Опыт работы на тему: «Роль семьи в развитие личности ребенка »
материал на тему

Хошенко Олеся Викторовна

Опыт работы 

на тему: «Роль семьи в развитие личности ребенка »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_khoshenko_o.v.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя

МБДОУ ДС №2 пгт Ильский МО Северский район  Хошенко О.В.

на тему: «Роль семьи в развитие личности ребенка »

В. А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной; частью общей культуры.

Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способ; гостей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

Семья и детский сад — две сферы жизни ребенка. Вот поэтому я решила взять ему «Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам социально-личностного развития детей».

Работаю я над этой проблемой с раннего возраста. Я стремлюсь вооружить родителей необходимыми им педагогическими знаниями и умениями для того, чтобы вместе с семьей успешно решать задачи всестороннего воспитания детей.

Одновременно я стараюсь выяснить, что новое в воспитательном подходе к ребенку появилось в семье (стали предоставлять ему больше самостоятельности, ввели трудовые обязанности и др.) Безусловно, педагогическое просвещение родителей должно по возможности охватывать все задачи воспитания и обучения тетей дошкольного возраста, которые ставятся программой воспитания в детском саду. Однако есть, проблемы, одинаково интересные дл ! всех родителей детей раннего возраста. Это определяет мой выбор формы работы с родителями - собрания, групповые и индивидуальные консультации, беседы и т.д.

Используя разные формы, я знакомлю родителей с содержанием педагогической работы по развитию движений детей.

В детском саду сложились формы педагогического просвещение родителей изучение семьи, наглядно-информационная; пропаганда; уголок для родите !ей, детские альбомы, оформленные родителями; домашние сочинения о ребенке; консультации; родительские собрания).

Успех в воспитании детей во многом зависит от того, как поставлена работа с родителями, как организовано их педагогическое просвещение.

Как добиться, чтобы формы педагогического просвещении стали более действ иными? Начала с изучения семьи. Тут следует обратить внимание не только на бытовые условия жизни семьи, но и на внутрисемейные отношения. Условно семьи можно разделить на 3 группы. К первой группе можно отнести семьи,  которых имеется поло; положительный опыт по нравственному воспитанию детей. Родители из этих семей могут оказаться активными помощникам  детского сада. Ко второй группе относятся семьи, в которых родители

хотят  видеть своего ребенка нравственно воспитанным, но у них нет для этого опыта (знаний.

В семьях третьей группы родители воспитывают детей неправильно, у них не" педагогических знаний и нет желания их получить это такие семьи как Янушенко, Нестоцкие, Яровые, такие семьи требуют особого внимания.

Расскажу о некоторых формах использования наглядно-информационной пропаганды. Уголок для родителей тогда привлекает внимание, когда он постоянно обновляется. Необходимо тщательно продумать тематику материалов, оформление.

В уголке для родителей целесообразно менять материалы об опыте воспит 1ния ребенка в семье.

Групповые родительские собрания дают родителям полезные педагогические знания. Темы собраний могут быть те же, что и темы материалов уголка для родителей. Одним из методов повышения активности родителей на собрании являются проблемные задания. Задолго до собрания я предлагаю родителям, например, понаблюдать за поведением ребенка в игре (как он общается с сестрой, братом). Наблюдения за ребятами в детском саду можно поручить активу родителей попросить их поделиться на собрании своими впечатлениями, дать оценку действий детей, высказать мнение, что ими хорошо усвоено, на формирование каких сторон поведения следует обратить внимание.

Прочно вошли в практику моей работы педагогические консультации для родителей. В зависимости от темы консультации намечаю, кто из родителей ; должен быть на данной консультации обязательно. Тематика консультаций разнообразна. К консультациям подбираю педагогическую литературу, организую выставки пособий, игрушек, детской литературы.

Работу детского сада с семьей веду в двух направлениях: индивидуально * с коллективом родителей. Посещая детей на дому, я по крупицам собираю, лучший опыт семейного воспитания. В одной семье это может быть, оборудование детского уголка, в другой - интересная организация досуга, культ);  общения, семейные традиции.

Установлению тесной связи и постоянного контакта детского сада с семьей способствуют индивидуальные беседы с родителями. В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенного рассказывают о тех огорчениях которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которые вызывают поведение ребенка.

В индивидуальных беседах я не только учу, подсказываю, как например, поднять авторитет родителей или других членов семьи, но и сама активно помогаю этому, влияя на ребенка в группе. Часто беседы с родителями помог; ют мне найти правильный подход к ребенку. Часто я обращаюсь к родителя л с различного рода поручениями и просьбами. С просьбой или поручениям и к родителю нужно обращаться в такой форме и так объяснить их значимость, чтобы каждый выполнил это нужное детскому саду дело.

Большую пользу в работе с родителями дает собранная в детском саду педагогическая библиотечка. За сравнительно незначительный срок  почти все родители могут прочитать много педагогических книг и пособий. Книги для такой библиотечки подбирает и приобретает в основном администрация: помог от родители и мы воспитатели. Литературу располагаем либо по возрастам воспитания, например, книги по физическому, нравственному, умственному воспитанию и т.д. Чтобы привлечь родителей к чтению педагогической литературы, нужно периодически делать объявления о какой-нибудь новинке или книге, изданной давно, но прочитать которую было бы полезно многим родите (ям. Глубже познакомит родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют мне папки-передвижкки. Обычно в них подбираем тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями. Папки- передвижки хранятся у нас и мы выдаем их по просьбе родителей. Мамы и папы! находят в папках задания-ситуации по различным вопросам воспитания. О  родителей поступают анкеты-ответы. Материал для таких заданий мы берем из книги Л.Ф. Островской и «Педагогические знания-родителям», статей куриала «Дошкольное воспитание».

Наряду с пропагандой педагогических знаний, по-новому решаю вопросы сан ;тарно-просветительной работы. Так совместно с нашим медиком, я рассказал родителям о нетрадиционных методах оздоровления: лечение без лекарств профилактических мероприятиях.

Особое внимание я уделяю трудовому воспитанию, так как в труде формируются все качества гармонически развитого человека. Я стараюсь вести работ) с родителями, так, чтобы заинтересовать их проблемами трудового воспитания детей. Работу начала с посещения ребенка на дому. Здесь я узнаю о бытовых условиях жизни семьи. При посещении семей выявляю и обобщаю опыт, накопленный родителями в воспитании детей. Я ежедневно встречаюсь с папа: и  мамами, всегда нахожу время сообщить о том, как чувствует себя их ребенок, проконсультировать их о назревших проблемах ребенка. В работе с роди елями широко использую специальную литературу для них, подбираю книги, статьи из журналов по вопросам воспитания детей.

Советская педагогика и психология накопила ценные знания и богатый опыт формирования нравственного облика личности. Родителям, необходимо знать с шовные методы воспитания - убеждение, упражнение, пример, поощрение, показание. Родители в той или иной мере пользуются каждым из этих методе ;. Они в чем-то убеждают или разубеждают своих детей, стараются приучить ! их к порядку, режиму. Учат правильному поведению, которое по их мнению!  является правильным, пытаются отучить их от нежелательных привычек. За хорошие поступки хвалят, поощряют, за плохие осуждают, показывают, воспитывают собственным примером, а также на примере других людей. Вместе с тем опыт показывает, что слово взрослых порой не доходит до сознан ;я детей, приучение не всегда приносит желаемые результаты, самые строги требования, запреты, наказания не достигает цели. Бывает и так, что родители являются образцом трудолюбия, внимательности друг к другу, к людям однако их пример не оказывает благотворного влияния на детей и они вырастают черствыми и эгоистичными. Родителям следует очень внимательно .относиться к детским играм, вникать в их содержание, тактично руководить ими. Только в хорошей игре формируются здоровые нравственные качества.

Большую помощь в работе с родителями оказывает мне специальная литера ура. Сейчас немало издается специальной литературы, которая помогает мне в работе с родителями. Это журналы «Дошкольное воспитание», «Семь; и школа» и др. Однако, не всегда прочитанное удается претворить в свою практику, особенно, когда речь идет о работе с семьей. Ведь родители разные и по уровню культуры и по заинтересованности в воспитании. Немало среди чих таких, которые считают, что для воспитания собственного ребенка особых знаний не требуется. Воспитание требует раздумий и поиска, терпения и веры в илу родителей, педагогам известно как никому, и кто же, как не мы, должны терпеливо, методично и последовательно вести пропагандистскую работу, с момент I поступления ребенка в детский сад, убеждая родителей в том, что воспитание базируется прежде всего на определенных знаниях из разных областей человековедения. В работе с родителями мне помогли книги, систематическое чтение стекой и специальной литературы. На данный момент в работе с родителями умная педагогическая книга или статья, опубликованная в профилирующих журнал IX, занимает особое место. Так статья Л. Островской «Путь к сердцу родителей» стала для меня настоящим руководством по этике отношений «педагог-родители», по этике пропаганды педагогических знаний. Она мне помогла понять, как  строить взаимоотношения с родителями с момента поступления ребенка в сад, причины, тормозящие установление контактов с семьей, осознать что наикратчайший путь к сердцу родителей — это преданность своему делу, любовь к детям.  С этой поры начинается моя осознанная, планомерная работа с родителями, которая приносит мне радость от общения с ними, я ощущая свою полезность, от того что могу передавать им свои знания и опыт, вижу, как мамы и папы наших воспитанников постепенно убеждаются в необходимости учиться делу воспитания. Книга - моя опора в работе с семьей. С помощью книги легче учить родителей делу воспитания.

Так  зародилась идея создания библиотечки для родителей. Наша библиотечка вначале состояла из небольшого количества книг и статей журнала «Дошкольное воспитание». Постепенно в библиотечке для родителей появились подшивки журналов, педагогический факультет издательства «Знание» и многие другие популярные издания. Раньше родители не проявляли особого интереса к чтению книг о воспитании, поэтому передо мною встала задача заинтересовать их такой литературой. Но как? С чего начать? Ведь навязывание «почитать» вряд ли даст нужный результат. И тогда я решила: не спешить отвечать на задаваемые родителями вопросы, а отсылать их к соответствующим источникам - пусть сами найдут там ответ на волнующий вопрос. Таким образом книга заняла должное место в работе с семьями наших воспитанников. Родители охотно читают пользуясь нашей библиотечкой, это такие родители как: Телегины, Сергиенко Шафиуллины и мн. др. Они обмениваются книгами, имеющимися у них дома. в каждом родительском коллективе всегда есть люди, на которых можно опереться в деле приобщения к чтению остальных и вести дискуссии о прочитанном

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Первой и основной задачей родителей является: создание у ребенка уверенное! в том, что его любят и о нем заботятся.

При этом общение со взрослым и специально организованная совместная деятельность являются основным источником развития личности ребенка-дошкольника.

По мнению авторов, концепция по дошкольному воспитанию (В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.) в отношениях между родителями, педагогами детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.

Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения обеспечить ребенку:

  • чувство психологической защищенности;
  • доверие к миру;
  • эмоциональное благополучие;
  • формирование базиса личностной культуры;
  • развитие его индивидуальности.

Проектирование работы по организации, содержанию, формам и методам работы с родителями, по защите прав и достоинства ребенка-дошкольника.

  • Проведение анкетирования среди родителей по изучению социально-
    педагогических условий семейного воспитания, а также эмоционального само
    чувствия ребенка в семье.
  • Обработка полученных данных. Анализ ситуации, разработка стратегии и так
    тики работы с родителями.
  • Знакомство родителей с положениями Конвенции о правах ребенка с использо-
    ванием средств наглядной агитации (оформление стендов и т. д.), проведение праздников с
    включением литературно-музыкальных композиций на данную тему.
  • Разработка технологии включения родителей в коррекционно-педагогический
    процесс. Создание групп, проведение встреч и заседаний, специальных тренингов.

Изучение семьи ребенка, её индивидуальных особенностей.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости.

Рекомендуемые методы:

-Ближе познакомиться с родителями.

-Установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов.

-Выявить структуру семьи и её психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).

-Выявить формы семейных отношений:

а)        гуманизм или жестокость,

б)        ответственность или стихийность,

в)        взаимопонимание или недоверие,

г)        взаимопомощь или неуважение.

-        Определить микроклимат в семье:

а)        какой    фон    семейной   жизни    преобладает   -   положительный    или
отрицательный,

б)        каковы причины семейных конфликтов,

в)        причины отрицательных переживаний детей и родителей,

г)        как разрешаются конфликты.

-        Выявить положение матери и отца в семье:

а)        степень участия в воспитательном процессе,

б)        степень участия в организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая
деятельность, отдых),

в)        наличие желания воспитывать ребёнка.

-        Определить педагогические возможности семьи:

а)        наличие или отсутствие системы воспитания (осознание целей, задач и
методов воспитания),

б)        уровень   педагогической   культуры   и   потенциальные   педагогические
возможности родителей,

в)        знание своего ребёнка,

г)        объективность в оценке его поведения,

д)        характер влияния родителей на детей,        

е)        какие черты характера ребёнка вызывают у родителей тревогу,

ж)        какие методы воспитания родители используют.

-        Чем наполнена жизнь ребёнка в семь:

а)        наблюдение за ребёнком в сюжетно-ролевых играх   «Дочки-матери»,
«Семья» и т.д.

б)        изучение рассказов детей на тему «Наша семья»,

в)        опрос детей.

Алгоритм взаимодействия с семьей

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высок! педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке,

подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша

3-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс Совместной деятельности. Это стад и? развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Инициатором контакта является педагог.

Социальный анамнез семьи

Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.

Детский сад осуществляет социальный анамнез семей. В ходе изучения семей выявляю следующие данные:

1.        Возраст родителей:

а)        до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных

проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребёнка подчас осуществляется стихийно);

б)        старше 25 лет (У родителей в это время, как правило, уже сформирована потреб-
ность заниматься ребёнком. Интересы и потребности малыша занимают доми-
нантное положение в иерархии потребностей этой семьи.

2.        Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и

возможный уровень материального благополучия).

3.        Состав семьи - полные, неполные семьи , простые , сложные , измененные (гово-

рит о участии в воспитательном процессе бабушек , дедушек , отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).

Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Как определить положение ребенка в семье

(советы воспитателям) Понаблюдайте:

  1. Как ребенок встречает своих родителей.
  2. Как происходит расставание детей с родителями.
  3. Как разговаривают родители с детьми (тон, мимика).
  4. Как родители реагируют на отрицательные факты поведения детей.
  5. С какими просьбами, вопросами обращаются дети к родителям и наоборот.
  6. Что родителей интересует, прежде всего, в жизни детского сада (питание, сон, по-

ведение, занятия).

7.        Как родители воспринимают успехи детей.

Опрос детей

  1. Фамилия, имя, отчество родителей.
  2. Где работают родители?
  3. Кем работают папа, мама?
  4. когда говорим о маме, какие возникают ассоциации? А о папе?
  5. Как любит отдыхать мама?
  6. Бывает ли у папы свободное время, чем он занимается? Какие сведения должен со
    брать педагог до начала работы с детьми (в помощь начинающему воспитателю в
    работе с родителями) 1 .Физическое состояние ребенка до поступления в ДОУ.

  1. Своевременность психического развития, развития активной речи, двигательных
    реакций и других показателей.
  2. Проявление положительных и отрицательных эмоций в различных ситуациях со

взрослыми членами семьи и сверстниками.

Прислушайтесь к совету

Идеальных родителей, как известно, не бывает. Неплохо еще если дети говорят: "С родителями мне не повезло", - хуже, когда так: "Мои предки - это кошмар!"

Между тем все может быть не так уж плохо, если присмотреться к своим родителям.

Постараемся вам в этом помочь. А папы и мамы пусть извлекут из сказанного свои уроки.

Типы семей

Тип первый

Наседки

При таких родителях дом подобен ухоженному курятнику. Папы, и особенно мамы выказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы (хотя мамы "наседки" работают не так уж часто), проверяя благополучно ли разогрет суп "сынулей" или "дочей" и понравился ли ей (ему) десерт. Они беспокоятся о каждой мелочи и, что более всего раздражает привносят в жизнь сына или дочери суету и ощущение постоянной назойливой опеки. Чаще всего от подобных родителей страдают единственные и младшие дети. Как с этим "бороться"? "Рецепт" один: развивать в ребенке самостоятельность и делать это не "разово", а изо дня в день.

Тип второй Экспериментаторы

В противоположность "наседкам" придерживаются принципа: "Ты все должен делать сам", ссылаясь при этом на расхожий довод - "Я в твои годы..." Стремясь подготовить своих отроков во все оружие встретить превратности судьбы, такие родители, как бы экспериментируют на них, взваливая на их неокрепшие плечики непосильный груз взрослых забот и проблем, отчего те чувствуют себя подавленными и подневольными, чем самостоятельными.

"Перевоспитать" таких пап и мам очень нелегко - тут требуется терпение и время. Необходимо объяснить таким родителям, что детям не под силу выдерживать такие физические и эмоциональные нагрузки и что такая перегрузка неизбежно скажется на здоровье ребенка. А этого они, конечно же, не хотят. Такие дети чувствуют себя, в отличие от своих сверстников, лишенными родительской любви.

Тип третий Мечтатели

Эти родители видят в своем ребенке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или же пытаются "вылепить" из него свою точную копию. Всю собственную жизнь и жизнь своего ребенка они подчиняют этой цели, пытаясь пресечь любое "отклонение", любое другое увлечение сына или дочери. Они всячески "тянут" до намеченной планки. Необходимо объяснять родителям, что они ошибаются, что ребенок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли, необходимо уважать его призвание и влечение, ведь там он может преуспеть.

Каковы же условия успешного воспитания ребенка в семье?

Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь.

Ведь родительская любовь – это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте.

Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этими ощущениями любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями.

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви [4].

В современных условиях, когда коренным образом произошла перестройка и политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпела значительные изменения.

Происходит разрушение и ослабление семейных связей.

Выделим основные факторы этой тенденции.

Первый – это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д) была как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для её социального срастания. Теперь же все члены семьи трудятся вне дома. В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха.

Второй – это стремление к более комфортной жизни в городах. Большая часть населения, жившая на селе и общавшаяся с природой, утратила эти связи, переселившись в города. Естественно, ослабла связь города с деревней. Возникает особая психолого-педагогическая проблема: уход населения из деревень в города, отрыв человека от природы, а значит - и от нравственных истоков нашей жизни, что приводит к утрате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями людей.

Вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно.

Третий – это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная её задача по отношению к детям – воспитание, в котором прослеживается три периода.

Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй период: заботиться об умственном их развитии; третий период: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им хорошую жизнь, а, прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова.

Четвертый фактор – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. В связи с расширением самостоятельности женщины, происходит перемена в её психологии, сопряженная, прежде всего с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения [3, c.29].

Вследствие ряда условий, связанных, прежде всего с развитием современной культуры, семья в некоторых случаях перестает, по существу, быть надлежащей воспитательной средой.

Основные причины этого.

1. Малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он. Дети взаимно тяготеют друг к другу. Малое же количество детей в семьях (один, два) существенным образом ограничивает и сужает семейное общение, лишает необходимой для него живой детской атмосферы. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи.

2. Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей. С младенчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания исполняются. При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной, поэтому дети тянутся на волю. Это очень тяжело переживается родителями, которые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребенком. Связь же с другими родственниками ослаблена. Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время крепких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками.

3. Ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг людей. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор для активности. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным [3, c.30-31].

Не секрет, что успешность воспитательного процесса, в любом учебном заведении, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги.

Союз, взаимопонимания педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ним, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», « Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение?». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Преподавателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично преподаватель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и вне семейное воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя Савиной Светланы Юрьевны «Роль семьи в развитии личности ребенка».

«Роль семьи в развитии личности ребенка».Семья - это сложная система взаимоотношений, через призму которых ребёнок воспринимает весь остальной мир и своё место в нём. То, какие чувства и отношения про...

Консультация для родителей " Роль семьи в развитие личности ребенка"

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые от...

Статья на тему: "Роль семьи в воспитании личности ребенка"

Статья на тему : «Роль семьи в воспитании личности ребенка»Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому.Родители – пример ему!Кто при жене и детях груб,Кому язык распутства люб,Пусть помнит, что с лихв...

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании личности ребенка"

Консультация будет полезна родителям дошкольников( от двух до семи)Цель:1.Показать незаменимость и важность роли семьи в формировании личности дошкольника2.Выявить особенности взаимоотношения между ре...

Статья по теме: " Роль семьи в воспитании личности ребенка"

В статье говорится о том, что  семья является самой важной средой в процессе формирования личности и институтом воспитания, что именно в семье формируется личность не только ребенка, но и его род...

Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в развитии личности ребенка».

Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в развитии личности ребенка»....