Игры по развитию речи с конструктором «ЛЕГО»
консультация (подготовительная группа)

Сухарева Татьяна Викторовна

Аннотация: Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одним из таких технологий является – ЛЕГО конструирование. Лего-технология является универсальной, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi_s_konstruktorom.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по развитию речи с конструктором «ЛЕГО»

Аннотация: Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одним из таких технологий является – ЛЕГО конструирование. Лего-технология является универсальной, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором.

Ключевые слова: конструирование, мелкая моторика, игровая деятельность.

Конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Играя с ЛЕГО, можно развивать разговорную речь ребенка. Я постаралась собрать и систематизировать дидактические игры по лего конструированию.

 Развитие лексической стороны речи.

Игры направлены на обогащение, расширение и активизацию словарного запаса детей.

Д/и «Один - много»

     Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

     По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.

Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.

Д/и «Огромный, средний, маленький»

     Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

    По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.

     Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).

Д/и «Наоборот»

      Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, активизировать в речи антонимы.

      Игровое правило. Создать постройку только противоположную по смыслу (Длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая башня)

2. Формирование грамматического строя речи.

     Игры направлены на формирование умения правильного употребления слов в словосочетаниях и предложениях, согласования в роде, числе и падеже, употребления предлогов.

Д/и «Изучаем предлоги»

       Нет более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором.

Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т.д.

     Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.

Д/и «Где Матрешка?»

    Наглядный материал: постройки из лего ( домик, кровать, машина), игрушечная матрешка

     Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину. Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше.

Д/и «Фантастический зверь»

     Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

     Материал: поделки фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

     Ход: Ребёнок рассматривает поделку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

Д/и «Дерево родственных слов»

    Цель: учить образовывать однокоренные слова.

     Материал: постройка «дерево»

     Ход: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек (кирпичик зелёного цвета). Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

      Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

      После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Д/и «Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие человечков на построенном домике из лего..

-Что делает Незнайка?

- Незнайка бежит.

- За что забежал Незнайка?

- Незнайка забежал за дом.

- К чему подбежал Незнайка.

- Незнайка подбежал к дому.

- Откуда выбежал Незнайка?

- Незнайка выбежал из дома.

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

      Игры способствуют развитию фонематического слуха, уточняют и закрепляют произношение звуков родного языка. Вырабатывают четкое произнесение слов, предложений. Развивают интонационную выразительность, спокойный темп и размеренный ритм речи.

При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь будет с помощью («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.

Д/и «Знакомим с понятием « звук»

     Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.

Д/и «Придумай слово по схеме»

     Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору кирпичиков воспитателем.

     При ознакомлении детей с понятиями звук, слог, слово, предложение, как структурными единицами нашей речи, можно использовать различную величину деталей. Таким образом, детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры.

Задания приведены на примере автоматизации звука [С].

Д/и «Произнеси звук кратко и протяжно»

    Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.

    Педагог:«Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу.Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато»

Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

Д/и «Собираем чемодан»

     Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви.

     Педагог:«Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».

Д/и «Различаем звуки»

    Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора.

    Педагог:«Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду называть звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на левую полочку деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» - прикрепляйте на правую полочку деталь конструктора».

Д/и «Где находится звук?»

     Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.

     Педагог:«У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»».

     Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

Д/и «Подбери слова к схемам»

     Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов.

     Педагог:«Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков».

    Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

Развитие слоговой структуры слов

Д/и «Образуй слог»

    Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. Вначале, на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог МА. В дальнейшем, человечков заменяем на сконструированных детьми из ЛЕГО элементов буквы.

Д/и «Посчитай слоги»

    Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

Д/и «Раздели словечко»

     Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

Д/и «Рассели животных по домам»

     Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома.

Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

Д/и «Составь предложение»

Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета.

Д/и «Лесенка предложений»

Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов. Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске выложена лесенка, на верхней ступеньке которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

Девочка сидит.

Девочка сидит на диване.

Девочка Даша сидит на диване.

Девочка Даша сидит на деревянном диване.

Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.

4. Развитие связной речи детей.

Использование ЛЕГО-технологий в процессе формирования связной речи даёт возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Д/и «Опиши деталь»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры:Перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Воспитатель показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь. ( какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

Д/и « Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены ЛЕГО - предметы в определенной последовательности.

Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось

Усложнение:

Описать предмет, которого не стало

рассказать о месте, где он стоял

Д/и «Создадим историю»

Задание :детям предстоит построить, используя кубики ЛЕГО, значимую сцену из рассказа, который они прочитали или придумали.

Этапы выполнения задания: 1. Обсудите такие важные характеристики рассказов, как время и место действия, действующие лица и сюжет. 2. Попросите воспитанников воспользоваться наборами и построить сцену из рассказа. 3. Если дети построили сцену из рассказа, который они прочитали, попросите их описать сцену и затем сравнить их собственное описание с описанием в рассказе. 4. Попросите воспитанников поделиться своим сочинением с соседом. Вопросы для обсуждения: Как вы показали время и место действия, сюжет, сценическое оформление и т. д., используя кубики? Почему вы посчитали, что это важная сцена? Какие детали вы использовали, чтобы сделать сцену понятной для других детей?

Д/и «Построим сказку»

Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

Д/и «Построй конец истории»

Начать рассказывать детям историю, затем предложить построить её конец в зависимости от литературного жанра: с фантастическим концом, драматическим, юмористическим, и т.п.

Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении рассказа: «вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать именно эти слова для совместного строительства своего рассказа.

Предложите детям построить другой вариант окончания рассказа. Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.

Д/и «Начало, середина, конец»

Помогите детям, разделённым на 3 группы, построить всю сказку: начало, середину, конец. Затем рассказать каждой группе свою часть сказки. Можно записать её на диктофон и после прослушивания спросить: хотят ли они что-то достроить, или добавить в свои рассказы.

Чтобы усложнить задачу, постройте начало и конец истории. А детям предложите придумать середину: описать и построить. Можно проделать то же с началом и концом истории.

Д/и «Объединим постройки»

Предложите детям собрать своё событие на пластинке, не договариваясь друг с другом. А затем предложите составить рассказ, объединив все события в одной истории.

Д/и «Составь синквейн»

Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Например: Тема «Транспорт»

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я очень люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Вертолёт.

2. Быстрый, удобный.

3. Летает, перевозит, садится.

4. Вертолёт похож на стрекозу.

5. Транспорт.

Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития речи дошкольника.

Использование ЛЕГО- конструктора на занятиях

по обучению грамоте

Тема: Закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки; «твердость» - «мягкость» согласных звуков.

Цель: Закрепить понятия «звук»«гласные и согласные звуки».

Продолжать формировать фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие. Закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

Для материализации понятия «звук» эффективно использовать из набора ЛЕГО человечков в разноцветных костюмчиках.

Человечек ЛЕГО в красных платьицах могут обозначать гласные звуки; в синем костюмчике обозначает согласный твердый звук; в зеленых – согласные мягкие. Для закрепления вопросы: «Какого цвета костюмчики у твердых согласных? Какого цвета костюмчики у мягких согласных? Какого цвета костюмчики у гласных?» Затем проводится работа по звуковому анализу слогов, слов.

Например, гласный звук А пришел в гости к своему другу: согласному твердому звуку П. Они встали рядом и получился слог «АП».

• Сколько звуков в слоге «АП»(два)

• Назови первый звук. (А)

• Назови второй звук. (П)

• Сколько гласных звуков? Назови гласный звук.

• Сколько согласных твердых звуков? Назови согласный звук.

• Какой по счету гласный звук А? Какой по счету твердый согласный звук П?

Позднее (при звуковом анализе одно- и двусложных слов) человечки устанавливаются на кирпичик 22, символизирующий «слог». Для более длинного слога используется больший кирпичик : 24, 26 и т. д.

Д. И. «Найди место звука в слове»

ЦельУпражнять детей в нахождении места звука в слове (В начале, середине или конце) .

Оборудование: человечек в соответствующем заданному звуку костюмчике; длинный кирпичик 28 желтого цвета, обозначающий «слово»; предметные картинки.

Ход: Логопед предлагает картинку и называет звук, место которого ребенок должен определить в слове. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка на кирпичике в то место, где слышит звук: в начале, середине или конце слова.

Примечание: Когда ребенок видит перед собой человечки-звуки, играет с ними, передвигает, то работа над звуковым анализом словом приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению учебного материала.

«Предлоги»«Построй Башню»«Сделай дорожку»

Цель: формировать пространственное представление, закреплять умение пользоваться предлогами.

Для развития слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового внимания используется это упражнение, где собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трё хмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами«над»«под»«между»«возле»«перед»«около» и другими. Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.

«Елка»

Так как до Нового года осталось совсем чуть-чуть, предлагаем вам создать атмосферу новогоднего праздника с помощью конструктора «ЛЕГО». Предлагаем вам из зеленых кирпичиков построить елочку. Елочки свои поставьте на поляну рядом с «Петушком», т. к. наступает год Огненного петуха. Кто хочет рассказать о своей елки?

Использование ЛЕГО -игр создает положительную мотивацию, формирует интерес к изучению новой информации, снимает негативного отношения к процессу обучения, что позволяет говорить о коррекционном воздействии ЛЕГО- конструктора в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие ребенка через конструктор Лего"

Статья о том , что конструктор Лего очень полезная и нужная вещь....

«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР»

В статье рассказывается о способах развития речи у дошкольников при использовании лего-конструктора, обосновывается актуальность темы, предлагаются разработанные и апробированные на практике дидактиче...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

«Играем – речь развиваем!» (игры для развития речи и мышления у дошкольников с задержкой психического развития)

Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать ...