по столовому этикету в старшей группе по теме «Застольное поведение»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Никитина Ольга Анатольевна

 

Главные задачи цикла занятий по столовому этикету.

  1. Формирование этикетного поведения у детей ст. дошкольного возраста.
  2. Обучение детей на специальных занятиях в игровой форме с привлечением родителей.
  3. Создание единых требований в соблюдении правил столового этикета и культуры поведения в семье и в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                 ГОУ  детский  сад  №  2266  СЗОУО  ДО  города Москвы

                                                         Конспект занятия

по столовому этикету в старшей группе

по теме «Застольное поведение».

Подготовила  и  провела:

воспитатель  Никитина  О.А.

Москва

2010

 

  Открытое специальное занятие  из цикла занятий по столовому этикету.

                       (с подгруппой детей и в присутствии родителей).

 Главные задачи цикла занятий по столовому этикету.

  1. Формирование этикетного поведения у детей ст. дошкольного возраста.
  2. Обучение детей на специальных занятиях в игровой форме с привлечением родителей.
  3. Создание единых требований в соблюдении правил столового этикета и культуры поведения в семье и в детском саду.

 Занятия.

 Занятие 1. Посуда и столовые приборы.

 Занятие 2. Как правильно накрыть на стол.

 Занятие 3. Застольное поведение.

 Занятие 4. Чайное чаепитие.

  Подготовка к занятиям.

Перед каждым занятием с родителями обговаривается вопрос о его оснащении. Привлечение родителей к процессу.

 Работа с родителями. Обратить внимание родителей на культуру поведения за столом и культуру еды у своих детей. Задуматься над вопросами:

  1. Как ест ваш ребенок?
  2. Каково его поведение за столом?
  3. Умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками?
  4. Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды?

  Предложить родителям решить «задачки по этикету» вместе с детьми. (раздаточный материал).

  Работа над понятиями:  рассадка за столом, осанка, салфетки,  скатерть, порядок и чистота стола, сервировка стола, застолье, праздничный стол.

 Цель: Прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета.

 Задачи: 1.Отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи. 2.Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками. 3.Воспитание этикетного поведения у детей.

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение глав из книги  А. Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения.

Оборудование: Скатерти, бумажные салфетки, салфетницы, хлебница с хлебом, тарелки (глубокая и мелкая), столовые приборы, пластиковая посуда.

Закрепление содержания вне занятия: Постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Создавать необходимые условия.

                                             

                                              Ход занятия.

 Дети сидят за столами.  Столы полностью сервированы.  

Воспитатель —  Приглашаем наших родителей к нам присоединиться. Каждый родитель садится за стол к своему ребенку. Пара ребенок — родитель. Родители, пожалуйста наблюдайте за правильностью действий своего ребенка и при необходимости поправляйте его.

Беседа. Воспитатель - Согласитесь, приятно сидеть за столом среди культурных людей и есть вкусную пищу. Но чтобы выглядеть красиво во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо. Правильное поведение за столом показывает культуру человека, уважение к другим участникам застолья: прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть, соблюдение чистоты и аккуратности.  

 1.Как правильно сидеть за столом. (показ) Обратите внимание – сколько стульев у стола, столько человек участвуют в застолье. Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, на которой для него стоят тарелки и лежат столовые приборы. Смотрите и повторяйте за мной следующее упражнение:(все вместе) сядьте прямо на стуле, руки положите на стол так, чтобы было удобно. Но помните, на столе не должны лежать локти, а только кисти рук. Выходя из-за стола стул задвигают к столу без шума.

 2.Умение есть.(показ) Главное правило в столовом этикете – это умение есть. Есть нужно с закрытым ртом, не чавкать, не торопиться, не разговаривать с едой во рту, тщательно пережевывать пищу, не наклоняться низко над тарелкой, а только слегка наклонить голову. Повтор действий.

 3.Пользование салфеткой. Салфетки бывают бумажные и полотняные. (показ) Полотняную салфетку кладут на колени, чтобы защитить костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос и руки, но можно промокнуть уголки губ. Когда мы едим салфетка на коленях, выходим из-за стола — салфетку кладем на стол между тарелками. Бумажные салфетки стоят на столе в салфетнице. Берут их по мере надобности. Закончив есть блюдо, вытирают салфеткой губы, затем руки, а не наоборот и кладут на использованную тарелку. Повтор  действий.

Воспитатель -  А сейчас отдохнем.  Ребята, вы будете соревноваться в «Веселой эстафете». Вас две команды «Красные» и «Зеленые». У «Красных» - стол с красной скатертью, у «Зеленых» - с зеленой скатертью. Родители детей за столами. На старте у каждой команды – пластиковая посуда и столовые приборы. Каждый участник берет только 1 предмет, бежит к своему столу, ставит его и бежит обратно. Встает в конец. Побеждает та команда которая быстро и аккуратно накроет стол.

 4.Как правильно есть суп. (показ) Суповую тарелку придерживаем левой рукой.  Столовая ложка – в правой руке, ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный ее придерживают. Ко рту ложку подносим чуть наискосок, не захватывая губами, а сливаем содержимое в рот. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем пока остынет. Чтобы доесть остатки супа тарелку нужно осторожно наклонить от себя, а ложку в тарелке ведем не к себе, а от себя. Повтор действий.

 5.Как правильно есть хлеб. (показ) Кусок хлеба берем из хлебницы рукой. Сначала выберем глазами хлеб (черный или белый), но не перебирая. Можно есть от куска, можно отламывать небольшие кусочки и съедать, но не играть хлебом. Если  у вас просят хлеб нужно передавать  всю хлебницу, а не брать хлеб своими руками. Повтор действий.

 6.Пользование ножом и вилкой. (показ) Столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. В правой руке держат – нож лезвием вниз. В левой руке – вилку зубчиками вниз. Оба прибора в руке. То, что можно легко разделать вилкой, едим без ножа. Тогда вилка – в правой руке. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, котлеты, колбасу, помидоры, огурцы. Отрезав кусочек, съедаем, отрезаем другой. Ко рту подносят только вилку, а не нож. После еды нож и вилку кладем на тарелку, нож лезвием к центру, вилку зубчиками вверх. Повтор действий.

 Воспитатель - За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Но разговариваем негромко и со свободным от пищи ртом. Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение людям. Существует много правил поведения за столом, но они легко запоминаются. Послушайте и попробуйте закончить фразу:

- Ты всегда перед едой, руки …чисто с мылом мой!

- Если сели вы за стол – не стучи …ногой об пол! (рукой об стол)

- Ты ногами не болтай и соседей не … толкай!

- Аккуратен будь везде, а особенно …. в еде!

- Есть и пить надо – …беззвучно, аккуратно.

- Вежливым ты должен быть и …спасибо говорить.

- Не забудь салфеткой ….губы вытирать.

- Локти на стол …. не ставим.

- Если нож в … руке, вилка в ….руке.

- Если ложка в …. руке, то …. рукой придерживаем …

- Если во рту пища …. не разговаривают.

 Воспитатель — Молодцы. И в заключение давайте поиграем все вместе в игру «Каравай». Вставайте в круг.

 Как на наш День Рожденье испекли мы каравай.

 Вот такой ширины, вот такой ужины.

 Каравай, каравай кого хочешь выбирай.                  Игра проводится 4-5 раз.

                                                       

                                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Правила поведения»

Задачи: -Формировать диалогическую форму речи взрослый-ребенок; совершенствовать умения построения диалога с использованием воспитательного сократического диалога; развивать коммуникативные спосо...

Занятие по этикету в старшей группе на тему: "С планеты Земля спешат на выручку друзья"

Конспект занятия по этикету в старшей группе на тему: "С планеты Земля спешат на выручку друзья"...

ООД по этикету в старшей группе на тему: «Волшебные слова»

Закреплять имеющиеся у детей навыки вежливого общения; продолжать знакомство с нормами речевого этикета; подтверждать важность вежливого общения примерами из художественных произведений; воспитывать и...

Беседа в старшей группе на тему " Правила поведения на детской площадке"

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в детском саду. Воспитывать культуру поведения на детской игровой площадке.Интегрируемые области: Познавательное развитие, ...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Правила поведения на воде летом»

Цель: Формировать у детей осознанное отношение к выполнению правил поведения на воде летом, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья....

ООД по этикету в старшей группе на тему: «Ещё раз здравствуйте!»

На примере игровых ситуаций и художественных произведений знакомить детей с простыми правилами этикета, раскрывать значение вежливости в межличностном общении; показывать особенности употребления разл...