Если Ваш ребенок не говорит
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Что делать, если Ваш ребёнок не говорит?»
Неговорящие дети представляют разнообразную в педагогическом и медицинском отношении группу. К сожалению, увеличение числа детей с задержками речевого развития становится не очень утешительной тенденцией. Задержка развития речи у ребенка до 3 лет – проблема, с которой в последнее время сталкивается все больше семей. Своевременно заметив нарушения и начав коррекционно-развивающую работу с малышом, можно в значительной степени скомпенсировать имеющиеся трудности.
Причины задержки речевого развития могут быть следующими:
1. Биологические причины: родовые травмы, недоношенность, минимальная мозговая дисфункция, воспалительные заболевания (энцефалит, менингит), повышенное внутричерепное давление, заболевания органов слуха, наследственность.
2. Психологические причины: недостаток общения, гиперопека, необогащенная окружающая среда и так далее.
Как помочь ребенку научиться говорить в домашних условиях. Эти занятия станут хорошим дополнением к работе со специалистами.
1. Речевое общение с близкими людьми. Общение ведет за собой развитие. Совместные игры со взрослыми, эмоциональная близость – это то, без чего невозможно гармоничное развитие крохи. Старайтесь чаще задавать малышу вопросы, подталкивать к диалогу и совместному исследованию мира. Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния. Старайтесь говорить простыми фразами, но не коверкайте слова. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
2. Изучение окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет.
3. Развитие слухового восприятия. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку. Примером упражнения из данной категории является игра «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук. Также можно использовать игру «Что это за зверь?». Ребёнку предлагается прослушать запись голосов животных (лай собаки, мычание коровы и т.д.), пение и голоса птиц, а затем отгадать, кто из животных (птиц) так подает голос.
Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: что там звучит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит. Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же. Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать звучащие сказки и детские песенки.
4. Дыхательные упражнения. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.
Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения:
- «Кораблики». Ребенку предлагается широкая емкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которые могут быть просто кусочки бумаги. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблики», подгоняя его к другому «берегу».
- «Снег и ветер». Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики – «снег» и выкладываются на столе. Ребенку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
- «Свеча». Ребенку предлагается дуть на огонек горящей свечи так, чтобы не задуть ее, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихонечку. (Можно изготовить из бросового материала имитацию свечи) и т.д.
5. Артикуляционная гимнастика. Речевая, или артикуляционная гимнастика способствует развитию органов речи. Эти упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться произносить звуки правильно.
Рекомендации к проведению.
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут по несколько раз в день дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
4. В начале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно по мере овладения ими, темпы артикуляционной гимнастики увеличиваются.
5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики.
6. Пальчиковые игры – это уникальный способ развития крохи. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием.
7. Развитие мелкой моторики: игры с водой и сыпучими материалами, лепка, аппликация, рисование, шнуровки и многое другое. Подбирайте игры, которые нравятся именно Вашему ребенку, ведь удовольствие от процесса также играет немаловажную роль в развитии крохи.
Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг. Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста. Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистами, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ваш ребенок не говорит.
(Консультация для родителей)...
Консультация "Если ваш ребенок плохо говорит..."
Консультация предназначена родителям детей 3-4 лет с речевыми нарушениями. В ней изложены основные причины нарушения речи у детей, этапы развития речи в норме, ответы на часто возникающи...
Рекомендации родителям на тему "Если Ваш ребенок плохо говорит"
Рекомендации родителям...
«Если Ваш ребенок не говорит»
памятка для родителей...
Что делать, если ваш ребенок не говорит?
В консультации рассмотрены этапы развития речи ребенка. Динамика формирования речи в онтогенезе. Перечислены признаки благополучия и неблагополучия развития речи детей....
Консультация для родителей "Если ваш ребенок не говорит"
Обследования детей раннего возраста выявили, что наиболее частыми проблемами являются речевые расстройства. Существует множество речевых трудностей у детей в этом возрасте, но хотелось бы затронуть во...
Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"
Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"...