"Столовый этикет"
статья (старшая группа)

Публикация для родителей в газету "Маленькая страна"- "Столовый этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stolovyy_etiket.docx802.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №15» с Кабанск

Республика Бурятия

Публикация в газету для родителей «Маленькая страна»

«Столовый этикет»

Воспитатель высшей категории

Демидкина Г.М.

        2021г        


Столовый этикет

Немного об истории этикета:

«Окно в Европу» для России, как известно, прорубил ПетрI. До него привилегированные сословия жили, руководствуясь «Домостроем». Этот свод правил был написан во времена Ивана Грозного священником Сильвестром. В основе всего было подчинение: младших старшим, низших высшим. А в семье безраздельно господствовал авторитет отца: он «и суд семейный решал, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание».  По мнению Петра Россия должна быть великой державой. Поэтому русский народ нужно просветить, то есть привить ему европейский этикет. И Петр взялся за дело. Царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов

Поведение человека в обществе — своеобразная визитная карточка, ведь умение правильно держать себя в обществе — одно из слагаемых успеха Правила хорошего тона регламентируют наше общение буквально везде: в гостях, в поездке, на работе. Существует множество видов  этикета: речевой, деловой, этикет общения и даже цветочный и т. д..

Сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете. Ваш ребенок достаточно взрослый для тех требований, которые к нему будут предъявляться Упущенный навык в определенном возрасте , создает потом трудности, прежде всего, для ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя.

Родители, помните! Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не давайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» ЕСЛИ это нельзя – это нельзя ВСЕГДА! ЕСЛИ это можно – это можно ВСЕГДА!

Воспитывая ребенка младшего возраста, взрослым нужно помнить, что они первые, кто может умело, очень тонко и осторожно придать ему те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дальнейшем. Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих существенное значение для развития детей. Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности.

SAM_0586

Обучать детей питаться самостоятельно необходимо с самого раннего возраста. Ваш ребенок достаточно взрослый для тех требований, которые к нему будут предъявляться. То, чему Вы научите ребенка в раннем возрасте – останется на всю жизнь

.В нашей группе мы работаем по проекту «Вкусно. Красиво.Полезно», целью которого является формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью. В процессе реализации проекта решаем следующие задачи:

Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.  

Знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе, воспитывать культуру поведения.

С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей среднего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах правильного питания.

Итак, мы сели за стол. Прекращаем все игры и разговоры. За столом мы только едим, а не играем.

  • Приучайте ребенка, есть первые блюда, молочные супы, кисель (жидкие блюда) ложкой. Вторые блюда – вилкой. Таким образом, Вы приготовите его к смене приборов, с которой ему придется столкнуться в дальнейшем.
  • Не делайте из ребёнка принца или принцессу. Пусть ест то, что приготовлено всем. Изысков быть не должно. Но разнообразие – приветствуется. И оформление может быть интереснее, чем у взрослых. И никаких поощрений в виде конфет. Ребёнок должен просто есть, а не отрабатывать приз. Если он голоден – съест и без обещаний сладкого.
  • Жевать нужно только с закрытым ртом («чавкать» за столом – недопустимо!)
  • Еду нужно класть в рот по чуть-чуть, а не «набивать» полный рот. Никогда не клади весь хлеб, всю фрикадельку или большой кусок еды в рот. Есть нужно только маленькими кусочками! (Иначе, ты или подавишься, или задохнешься и выплюнешь все обратно, что НЕДОПУСТИМО!) Если ты так сделаешь в гостях или при посторонних, то им будет неприятно).
  • «Тянуть» с ложки суп нельзя. Нужно просто «вылить» суп в рот (так, чтобы тебя никто не слышал).
  • Нельзя класть локти на стол. Рука должна упираться об стол «серединой» между запястьем и локтем. (Если у тебя локоть лежит на столе, тебе неудобно есть!)(5 слайд)
  • В то время когда ты жуешь, ложка (вилка) должна лежать на тарелке. Нельзя класть ее на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу. Ты можешь ударить соседа, расплескать суп или еду, опрокинуть тарелку.
  • Пить надо тихо. Так, чтобы тебя никто не слышал.

Вставая из-за стола, обязательно нужно приучать ребёнка благодарить:  «Спасибо!»

         Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят. Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобно подгребать кушанье.

Следует приучить ребенка после еды складывать ложку и вилку  только на свою тарелку, а не на скатерть, чашку ставить на блюдце, салфетку, аккуратно сложив, класть рядом с тарелкой. Необходимо учить пользоваться салфеткой по мере необходимости.

SAM_0596Особенно бережно ребенок относится к чистоте и порядку за столом, если он сам принимает участие в его сервировке. Нарядно накрытый стол, как известно, не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению, способствует добрым, чутким, внимательным взаимоотношениям, желанию проявлять за столом аккуратность, соблюдать правила этикета. На красиво сервированном столе все блюда кажутся гораздо аппетитнее и вкуснее.

SAM_0589Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. А также благодаря среде, которой, постоянно находятся дети. В данном случае взрослые своим общением, доброжелательностью создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

 Если использовать проектный метод в формировании культуры питания у детей, то сложившаяся система даст возможность детям - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; - оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни,  применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему:                                     ...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

по столовому этикету в старшей группе по теме «Застольное поведение»

Главные задачи цикла занятий по столовому этикету.Формирование этикетного поведения у детей ст. дошкольного возраста.Обучение детей на специальных занятиях в игровой форме с привлечением родител...

Организованная образовательная деятельность по привитию детям старшего возраста навыков столового этикета

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4257288","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4257289","at...

Воспитываем столовый этикет

Консультация для продвинутых родителей по воспитанию у детей культуры поведения за столом...

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

Проект «Этикет с малых лет» (овладение детьми навыками столового этикета)

Проект "Этикет с малых лет" разработан с целью  формирования у детей культуры личности, соблюдения правил и норм этикета....