Роль семьи в развитии личности ребенка.
статья (младшая группа)

Туровинина Светлана Владимировна

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений.

Семья является могучим воспитательным средством.

Воспитывает будущего семьянина и будущего родителя!

Даёт понятия о разных поколениях и о разных профессиях!

Формирует представления о себе!

Знакомит с национальными ценностями и традициями

Взаимодействие детского сада и семьи является важным направлением в развитии личности ребёнка. Оно возможно, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всём протяжении пребывания ребёнка в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии личности ребенка.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений.

Семья является могучим воспитательным средством.

Воспитывает будущего семьянина и будущего родителя!

Даёт понятия о разных поколениях и о разных профессиях!

Формирует представления о себе!

Знакомит с национальными ценностями и традициями

Взаимодействие детского сада и семьи является важным направлением в развитии личности ребёнка. Оно возможно, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всём протяжении пребывания ребёнка в детском саду.

Воспитание в семье и в детском саду имеет принципиальные отличия!

Семейное:

Отношения эмоционально насыщены (любовь родителей к детям)

В семье много социальных ролей (сын, дочка, брат, племянник)

В семье индивидуальное воспитание

Стихийное воспитание

Общественное:

В детском саду преобладает деловое общение.

В детском саду одно социальная роль — воспитанник!

В детском саду все дети имеют единое права.

В детском саду целенаправленное воспитание и обучение

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становиться более совершенным человеком.

 Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребёнок, но и семья в целом.

Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.

В соответствии с этим, целью работы с родителями является: приобщение семьи к решению задач нравственного воспитания дошкольников.

Задачи  нравственного воспитания состоят в том, чтобы пробудить в ребёнке желание стать лучше, добрее, поддерживать это желание, развивать духовные потребности каждого ребёнка путем его приобщения к народным ценностям.

Цель достигается путем реализации следующих задач:

• ориентировать семью на нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области  нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада;

• приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием;

• формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Работа с семьей начинается со знакомства. Также проводится анкетирование среди родителей, с целью выявления среды в которой растет ребенок.

Решая задачу повышения компетентности родителей в области  нравственного воспитания дошкольников используем разнообразные формы работы: родительские собрания и консультации , открытые показы образовательного процесса, информационные стенды для родителей, размещение информации на сайте учреждения, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса  воспитания в семье.

В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу используем следующие формы совместной деятельности: проведение совместных образовательных мероприятий (творческие выставки, конкурсы, оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка («Мой папа и мама всегда со мной, смотрят на меня», оформление тематических альбомов, изготовление подарков к памятным датам семьи в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, .

Роль родителей в развитии личности ребенка - это вопрос не одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание толерантности, любви к своей семье, родному городу, краю. Эффективность работы в данном направлении дает свои результаты.

 Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Для полноценного воспитания каждого ребёнка требуется семья: отец, мать, дедушка и бабушка, старшие братья и сестры, сам ребенок, младшие братья и сестры. У каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, каждый член семьи должен выполнять свои функции. Но в устройстве современных семей, когда семья неполная, родители разведены или  в семье один ребёнок, родители чувствуют невольную вину перед ребёнком и стараются уделять ему больше внимания, потому в таких семьях часто допускается искажение, и негласным главой семьи становится ребенок. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями.

Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.

Если мы хотим воспитать в детях чувство ответственности, мы должны в первую очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться неумением ребёнка, раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны в присутствии посторонних людей, иногда даже членов, семьи жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать голос, оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, нужно ему разъяснить его ошибки и поддержать. Дети и родители должны быть всегда едиными.

Сейчас большинство женщин работает. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Какими дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Мать приходит с работы и сразу за домашние дела. Ребёнок опять предоставлен самому себе, в лучшем случае ему помогут скоротать свободное время книги, любимые занятия, в большинстве случаев – телефон, компьютер или телевизор.

Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. А ведь много интересного о прошлом дети могут узнать и узнают от старших людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, которые помогают внукам познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное, они, люди, прожившие долгую трудную жизнь, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

Как с испокон веков передавался опыт жизни от одного поколения другому? Как правило, через совместный труд. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность. На ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Недополучают дети элементарного общения со взрослыми, не детского общения, а взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убирать с ним дом, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) — тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. Все зависит от уклада семьи — надо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. С раннего детства ребенок уже должен знать, что такое труд. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность. Это может быть - для малышей - обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, - убирать свою постель, еще позже - вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много - лучше одна, но выполняемая неукоснительно. В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными - будь то рыбки, или кошка, или собака.

Задача воспитания, конечно же, не в запретах, задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо.

Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает не только организация жизни семьи, но и её атмосфера, характер семейных отношений. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями именно в семье. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, уважают друг друга, бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Прав был А. с. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально- зрелую личность, необходимо, чтобы родители делились с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Самое главное для ребёнка - чтобы его ЛЮБИЛИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя Савиной Светланы Юрьевны «Роль семьи в развитии личности ребенка».

«Роль семьи в развитии личности ребенка».Семья - это сложная система взаимоотношений, через призму которых ребёнок воспринимает весь остальной мир и своё место в нём. То, какие чувства и отношения про...

Опыт работы на тему: «Роль семьи в развитие личности ребенка »

Опыт работы на тему: «Роль семьи в развитие личности ребенка »...

Консультация для родителей " Роль семьи в развитие личности ребенка"

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые от...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка...Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка -...

Роль семьи в развитии личности ребенка 3 - 4 лет

Родители — первые учителя и воспитатели ребенка.  Сила воздействия родителей на формирующуюся личность исключительно велика.  Огромное влияние родителей на ребенка оказывает бескорыстн...

Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в развитии личности ребенка».

Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в развитии личности ребенка»....