Происхождение игрушки
статья

Сапегина Кристина Сергеевна

      Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.

Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры.

Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_igrushkadoc.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Происхождение игрушки»

      Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.

Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры.

Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью дошкольника, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Немало усилий было приложено исследователями игрушки для того, чтобы дать ей определение, и все-таки мы его до сих пор не имеем. Слишком многообразна роль игрушки в жизни и развитии ребенка, слишком велика зависимость ее функций от лежащих вне ее условий, от индивидуальных особенностей играющего ребенка, от его изменчивых субъективных переживаний для того, чтобы возможно было создать краткую устойчивую формулировку, характеризующую ее специфические особенности.

Игрушка для ребенка является не простым орудием или инструментом игры, она участвует в самом создании игры, она является жизненным нервом игры. Ребенок не просто играет игрушкой, он играет с игрушкой, как с партнером. Возбуждая творческие силы ребенка, питая его чувства и удовлетворяя его потребности, зарождая новые эмоции и новые интересы, игрушка сама, своей жизнью, всеми перипетиями своего существования обязана своему истинному и единственному творцу - ребенку.

Первая игрушка - погремушка

История возникновения игрушек уходит своими корнями в глубину веков и продолжается на протяжении всех исторических эпох человечества. Игрушка в основном связана с игрой – ведущей деятельностью, во время которой у ребенка формируются многие важные характеристики – ум, фантазия, физические качества и коммуникабельность. Кто из нас в детстве не мастерил, например, человечков из цветов, растений или проволоки, после разыгрывая сценки и сюжеты, вместе с друзьям или самостоятельно? Игрушки, в основном куклы, часто использовались и в театральных постановках, чему свидетельствует возникновение кукольных театров. Государства и общества древности оставили по себе немало бесценных сокровищ материальной и духовной культуры их строя. Важное место среди них занимает, в том числе, игрушка.

Самой первой игрушкой ребенка, как в те времена, так и сейчас, была погремушка. Погремушки дарили новорожденным в Древней Греции, Риме и других странах. Постукивая погремушками, матери пели колыбельные песни своим детям. Имели эти игрушки и другое значение. В те времена считалось, что трещотки и погремушки отгоняют от беспомощного ребенка злых духов. Своим звоном она отгоняла от младенца темные силы и призывала на помощь силу ангелов. Древние Египтяне верили, что оставив ребенка с Игрушкой-Погремушкой, с ним ничего не случится. И, конечно же, сначала у детей состоятельных родителей - тех же фараонов, например. И постепенно, игрушечные фигурки, которые оставляли в пирамидах усопших фараонов, имеющие прямое отношение к культу египетских богов, стали обычными детскими игрушками. Само слово «Погремушка» происходит от «погреметь у ушка». Гром – Перун, славяне - перуновы внуки: «Дед, дай игрушку, погреметь у ушка» и тем самым Перун защитит ребёнка.

Погремушку изготавливали из глины, дерева, бересты. Наполняли ее горошинами, мелкими камушками. Современные погремушки, конечно же, значительно отличаются от тех, которыми играми наши предки. Материалы, из которых делались древние самые первые игрушки, - кость (и другие ткани животных), глина, солома - теперь не в чести.

Существовало несколько видов погремушек: трещотки, систры и кретала. Трещотки обычно состояли из небольшого диска на рукоятке с прикрепленными к нему бубенцами. Систры делались из двух поперечных стержней, на каждом их которых находилось по три металлических пластинки. При движении стержней эта погремушка издавала звук. Кретала состояли из двух металлических пластинок, соединенных друг с другом на одном конце.

Игрушки делали в форме разных животных, людей или неодушевленных предметов. Они могли служить для игр или использоваться в качестве талисманов. К последним можно отнести русскую традиционную куклу-зерновушку, которую дарили на праздники, связанные с урожаем.    Игрушки могли также и совмещать в себе обе эти функции. К ним можно отнести японские шары темари, которые делались и как игрушки для детей, и как талисманы на удачу, а позднее – как украшение интерьера. Самые первые фигурки животных вырезали из кости, а позднее изготавливали из дерева, глины или металла. Игрушки шили из тканей или плели из волокна, изготавливали из любых подходящих подручных материалов. Игрушки с подвижными частями тела также мастерили еще с самых давних времен. Примером тому служат игрушки Древнего Египта, которые существовали еще три тысячи лет до нашей эры. Игрушки разных животных, например, крокодила, приводились в движение с помощью простого веревочного или проволочного механизма.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали из с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Затем приходит очередь мягкой игрушки. До конца 19 века мамы продолжали шить в домашних условиях игрушечных зверушек и кукол из ткани, набивая их ватой. Но взрослые папы поняли, что мягкие игрушки тигры, собаки, кошки и прочие животные лучше будут получаться, если их шить на специальных машинках и из специальных материалов.

Происхождение куклы

Отдельно следует рассказать и о возникновении таких игрушек, как куклы. Появление первых кукол пришлось на времена первобытного строя, приблизительно тридцать – тридцать пять лет назад. Они были сделаны из слоновой кости и благодаря этому смогли сохраниться до наших дней. Однако куклы в те времена предназначались совсем не для детских игр, а использовались в обрядах и культах, связанных с почитанием умерших предков и поклонением древним богам. Отголоски этих культов можно найти в историческом и культурном наследии всех стран мира. Африканcкий культ Вуду, другие языческие и даже христианские обряды и процессии так или иначе имеют сходные корни и используют в своих ритуалах куклу как имперсонификацию человека или потусторонних сил.

Великая отечественная война приостановила производство игрушек. Но к 1943 году оно возобновилось. Отдельные фабрики и мастерские из производственных отходов делали детские игрушки. В основном, они были на военную тему: солдаты, матросы, летчики, винтовки, автоматы, пистолеты, самолеты, танки и прочее.

В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован при помощи управления промышленной кооперации при совете министров РСФСР. Авторы Е.Е. Борисова и М.Н. Бартрам воспроизвели в моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки были одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляли нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и так далее.

Разрушенное войной хозяйство постепенно восстановилось. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями.

В 50-е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей того времени – их прически, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и так далее. Самой популярной игрушкой для мальчиков была лошадка, напоминающая о подвигах кавалеристов.

Сегодня в Старочеркасском музее выставлены игрушки разных времен и воплощений – от всеми любимых персонажей мультфильмов до известных актеров.

Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый Верховным Советом в декабре 1958 года, не замедлил сказаться на ассортименте игрушек. Фабрики активно начали выпускать детские лейки, лопаты, утюги и прочий игрушечный инвентарь, призванный как можно достовернее отражать реалии советской жизни. Наряду с уменьшенными копиями настоящих инструментов труда, советская индустрия предлагала продукты, отражавшие оптимистическое видение будущего, атмосферу обороны, большой стройки или ремонта – тракторы и подъемные краны, самолеты и лодки, корабли и ракеты, куклы, одетые в униформы представителей разных профессий.

В 60-х годах прошлого века игрушки стали производить как можно больше. Фабрики старались идти в ногу со временем и следить за тем, чем интересуются общество и дети. В пору космической эры заводы откликнулись массовым изготовлением ракет, самолетов, пилотов, космонавтов, космолетов. С появлением телевидения в СССР увеличился и ассортимент игрушек. Теперь советские детишки получили возможность поиграть с героями любимых мультиков. «Гвоздем» программы был крокодил Гена, а также Чебурашка, Буратино и Мальвина, Чипполино, Кот в сапогах, Винни-Пух и Пятачок, лев Бонифаций, Волк и Заяц из культового мультфильма «Ну, погоди!». Своих любимцев дети с удовольствием катали на паровозике из Ромашкино, а во время купания запускали в ванной забавный катерок из одноименного мультфильма.

Ближе к 80-м годам прошлого века в 15 республиках СССР насчитывалось более 100 специализированных предприятий по выпуску игрушек. Кроме того, игрушки выпускали на каждом крупном предприятии химической или металлургической промышленности. Игрушки изготавливались из пластмассы. В том числе и известная кукла Карлсон. Ее автором является ленинградский скульптор Лев Разумовский. Карлсон был в семье почти каждого ленинградского ребенка. Есть и именные куклы – это Юрий Никулин, Евгений Леонов и даже Юрий Куклачев.

Самые первые египетские куклы, появившиеся приблизительно четыре тысячи лет назад, делались из тонких дощечек и раскрашивались разными геометрическими узорами, а их головы украшались специальными париками их нитей или бус. Это тоже были своего рода религиозные куклы, которые выступали в качестве погребальных даров, так как древние египтяне считали, что человеческие изображения в различных формах могут оживать и влиять на судьбы людей в этом мире или потустороннем. Поэтому египетские погребальные куклы изготавливались без рук и без ног – чтобы они не могли убежать из гробницы.  В Древней Греции и Риме куклы тоже делились на игровые и на культовые. Их делали из  дерева или глины, а конечности их были подвижны и прикреплялись к туловищу посредством нитей и палок. Девушки бережно хранили этих кукол до замужества, а на свадьбу приносили их в дар богине любви Венере или богине мудрости Артемиде. Как и в Египте, в Риме, Античной Греции, Индии а также других странах древнего мира, проводились ритуальные процессии и представления, в которых участвовали специально изготовленные фигуры, изображающие богов.

Позднее эти традиции нашли свое применение в христианских кукольных представлениях и шествиях, которые были распространены в Европе, начиная со средних веков и до наших дней. В католических храмах часто встречаются куклы, изображающие апостолов и Деву Марию с младенцем, с натуралистично и детально и прорисованными лицами. Нужно заметить, что церковная фигурка Девы Марии еще в средние века называлась «Марион», и именно от этого наименования произошло слово «марионетка», обозначающая один из видов  театральных кукол. На католическое Рождество в церквях принято устраивать экспозиции, отображающие это событие. Для этого существуют большие, в человеческий рост, механические куклы, которые имитируют некоторые человеческие движения и жесты.

С развитием индустрии моды, кукол начинают использовать еще и для демонстрации новых модных веяний и тенденций. Начиная приблизительно со второй половины семнадцатого века,  во Франции начали изготавливать так званные пандоры – фарфоровые куклы среднего роста, с формами взрослой женщины, демонстрирующие модные новинки. Обычно к этим куклам прилагался целый гардероб со множеством аксессуаров. Прототипом пандор послужили фигурины – древнеримские раскрашенные глиняные фигурки, которые посылали в провинции специально для демонстрации столичных мод. Сами Пандоры ближе к концу девятнадцатого века трансформировались в манекены.

В наши дни индустрия игрушек, в том числе и кукол, достигла неимоверных масштабов своего развития. Особой популярностью пользуются так званые БЖД куклы (от английского BJD – “Ball Joint Dolls”, то есть, куклы на шарнирах). Это пластиковые, очень подвижные куклы, которые могут принимать практически любые позы. Характерной особенностью этих кукол является возможность придать им полностью индивидуальные черты. БЖД кукле можно заменить не только детали одежды, но и глаза, парик, раскрасить лицо, сделать пирсинг или татуировки, а можно полностью ее модифицировать, если приобрести новые детали. В это же время, возник новый жанр искусства - авторская игрушка. Их изготавливают из разных материалов и в различных техниках – фарфоровые, вязанные, тряпичные, эти игрушки являются результатом художественного искусства двадцатого и двадцать первого века. Авторские игрушки обычно создаются исключительно в эстетических и декоративных целях.

Игрушки советской эпохи отличались прочностью и долговечностью. Заменить резинку, которая держала руки и ноги, не составляло труда.

К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;

б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;

в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки – изображения животных, кукол.

д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.

 Аркин Е. А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Они давно исчезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальная игрушка, лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.

Заключение

 Развитие игрушки происходило постепенно. От года к году она становилась всё качественнее и имела направленность на создание образа строителя социализма.

Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметь социологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества в ней.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические и нравственные качества. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

В дальнейшем на Руси изготовление игрушек стало серьёзным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Своё развитие получила так называемая народная игрушка. Народные игрушки имели развивающее значение, а также назначение народной игрушки – развлечь, повеселить, занять, порадовать. Своё развитие получили игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские, Хлудневские и самые известные деревянные Богородские и Сергиево-Посадские игрушки. В 90-е г.г. XIXв. Из Сергиева Посада вышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Её используют в основном в художественно-эстетическом воспитании детей. Широко распространены в наше время и Богородские игрушки, которые имеют развлекательное назначение, а также развивают детей.

Список литературы

  1. Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним. - [электронный ресурс]. – Режим доступа. -http://shporiforall.ru/shpory/shpory-po-doshkolnoj-pedagogike/6l-znachenie-igrushek-v-zhizni-rebenka-ix-klassifikaciya-trebovaniya-k-nim.html#content - Дата обращения 24.12.2014.
  2. Игра. - [электронный ресурс]. – Режим доступа.-https://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Игрушки народов мира. - [электронный ресурс]. – Режим доступа. -http://www.tigrulki.ru/category/igrushki/igrushki-narodov-mira
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. https://www.toybytoy.com/toy/2011-01-13-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происхождение и сущность игры

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ИГРЫ К. Д. Ушинский, наблюдая за играми детей, приводил та­кие примеры: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, гладит. У другой — величается на диване, принимает го...

"Происхождение курицы"

В настоящее время актуальна проблема развития исследовательских способностей у детей. Ребенок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей. Но в то же время интересный и непредск...

Из истории происхождения музыкальных инструментов

Материал для информационного стенда...

История происхождения игрушки

Этнографическое  исследование.История происхождения игрушки.Педагогические и эстетические требования к игрушке....

Происхождение праздника 8 Марта. Версии происхождения Международного женского дня

Без какого праздника трудно представить себе начало весны? Разумеется, без 8 Марта. История создания праздника 8 Марта многими из нас уже позабыта. Со временем он утратил социальное и политическое зна...

«Игрушки. История происхождения игрушек»

Цель: формировать представление о игрушках, познакомить с историей происхождения игрушек....

История происхождения елочной игрушки.

Познавательный материал для воспитателей ДОУ...