советы родителям будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа)

Полесовщикова Наталья Александровна

Готов ли мой ребенок к школе?

Многие родители имеют не совсем точное представ­ление о значении такого термина, как готовность к школе. Действительно, во времена их детства это поня­тие еще не вошло в повседневный обиход. Школа была чем-то сугубо возрастным и обязательным. Стукнуло ребеночку семь лет, изволь отправляться первого сен­тября в школу. А уж как ты там будешь учиться, знает один Бог, да еще учитель, к которому попадешь.

Готовность к школе включает в себя несколько мо­ментов. Прежде всего, физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональ­ных систем. Школьное обучение предполагает доста­точно большие нагрузки. Поэтому во избежание неже­лательных отклонений, появления различного рода за­болеваний и определяется этот вид готовности. Регулярно посещая с малышом детскую поликлинику и тем более обходя всех специалистов перед школой и заполняя специальную карту, вы легко сможете сори­ентироваться в данном вопросе и получить квалифици­рованные консультации. Если у ребенка серьезные про­блемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения, то есть смысл не отказываться от них.

Первый момент, наиболее хорошо известный всем, — это интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, ана­лизировать, классифицировать и т. п.). Перечисленные умственные умения могут выражаться и в умении чи­тать и считать, но не только в них. Поэтому правы те специалисты, кто утверждает, что читающий и даже умеющий писать ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошколь­ника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Эти навыки вы легко сможете продиагностировать и оценить сами, не прибегая к посто­ронней помощи.

Беспокоиться по поводу малой осведомленности со­временных детей почти не приходится. На них и так обрушивается колоссальный поток сведений, которые часто остаются невостребованными и потому легко за­бываются. Радио, телевидение, печать и реклама на­полняют сознание дошкольников самой разнообразной информацией, но не способствуют ее систематизации и обобщению. Поэтому интеллектуальная готовность детей пяти-шести лет, с одной стороны, относительно высока, а с другой, в ней недостает самого существен­ного — умения самостоятельно добывать, перерабаты­вать и использовать на практике полученные сведе­ния.

Задачу формирования интеллектуальной готовности успешно решают детские сады и другие виды развива­ющих учреждений для дошкольников. Но еще раз под­черкнем, что водить туда будущего первоклассника совсем не обязательно. Интеллектуальная готовность современных детишек и так достаточно высока. Поло­жительная роль дидактических упражнений, которые используются для подготовки дошкольников в детских садах и школах раннего развития, скорее сводится не к повышению интеллектуальной готовности, а к фор­мированию готовности социальной. Развивающий эф­фект будет особенно высоким, если дети продолжат свое обучение в стенах именно этого учреждения и под руководством именно этих педагогов.

Под социальной готовностью к обучению понимает­ся настрой ребенка на работу и сотрудничество с дру­гими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Привыкнув к опреде­ленным требованиям, манере общения этих педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и ста­бильные результаты учения. Поэтому если вы еще не решили, в какую школу пойдет ребенок, или это будет определяться вашим будущим местом жительства, то использование предваряющих форм обучения безраз­лично для формирования социальной готовности. Об­щительные дети с гибкой психикой и так обладают ею в достаточной степени, а для прочих это будет иметь положительное значение лишь в том случае, если они и дальше будут учиться у этого человека.

Наконец, готовность к школе предполагает наличие мотивационной готовности. Младшие дети, наблюдая за ходом и результатами учебной деятельности стар­ших, обычно имеют высокую мотивационную готов­ность. Чуточку завистливое отношение к привилегиям старших братьев и сестер, уже посещающих школу, развивает у младших стремление поскорее приобщить­ся к школьной жизни. Им нравятся учебные принад­лежности и уважительное отношение окружающих к рабочему месту и школьным обязанностям этих «сча­стливчиков». А право присутствовать при таком «свя­щеннодействии», как выполнение домашних заданий, завоевывается ими лишь идеальной дисциплиной и послушанием.

Интерес дошкольников к учебным занятиям подо­гревается и желанием быть не хуже старших детей. Малыши стараются вместе с ними учить заданные сти­хи, повторяют правила, зазубривают иностранные слова и выражения, делают рисунки и поделки на ту же тему. Развитию мотивационной готовности способству­ет и то, что учащиеся начальных классов часто играют дома в школу, привлекая к этим занятиям младших, выступающих в роли учеников.

Если до школьного возраста дорос пока только ваш первенец, вы можете сами предложить ему род дея­тельности, напоминающий содержанием и атрибутикой школьные занятия, но обязательно имеющий иг­ровую форму. Такая активность будет полезна ребенку во всех отношениях. Если кто-то настроил малыша против школы, постарайтесь убедить его в обратном. Главное же, побольше веры в себя и своего ребенка. Пусть никакие задержки не пугают вас. Развитие де­тей в этом возрасте идет быстрыми темпами и не все­гда равномерно. Преуспевание в одном поможет малы­шам преодолеть отставание в другом. За полгода, даже за один-два месяца степень готовности может достиг­нуть уровня, вполне достаточного для начала обучения в школе.

 

 

С наилучшими пожеланиями психолог (Наталья Александровна)

Какую школу выбрать?

Пока ребенок мал, вопрос, где он будет учиться, за него решают родители или опекуны. Выбор школы — не всегда дело простое. Средние общеобразовательные учебные заведения пока не занимаются рекламирова­нием предоставляемых ими основных и дополнитель­ных услуг. Поэтому родители будущих первоклассни­ков вынуждены пользоваться слухами и досужими мне­ниями своих знакомых, родственников и соседей. Многие стараются выбрать школу попрестижнее, дру­гие руководствуются соображениями территориальной  близости и удобства расположения (ребенку не придет­ся пересекать оживленные автомагистрали, стройпло­щадки, пустыри, территории гаражных кооперативов и т. д.).

Однако часто они забывают поинтересоваться мне­нием своих детей. Многие дошкольники хотели бы учиться в той же школе, что и их братья и сестры. У них уже сформировалось о ней определенное представление, основанное на ранее услышанных рассказах.

Посещая детские сады, малыши могут устанавли­вать между собой тесные дружеские контакты, которые хотели бы сохранить на последующие школьные годы. Не стоит забывать и о дворовых привязанностях. Обыч­но дети, живущие в одном доме, подъезде, дворе и обу­чающиеся у одного педагога, образуют сплоченные груп­пировки внутри класса. Они могут вместе ходить в школу и возвращаться домой. По дороге происходит обмен впечатлениями, осуществляется своеобразная психологическая разгрузка, планируются предстоящие игры и более важные мероприятия.

Итак, решая на семейном совете, какую школу выб­рать, не забудьте поинтересоваться мнением будущего ученика. Возможно, он терпеть не может математику или хотел бы продолжить изучение иностранного язы­ка, начатое в воскресной школе. А если ваш ребенок категорически заявляет, что пойдет в первый класс только вместе с другом Мишкой или Вовкой, то не пытайтесь уверить его в том, что учится каждый сам и для себя.

Если малыш с трудом переносит поездки в транспор­те или крайне негативно реагирует на раннее пробуж­дение, лучше откажитесь от мысли возить его в школу, отвечающую самым высоким вашим требованиям. Все преимущества будут перечеркнуты утренними депрессиями, которые вскоре могут перерасти в утрату желания учиться. Идеально, когда малыш сможет уже через неделю-две добираться до школы сам. Близкое её расположение от дома позволит наладить тесные дружеские связи с одноклассниками и выкроить побольше времени для игр и отдыха, так необходимых маленьким ученикам.

Наконец, выбирая класс и конкретного педагога, не забывайте, что богатый педагогический опыт убере­жет только от грубых ошибок, а отнюдь не от просче­тов. Молодые же педагоги, как правило, больше вни­мания уделяют своим воспитанникам. Они с легкос­тью используют на практике новейшие достижения современной науки. И кто сказал, что первая учитель­ница не должна быть красивой?! Привлекательный образ учителя очень много значит для малышей. И если на собрание родителей будущих первоклассников приглашают и детей, не поленитесь захватить своего ребенка. Может быть, его детская интуиция позволит безошибочно выбрать ту или того, под чьим руковод­ством он будет наиболее плодотворно овладевать всеми премудростями знаний. Гораздо приятнее каждый день видеть перед собой человека, который уже на уровне подсознания вызывает симпатию и доверие, нежели пусть заслуженного учителя, один только внешний вид которого заставляет в страхе сжиматься сердце малень­кого человека.

«Устами младенца глаголит истина», — эта фраза как нельзя лучше подходит к разрешению заданной ситуации о выборе школы для своего ребенка.

 

 

С наилучшими пожеланиями психолог (Наталья Александровна)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovet_psih.ppt517 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ваш ребёнок идёт в школу Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Слайд 2

Критерии готовности к школе: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная.

Слайд 3

Нравственная готовность: - умение строить отношения с учителем; - умение общаться со сверстниками; - вежливость, сдержанность, послушание. - отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). - Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. - Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». - Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Слайд 4

Психологическая готовность: - это твердое желание учиться, получать знания; - понимание важности и необходимости учения; - проявление выраженного интереса к получению новых знаний; - это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные); - умение общаться со сверстниками и взрослыми; (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); - это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. -

Слайд 5

Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемые на расстоянии (например, из книг); -

Слайд 6

Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут); развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Слайд 7

Мыслительная готовность: Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому». Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай». Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Слайд 8

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний: Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Слайд 9

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний: Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе! Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.

Слайд 10

Подготовка к письму: Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой . Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Слайд 11

Подготовка к математике: Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Слайд 12

ЗАПОМНИТЕ: При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Слайд 13

К 1 классу ребёнок должен знать: Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Слайд 14

К 1 классу ребёнок должен знать: Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок). Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Слайд 15

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: 12 советов родителям будущих первоклассников

Консультация для родителей будущих первокласников....

Консультация для родителей. «Советы родителям будущих первоклассников»

Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ч...

Работа с родителями. Родительское собрание на тему: "Советы родителям будущих первоклассников."

    Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ...

Консультация для родителей подготовительной группы. « Советы родителям будущих первоклассников».

Консультация для родителей подготовительной группы.  « Советы родителям будущих первоклассников»....

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...