Мастер-класс для родителей «Артикуляционные и дыхательные упражнения»
консультация

Вастаева Айгуль Тагировна

Мастер-класс для родителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционные и дыхательные упражнения»

Учитель-логопед: Вастаева А.Т.

Цели:

  1. Рассказать родителям о значении артикуляционных и дыхательных упражнений  для формирования правильного произношения звуков.
  2. Познакомить на практике с артикуляционными и дыхательными упражнениями.
  3. Дать рекомендации к проведению артикуляционных и дыхательных упражнений.

Оборудование: индивидуальные зеркала, атрибуты к играм: «Задуй свечу», «Остуди чай», «Сдуй снежинку», «Паровозики».

Ход мастер-класса.

Уважаемые родители, сегодня я хочу рассказать вам о значении артикуляционных и дыхательных упражнений  для формирования правильного произношения звуков и показать, как нужно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения  дома.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

   Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л) .
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка) .

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

- Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

- Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце) .

- Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком… »

- Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

    Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

    Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения: «Заборчик», «Окошечко»,  «Трубочка»,  «Чашечка»,  «Блинчик», «Иголочка», «Мостик»,  «Парус».

   Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

   Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

   Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как: «Часики», «Качели», «Лошадка», «Чистим зубки»,  «Вкусное варенье», «Барабанщик», «Худышки – толстяки» и другие.

   Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

   Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится специальный массаж.

    Не меньшее значение для звучащей речи имеет речевое (фонационное) дыхание. У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается малый объем лёгких, слабая дыхательная мускулатура, слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи. Ребенок зачастую выдыхает весь запас воздуха на первом слоге, затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко не договаривает вообще, что указывает на неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Не  правильно распределяет дыхание по словам, делает «паузы» в середине слов. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе приводит к слабому выдоху или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струе, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков. Именно тренеровки речевого дыхания помогут предотвратить, а так же исправить эти проблемы. 

     Для повышения интереса и большей эффективности, дыхательную гимнастику желательно проводить в игровой форме. К гимнастике можно привлекать  сюжеты, рассказы, игрушки – так, чтобы ребенок был активно заинтересован происходящим. Это могут быть всевозможные вертушки, бумажные поделки,  легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева, и металла и др.

      Гимнастику нужно проводить  в хорошо проветренном помещении. В процессе речевого дыхания следить, чтобы ребенок не напрягал мышцы в области шеи, рук, груди, живота. А так же- чтобы не надувались щеки. Ребенок набирает воздух через нос, выдох у него - длительный и плавный. После выдоха перед новым вдохом делает  остановку на 2-3 секунды. Упражнения повторяются 3-5 раз.

Проводя с детьми дыхательную гимнастику, можно использовать следующие игровые приемы:

  1.  «Кораблики» Ребёнку предлагаем широкую ёмкость с водой, а в ней- бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
  2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываем небольшие шарики-«снег» и выкладываем на столе, либо на ладони. Ребёнку предлагаем дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться.
  3.  «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).
    Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
  4.  «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
    Просим ребенка улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
  5.  «Греем руки» - просим вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
  6. «Трубач» - Ребенок подносит к губам воображаемую трубу. Имитирует движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносит «ту-ту-ту»
  7. «Шину прокололи» - Ребенок делает легкий вдох, выдыхая, показывает, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
  8. «Подуй на свечку», «Остуди чай».
    Ребенок держит в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» делает глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. 
  9. «Надуй шар».
    Ребенок встает, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар.
  10. «Пузырьки» Для этого упражнения необходима трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные и дыхательные упражнения

Артикуляционные и дыхательные упражнения: Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.Для губ.Для языка....

Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в речевом развитии детей раннего возраста».

Проблема: большое количество детей раннего дошкольного возраста с трудностями в речевом развитии.Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию активной речи детей средствами артикуляционной и д...

Мастер - класс для родителей"Артикуляционная гимнастика - занимательные упражнения для языка"

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

Артикуляционные и дыхательные упражнения

Артикуляционные и дыхательные упражнения...

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в домашних условиях»

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:• Познакомить родителей с приемами работы логопеда.• Отрабо...

Мастер – класса: «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений»

Обучить родителей оздоровлению детей через развитие дыхательной функции детского организма....