Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Фирсова Мария Александровна
Рекомендации и советы родителям по формированию у ребенка 2-3 лет самостоятельности и навыков самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»

  • Решающее значение в воспитании самостоятельности у детей раннего возраста играет личный пример взрослых. Предъявляя требования к ребенку, взрослые в то же время должны предъявлять требования и к себе, так как деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер.
  • Основное правило воспитания самостоятельности: не надо делать за ребенка то, что он способен выполнить сам. При этом нужно наглядно демонстрировать способы выполнения действий, объяснять, задавать вопросы, направляющие внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это не терпит спешки. Если вы будете нервничать и подгонять ребенка, он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки.
  • В раннем возрасте самостоятельность хорошо воспитывать через такой вид детского труда, как самообслуживание. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.
  • Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется два года. Период два - три года называют кризисом «Я сам», и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он отдельная от родителей личность, что он не продолжение, не часть мамы или папы - а самостоятельный человек.
  • Обучая детей самостоятельности, нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.
  • В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается. В играх с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании, так же большую помощь могут оказать художественные произведения.
  • Воспитывая самостоятельность, нужно, как можно реже прибегать к замечаниям, а больше опираться на поощрение. Как отмечают психологи, чувство стыда человек переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку. Оценивая то или иное действие ребенка недостаточно ему сказать «молодец» или «неправильно». Нужно конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Оценки для него очень важны, именно поэтому они должны быть тактичными и придерживаться
  • К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя.

Что могут уметь дети 2 - 3 лет

Одевание - раздевание.

1. Надевать и снимать носки, гольфы, колготки - самостоятельно.

2. Надевать и снимать штаны, шорты, юбки - самостоятельно.

3. Обувать и снимать сандалии, ботинки, сапоги - с небольшой помощью взрослых.

4. Надевать и снимать кофту, куртку - с помощью взрослых.

5. Вешать и складывать одежду в шкаф и на стульчик - с помощью взрослых.

Умывание.

1. Засучивать рукава перед умыванием с небольшой помощью взрослых.

2. Брать мыло из мыльницы, руки намыливать, мыть круговыми движениями, отжимать их после мытья, закрывать кран, снимать полотенце, вытирать руки насухо, вешать полотенце на место - самостоятельно.

3. Не мочить одежду.

4. Не лить воду на пол в целях безопасности.

Питание.

1. Держать ложку тремя пальцами.

2. Есть аккуратно, с закрытым ртом. не проливая из ложки суп.

3. Из - за стола выходить, полностью прожевав пищу.

4. Пользоваться салфеткой.

5. Говорить спасибо.

Условия, необходимые для развития самостоятельности в самообслуживании

В одевании.

1. Вешалка для всей одежды ребенка, соответствующая его росту.

2. Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета.

3. Постоянное место для хранения пижамы.

4. Удобная для одевания одежда.

В умывании.

1. Устойчивая подставка под ноги.

2. Отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2 - 4 части.

3. Удобное место для полотенца.

4. Удобный размер полотенца, желательно с петелькой.

При приеме пищи.

1. Стул в соответствии со столом.

2. Небольшого размера столовый прибор: тарелка. чашка, ложка. вилка.

3. На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.