , снеговика.

Дети называет звук, уточняет

правильную артикуляцию звука.

 

Обобщить тему

урока.

Развивать па-

мять.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова. Образование относительных прилагательных на основе лексической темы «Ягоды и фрукты»

( индивидуальное  логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)Цель: автоматизировать звука [Р] в слогах и в словах в позиции в середине слова.  Задачи:1. Коррекционно-разви...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях.

Индивидуальное занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях...

« Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Конспект поможет построить образовательную деятельность по данной теме в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект подгруппового занятия: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях» в старшей логопедической группе.

Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гости с Шушей"...

Конспект фронтального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте"

Задачи: 1. Образовательные:- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].2. Коррекционно-развивающие: закрепление правильного произношения звука р;анализ звукового состава слова;развитие слухового восп...