Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Ч»
учебно-методический материал (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

      Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

       Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ch.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ  С  БУКВОЙ  «Ч»

 

Чашки.

 Ниночке подарили  (чашки).

 На (чашках)  были белые горошины.

 Ниночка позвала девочек пить чай из новых (чашек).      

 Девочки наливали чай в новые (чашки). 

  

Черепаха

 Антону Чижову купили  (черепаху).

 У (черепахи) на спине чёрные  пятна.

 Антон Чижов часто выносит гулять в сад свою (черепаху).

 Там (черепаха) ползает и ест листья одуванчиков.

  

Рассказы с вопросами.

 

1. Вовочке пять лет.        Кому...?

    Сестричка Таня учит его читать.         Кто...? Что делает...?

    Вовочка уже читает слова: мама, папа, чай, туча, мячик.

                               Кто...? Что делает...? Какие слова...?

  

5. Миша нашёл под деревом грачонка.       Кого...?

    Грачонок  был чёрный, носатый.           Кто...? Какой...?

    Летать грачонок не умел.           Кто...?

    Миша кормил его черняками и личинками.        Чем кормил...?

    У грачонка отросли крылья, и он  улетел.          У кого...?

 

6. Олечка приехала в деревню к бабушке.        Кто...? Куда...?

    У бабушки жили чёрная овечка Ночка, коричневая тёлочка Дочка, курочки-пеструшки, собачка Жучка и кошечка Мурочка.          Кто...?

    Внучка помогала бабушке.        Кто...? Кому...?

    Она пасла овечку Ночку и тёлочку Дочку.              Кого...?

    Девочка наливала воды курочкам и Жучке.       Кто...? Кому...?

    Она часто играла с Мурочкой.           Как...? С кем...?

    Вечером Олечка с бабушкой сидели на крылечке.     Когда...? Кто...? Где...?

    Бабушка учила Олю читать.     Чему...?

 

 

Кто живёт в часах?

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны — к горах, а чайники — на кухне. Черепахи живут в песке, червяки — в земле, а чучело — на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок — на чердаке, а в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое-то чёрное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.

Кто же тогда там тикает?

                                                                                                                              (Г. Юдин)

 

Печенье.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному,— строго сказал Миша. Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки:

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложкой неначатый чай. Он посмотрел на   бабушку — она   жевала   корочку чёрного хлеба...                                     

                                                                                                                             (В. Осеева) 

Умелые Руки.

Поспорили как-то между собой Иголка, Карандаш, Ручка и Мячик:  кто из них лучше?

— Я всех лучше,— сказала Иголка,— потому что я самая острая.

— Нет, это я всех лучше! — сказал Карандаш.— На   мне   надпись   золотыми   буквами.

— Я гораздо лучше! — крикнула Ручка.— У меня перо блестит, как серебро.

Мячик ничего не сказал, но все поняли, что он тоже считает себя лучше всех. Долго не могли они решить, кто же из них лучше.

И вдруг пришли Умелые руки. Взяли иголку и вышили чудесного петушка. Приуныли Карандаш, Ручка и Мячик: и правда, петушок был очень красив. Но Умелые руки взяли карандаш и в две минуты нарисовали картинку.

Ручка и мячик от зависти ничего сказать не могли. А Умелые руки взяли ручку, обмакнули перо в чернила и написали: «Милая мама, я уже  выучила  уроки...»   Обрадовалась  Ручка:

— Конечно, я лучше всех! Ну кто, кроме меня, так напишет!

Тут все согласились. Только Мячик обиделся, надулся и ничего не сказал. И вдруг Умелые руки взяли мячик и пошли с ним в сад, и Мячик запрыгал высоко-высоко.

Пришла мама. Она полюбовалась вышитым петушком, картинкой, прочла записку и выглянула в окно — там Умелые руки играли мячиком. Мама улыбнулась и сказала:

— Славная моя дочка — Умелые руки.

                                                                                                                       (По В. Сутееву)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "В гостях у Букварика"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...

Игра "Интернет - букварик"

Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....