современные нетрадиционные технологии в развитии речи дошкольников
консультация (подготовительная группа)

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Современные нетрадиционные методы для развития речи дошкольников»

Хорошо развитая речь ребенка – это важное условие для общего его развития, для социализации в обществе и дальнейшего успешного его обучения в школе.

Педагогическая практика показывает, что с каждым годом количество детей с различными нарушениями речи значительно увеличивается. В связи с этим, для повышения эффективности занятий по развитию речи воспитатель использует в своей практике разнообразные технологии. Кроме того, специалисты очень часто прибегают к современным технологиям. Они помогают преодолеть речевые нарушения, возникшие на фоне других заболеваний и отклонений в развитии детей. К таким технологиям относят следующие нетрадиционные методы, применяемые в работе:

•    арт-терапия;

•    телесноориентированные техники;

•    пальчиковая гимнастика;

•    Су-Джок терапия;

•    информационные технологии

Арт-терапия

Арт-терапия – это совокупность методик, которые построены на основе применения различных видов искусства. Они эффективно снимают нервно-психическое напряжение, поэтому процесс логопедической коррекции проходит намного более эффективно.

В арт-терапию входят:

  • музыкотерапия;
  • логоритмика;
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • песочная терапия.

Музыкотерапия

Музыка улучшает тонус коры головного мозга, а также вызывает положительные эмоции у ребенка. У него формируется навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкотерапия включает в себя:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение;
  • игру на музыкальных инструментах.

Логоритмика

Данная логопедическая технология представляет собой комплекс речедвигательных, музыкально-речевых и музыкально-двигательных упражнений.

В ходе занятий у детей развивается выносливость, равновесие и ловкость. Они учатся быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Происходит формирование красивой осанки и укрепление мышц.

Сказкотерапия

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

Задачи сказкотерапии:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова ребенка;
  • улучшение лексико-грамматической и звуковой стороны речи;
  • формирование в ребенке умения вести монолог и диалог;
  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • создание благоприятной атмосферы, приобщение ребенку к прошлому и настоящему русской культуры.

Мнемотехника

Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации. На словосочетание или слова нужно придумывать картинки, которые бы их обозначали. В результате весь текст выглядит как определенная схема, смотря на которую ребенок может воспроизвести загадку, стихотворение или скороговорку.

Такие приемы очень важны для детей дошкольного возраста, т.к. их мыслительные задачи решаются, как правило, с помощью внешних средств, т.е. они намного лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.

Песочная терапия

Песочная терапия развивает эмоционально-чувственную сферу, а также способствует коррекции речевых нарушений.

Варианты возможных игр:

  • создание отпечатков ладоней, кулаков;
  • скольжение ладонями по песку;
  • сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • рисование узоров на песке;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения этих предметов.

Телесно-ориентированные техники

Двигательная система ребенка напрямую связана с развитием его психических функций. Есть разные виды методик:

  • Дыхательные упражнения.

Тренируют самоконтроль, улучшают ритмику организма. Занятия проводятся на улице, либо в хорошо проветриваемом помещении.

  • Упражнения на релаксацию.

Позволяют ребенку расслабиться, побыть наедине со своими мыслями.

  • Растяжка (комплекс упражнений, которые связаны с расслаблением и напряжением разных частей тела. Помогает при гипо- и гипертонусе мышц).

Пальчиковая гимнастика

Когда ребенок занимается и при этом ритмично двигает пальцами, то у него активируются речевые центры головного мозга.

Пальчиковые игры тренируют память, потому что ребенку приходится запоминать последовательность движений. Гимнастика положительно влияет на состояние самих пальцев, поэтому малышу будет гораздо проще при обучении письму.

Су-Джок терапия

Использование Су-Джок массажеров вызывает интерес к обучению у детей, им нравится массировать пальцы и ладошки, что сказывается на благотворном влиянии на мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.

С помощью метода Су-Джок терапии на занятиях с логопедом решается множество коррекционных задач. К ним относятся:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • Развитие звукового и слогового анализа слов;
  • Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие цветовосприятия;
  • Развитие пространственно-временных представлений;
  • И даже закрепление счетных операций.

Информационные технологии

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в логопедической работе. Анализ литературы и практика показывают, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного процесса, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

Использование ИКТ на занятиях помогает логопеду добиться нескольких целей:

  • включение в работу всех анализаторных систем;
  • развитие элементов наглядно-образного и теоретического мышления;
  • активное пополнение словарного запаса;
  • повышение интереса детей к занятию за счет доступной подачи материала, использования движений, звука, мультипликации;
  • повышение эффективности усвоения материала, развитие памяти, воображения;
  • побуждение к поисковой исследовательской деятельности.

Использование современных технологий помогает создать на логопедических занятиях условия для оптимального физического и психофизического развития и добиться положительных результатов в профилактике, диагностике, коррекции речевых нарушений.

Уважаемые родители! Внимательно следите за речью своего ребенка. Если вы заметили какие-то отклонения в речи у малыша, важно без промедлений обратиться к логопеду. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее можно будет с ней справиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе...

Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников

Открытое выступление педагога первой кваликафиционной категории, для воспитателей ДОУ о современных иновационных технологий в работе с детьми....

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

В презентации представлены игровые технологии развития речи дошкольников...

Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:...