«Ребенок идет в школу»
консультация (подготовительная группа)

Филиппова Алёна Анатольевна

Ваш ребенок идет в школу... Начало школьного обуче­ния — переломный этап в жизни ребенка. Врачами и психоло­гами выработаны критерии школь­ной успеваемости детей. Ребенок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному фи­зическому, умственному, эмоцио­нальному и социальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rebenok_idet_v_shkolu_2019g.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Приморский детский сад»

Консультация для родителей

Тема: «Ребенок идет в школу»

Подготовила: Филиппова А.А.

2019 г.

Ваш ребенок идет в школу... Начало школьного обучения — переломный этап в жизни ребенка. Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Необходимое для школы условие — социальная зрелость — это потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации.

Нежелание учиться бывает в трех случаях:

  1. Когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка «на отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
  2. Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).

3. Нежелание учиться возникает у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку. Не забывайте вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем». Вам, родителям, необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у малыша была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера.

Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения!!!

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям.

Необходимость выполнять порой нежелательную работу требует от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы:

  • восприятие (цвета, величины, пространства, фигуры и т.д.);
  • внимание — в этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. когда интересно — ребенок внимателен, но и произвольное — когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может отсутствовать;
  • память — зрительная, слуховая, произвольное запоминание;
  • мышление — дошкольник должен уметь делать простые обобщения, классификацию, сравнения, исключения;
  • запас собственных знаний — в этом возрасте словарный запас должен достигать 4—5 тыс. слов.

Главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений.

Еще в понятие о готовности к школьному обучению входит развитие крупной и мелкой моторики. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней, «видеть клеточки» и четко вести по ним рисунок.

Следует помнить, что 6-летний ребенок не может писать непрерывно более трех минут, он устает, поэтому через 2—3 минуты нужно сделать перерыв.

 Помните, родители: ребенку необходима похвала, даже за небольшие успехи в освоении навыка письма.

Один из видов письма — штриховка.   Используя штриховку, дети упражняются в проведении прямых, наклонных и волнистых линий, пробуют выполнить неотрывное соединение крючков, петелек, овалов.

Обращайте внимание на правильную посадку во время письма. Ребенок должен правильно держать карандаш и ручку.

У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения успехов. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое и научиться новому. Помните, что принудительное обучение бесполезно!

Очень важно отвечать на все вопросы детей, помогать им при необходимости и избегать отрицательных оценок деятельности ребенка.

Школьное обучение — это непрерывный процесс общения. Чтобы научить ребенка общаться, надо сформировать следующие навыки:

  • уметь слышать и слушать своего товарища;
  • говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;
  • пользоваться словами вежливого общения;
  • избегать грубостей.

Главной причиной затруднений в учебной работе является частичное отставание познавательных и моторных функций. В школьном возрасте частичные нарушения усиливаются и из-за чрезмерной нагрузки на нервную систему, что ведет к неврозам и защитной агрессивности.

Для овладения письменной речью необходимы два основных условия:

  • осознание своей речи (в то время как устная речь протекает неосознанно);
  • произвольное владение ею.

Специфические нарушения письма у детей подразделяются на дисграфию и дизорфографию.

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия.

Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.

Дисграфия (нарушение письма, расстройство письменной речи) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ, представляет собой нарушение фонематического принципа правописания.

В письме к специфическим дисграфическим ошибкам относятся следующие:

1. Ошибки фонематического восприятия — в основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Смешение букв указывает на то, что пишущий ребенок выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Смешиваются обычно следующие фонемы:

Парные звонкие и глухие согласные

д- т (« тавно» - давно)

Ж- ш (« снешок» - снежок)

З-с (« кослик» - козлик )

Г- к ( « досга» -доска)

Б- п ( «попеда» - победа)

В- ф ( «фьюга» - вьюга)

Лабиализованные гласные фонемы

 О-у (« дедошка» - дедушка)

Ё-ю ( «самолют» - самолет)

Сонорные согласные фонемы

Р-н ( « лабота « - работа)

Й-л  («солька» - сойка)

Свистящие и шипящие согласные

С – ш (« шиски» - шишки

З-ж («скажал» - сказал )

С- щ (« сенок « - щенок)

Аффрикаты

Ч- щ ( « чепки» - щепки )

Ч-ц ( «чапля» - цапля )

Ч-т ( « девотька» – девочка)

Ц-т (« пцицы») – птицы

Ц-с (« куриса»- курица)

2. Ошибки графического характера ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Затрудняется написать печатные буквы из-за свойства зеркальности

Б

В

Г

Д

Е

Е

З

И

Й

К

Л

Р

С

У

Ц

Ч

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Затруднение написания букв рукописного шрифта по оптическому и кинетическому и кинетическому сходству

Буквы рукописного шрифта, имеющие оптическое сходство

Буквы рукописного шрифта, имеющие кинетическое сходство

с-е

л-и  

о-а

х-ж

о-с

м-ш

б-д

ч-ъ,Г-Р

у-д-з

в-д

и-у, У-Ч

н-ю,и-ш

п-т,Л-М

л-я, Н-К

л-м,Л-М

а-д

3.        Ошибки при искажении слоговой структуры слов основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок не овладел навыком анализа звуко-слогового состава слов и поэтому просто не представляет себе их структуры (то есть количества звуков в слове и порядка их следования друг за другом).

  • пропуски гласных, согласных, целых слогов («снки» — санки, «ки-чат» — кричат, «дорве» — здоровье);
  • перестановки букв и слогов («довр» — двор, «путисла» — пустила);
  • вставки букв («шекола» — школа, «девочика» — девочка, «гулямем» — гуляем).

4.        Ошибки на уровне слова.

  • раздельное написание частей одного слова («и дут» — идут, «на чалось» — началось, «б рат» — брат);
  • слитное написание служебных слов (предлогов, союзов) с последующим или предыдущим словом («ветки елии сосны» — ветки ели и сосны, «кдому» — к дому, «надерево» — на дерево);
  • контаминации слов («лептбау» — лепят бабу, «блзм» — была зима);
  • морфемный аграмматизм проявляется в операции словообразования (рука — «рукища», нога — «ноги-ща»; хвост лисы — «лисичий хвост»; «пять окнов»; «красная яблоко»; «на деревьев»; «Пожарник поливает пожар» — вместо «заливает»; «Лосиха присторожилась» — вместо «насторожилась»).

5.        Ошибки на уровне словосочетания и предложения.

  • отсутствие обозначения границ предложения — заглавных букв и точек («гуси вышли содвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынет» — гуси вышли со двора. Пошли на пруд. Встали на берег. Посмотрели на пруд. В пруду воды нет);
  • трудности употребления предлогов — их могут опускать, заменять, удваивать («вызвал доске», «играю из девочкой Леной», «в прохладную воду вчистой реки», «мой щенок збелом и сером пятном»);
  • разнообразные аграмматизмы, то есть нарушение связи слов: согласования и управления («большая белая пятно», «ворона перезимовало», «уже зеленеет всходы», «на ветках деревьях», «упал с санкох»).

Рассмотренные выше специфические ошибки следует отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.

Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями письма.

Признаками незрелого навыка письма могут быть:

  • отсутствие обозначения границ предложений;
  • слитное написание слов;
  • нетвердое знание (забывание) букв, особенно прописных;
  • нехарактерные смешения;
  • зеркальная обращенность букв.

Наличие таких ошибок не доказывает существование дисграфии, если эти ошибки единичны и нестойки.

Если же ребенок допускает постоянно ошибки в тех словах, написание которых не расходится с произношением, и они кочуют из работы в работу, — это истинная дисграфия. Диагностировать дисграфию можно только со 2-го класса.

Дизорфография — нарушение усвоения ребенком орфографических норм, проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

Эти два нарушения письменной речи тесно связаны между собой, имеют в своей основе единый механизм — несформированность языкового (речевого) развития. У детей с дисграфией выявляется большое количество стойких орфографических ошибок.

Очень часто учителя и родители считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. Заставляют ребенка больше писать диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе.

Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.

Основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможной. Это достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи. В свою очередь, это помогает детям быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова просто не из чего, поэтому даже хорошо выученные правила они не умеют применять на практике.

У детей с ОНР имеет место отставание в речевом развитии, приводящее к трудностям усвоения школьной программы по русскому языку. Дети с явными признаками отставания в речевом развитии неизбежно встречаются в школе с большими или даже непреодолимыми трудностями в усвоении и реализации на письме грамматических правил. Особенно большие сложности возникают при овладении морфологическим анализом слов и при подборе проверочных слов.

Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью. К середине 2-го класса ребенок уже может стойко отставать по всем предметам. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. А в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.

Таким образом, при недостаточно сформированной устной речи письменная речь не может стать полноценной, потому что вся изучаемая в школе теория будет находиться в постоянном противоречии с неправильной практикой устной речи учеников. А это значит, что если ребенку-дошкольнику не будет оказана необходимая помощь в формировании его устной речи, то он не сможет овладеть грамотным письмом. При этом упущения дошкольного возраста дают о себе знать на протяжении всех лет обучения в виде хронической неуспеваемости по русскому языку.

Дислексия (от греч. dys — расстройство и lexis — речь) — частичное нарушение процесса чтения. При дислексии чтение носит угадывающий характер, темп его резко замедлен, одновременно нарушается и письмо. В основе дислексии чаще всего лежат отклонения в развитии устной речи, выражающиеся в ограниченном словаре, нарушении грамматического оформления речи, а также в сниженном фонематическом слухе и недостатках произношения.

Характерные стойкие, повторяющиеся ошибки при чтении:

  • неправильное прочтение буквы;
  • замены, смешения по оптическому сходству: шавелъ или цавель вместо щавель,
  • замены акустически или артикуляторно: суба вместо шуба, сыплёнок вместо цыплёнок
  • непрочитывание окончаний слов, «съедание» конца слова;
  • неправильные ударения;
  • пропуски слов и целых строк;
  • недостаточное или искаженное понимание прочитанного, чтение «по догадке».

У всех детей, у которых есть дислексия, есть и дисграфия. А у дисграфиков может и не быть дислексии. Сначала ребенка учат читать, а потом писать.

Родители должны помнить:

  • Нарушения чтения и письма не проходят сами собой, не могут быть преодолены обычными школьными методами. Они требуют специальной логопедической помощи. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем быстрее и устойчивее будет результат.
  • Коррекция нарушений чтения и письма наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Срочно обратитесь к школьному логопеду! Ваш ребенок нуждается в специальных коррекционных заданиях. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладеть школьными знаниями.

Только при условии достаточной сформированности у дошкольников всех сторон устной речи можно реально рассчитывать в дальнейшем на их нормальную успеваемость по русскому языку. До тех же пор, пока большинство детей будут и дальше продолжать поступать в школу с явным недоразвитием устной речи, проблему нынешней безграмотности большинства учащихся массовых школ не решить.

Литература

  1. Азова О. И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. — М., 2013.
  2. Вакуленко А. С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. — СПб., 2012.
  3. Ефименкова А. И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 1991.
  4. Ефименкова А. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М., 1991.
  5. Парамонова А. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. — СПб., 2008.
  6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок идет в школу. Презентация

Презентация предназначена для родителей и педагогов подготовительной к школе группы....

Сообщение к родительскому собранию"Ваш ребенок идет в школу"

В сообщении говорится о критериях готовности ребенка к школе....

проект "Взаимодействие педагога и родителя" по теме: "Ваш ребенок идет в школу"

данный материал будет интересен как психологам, так и педагогам по вопросу подготовки детей к обучению  в школе...

Ваш ребенок идет в школу

Презентация для родителей...

Ваш ребенок идет в школу

Готовность детей к обучению в школе...

Ваш ребенок идет в школу .

Вопросы и ответы по теме "Школа"....

Родителям на заметку! "Ребенок идет в школу!"

Что должны знать родители, когда ребенок идет в школу, чтобы при необходимости помочь ему?...