Игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

Неграмотнова Ольга Николаевна
Материалы о важности игры в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_detmi_rannego_i_doshkolnogo_vozrasta.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Какой должна быть игрушка?

Детские магазины сейчас предлагают массу игрушек. Большинство из них сложны в использовании или совсем непригодны для детей первых месяцев жизни.

Главной игрушкой для младенца в первые шесть месяцев жизни является погремушка.

Погремушки должны быть:

- удобными для захвата маленькой ручкой,

- легкими, с разнообразным звучанием и фактурой.

- Звук игрушек должен быть приятным и нерезким.

Кроме этого можно в течение дня на короткий промежуток времени (5-10 минут) использовать подвесные игрушки, шуршащие мягкие игрушки, куклы с чёткими «чертами лица».

Игрушки необходимо чередовать каждые 2-3 дня, поскольку при частом предъявлении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция ребенка первого года жизни быстро угасает, значит раздражитель перестает способствовать развитию ребёнка.

Важно: покупая игрушку малышу, подумайте, как с ней играть!

         

Ближе к году игрушки меняются. На смену приходят игрушки, с помощью которых ребенок начинает производить первые соотносящие, функциональные действия. Это пирамидки, кубики, крупные конструкторы, машинки, неваляшки, игрушки, детали которых приходят в движение от их перемещения по поверхности, музыкальные инструменты, куклы, формочки, мячи, банки или миски с шариками и т.д. По-прежнему игрушки нужно менять каждую неделю, чтобы сохранялся эффект новизны в восприятии ребенка.

Игрушек не должно быть много: Исследование, которое показало, что сейчас в комнате среднего московского ребёнка около 600 игрушек. Такое зашкаливающее количество нивелирует ценность каждой конкретной игрушки и превращает её не в средство игры и партнёра по жизни, а в имущество, товар.

Часто родители спрашивают, когда начинать заниматься с ребенком и как правильно организовать занятия? Развивающие занятия для малышей от 1 года до 3 лет – нужны ли, как правильно их организовать?  Целенаправленные занятия проводятся, как только ребенок начинает сидеть самостоятельно, в течение 5 минут, в удобное время, когда ребенок бодрствует. Можно целенаправленно заниматься два раза в день по нескольку минут.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка раннего возраста?

Безопасность игрушки:

- Детские игрушки должны иметь гигиенический сертификат, - это означает, что материалы и краски, использованные при изготовлении игрушки, безопасны для ребенка.

- Распаковав игрушку, надо сразу выбросить упаковку, чтобы ребенок не играл с ней: он может надеть на голову упаковочный пакет и задохнуться.

Внешний вид игрушки:

- Привлекательность игрушки: яркие краски, звучание, выразительность образа

- Игрушка не должна иметь мелкие детали, которые ребенок может проглотить или засунуть в нос или ухо. Размеры кубиков, шариков и других мелких игрушек не должны быть меньше 4 см.

- У игрушки не должно быть острых углов и шероховатостей, которые могут поранить малыша.

- Игрушка должна быть прочной.

- Нельзя покупать игрушки с длинными шнурами (более 20 см), либо их надо сразу отрезать.

- Если ребенок любит кидать различные предметы, лучше выбрать мягкие или резиновые игрушки.

Соответствие задачам возраста, быть развивающей:

- Игрушка должна развивать, то есть содействовать развитию ребенка. Уж если покупать игрушку для ребенка, нужно, чтобы она была развивающей.

- Каждый возрастной этап имеет свой спектр задач, которые должны решаться за счет правильно организованного подбора игрушек и игровой деятельности с ними. Так, например, в период раннего детства одной из психологических задач возраста является сенсорное развитие через овладение ребенком умением выделять основные признаки предмета (цвет, форму, размер и др.). Это возможно через развитие у него орудийно-соотносящих действий с предметами, выполнение которых требует выделения необходимых признаков предметов.

Возможности и многофункциональность игрушки:

- В игровом материале должны соблюдаться соответствующие технические требования,

Например, обычная пирамида:

-  легкость выполнения действия (колечки пирамидки должны без труда надеваться на стержень).

- количество колец: 3-4 (2 года), 4-5 (3-4 года)

- цвет колец – основные цвета спектра.

- размер колец – отличаться друг от друга, если мы собираем пирамиду с учетом размера.

Такие физические характеристики, как размер и вес игрушки, так же могут открывать или закрывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Так что же это за явление – наша игра? Почему именно игрой внутренне заполнено детство? Что даст нам, родителям, педагогам и психологам, раскрытие тайн детских игр?

Малыш появляется на свет. Он учится общаться со взрослыми, знакомится с окружающим его миром предметов...

Вот он, еще и ходить-то по-настоящему, не умея, радостно катает по полу бабочку на колесиках. Ага! Это катается! А папина газета рвется! А дверца этого шкафа открывается!  Одно и то же действие он повторяет много раз, чтобы запомнить.

А мы, взрослые! Прячем папины газеты, заматываем ручки ящиков веревками, пресекаем попытки ребенка попереливать воду, сунуть руки в мешочек с крупой или мукой, или поляпаться с тестом – во имя чистоты, порядка и спокойствия взрослых. Мы лишаем тем самым свое чадо возможности играть и изучать мир.

До двух-трех летнего возраста взаимодействуя с предметами, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качество предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, то есть общепринятые представления о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и других), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, что позволяет легче адаптироваться к окружающему миру, активно взаимодействовать с ним.

  • Большинство игр этого периода детства сопровождаются речью взрослого или детскими стишками. Речь – это нечто большее, чем просто произнесение слов, она имеет ритм. Простые колыбельные песни, присказки, детские стихи особо подчеркивают ритмическую сторону речи, поэтому они так нравятся детям.

 

Таким образом, задача родителей, любящих своего ребенка, обеспечить ему максимально разнообразную окружающую среду, дать возможность свободно передвигаться и исследовать, как можно больше общаться с малышом.

Но вот, в определенный момент психического развития, у ребенка появляется деятельность, которая переворачивает всю жизнь и в одночасье превращает его в волшебника. Ему подвластно все: и вещи, и люди, и желания, и эмоции, и многое, многое другое. 

На рубеже двух-трех лет у ребенка возникает интересное занятие: он берет множество мелких предметов, расставляет их перед собой на столе, на полке, на полу. Он издает не очень понятные звуки, переставляет предметы, убирает одни и на их место ставит другие. Причем это могут быть самые разные вещи: и деревянные бруски, и пуговицы, и мамин флакон из-под духов, и прищепки, и фантики, и множество других вещей, которые попадутся ребенку под руку.

Взрослые, как правило, не очень обращают внимание на эту деятельность (если только малыш не использует в ней совсем запретные предметы). И действительно, на первый взгляд, ну какая в ней польза? А ведь на самом деле перед нами – игра! Да, да, первая форма игры, без которой ни ее других форм, ни воображения у ребенка не разовьется.

Психологи назвали эту игру режиссерской. И правда, в ней есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

Какие же игры можно использовать в развитии ребенка раннего возраста?

На втором году ребенок овладевает орудийными действиями. В этом ему помогут игрушки-орудия: совочки, лопатки, ведерки, ложечки и тарелки, молоточки и колышки для забивания, сачки для вылавливания игрушек, щеточки и расчески.

Необходимо организовать специальные игры с предметами (катать, бросать, вынимать, перекладывать, отворачивать, выковыривать, используя всю кисть, только пальцы, один или два пальчика).

Ребенку кроме того нужны специальные игрушки, развивающие мышление: пирамидки, вкладыши, матрешки, кубики, «коробки форм». Самым первым соотносящим движением малыша является вкладывание одного предмета в другой.

С ребенком дошкольного возраста можно использовать следующие игры:

Игра «Найди игрушку».

Вариант 1. Перед ребенком раскладываем карточки. Просим ребенка, показать карточку с изображением игрушки по слову. Просим ребенка назвать игрушку, изображенную на карточке.

Вариант 2. Перед ребенком раскладываем карточки. Показываем объемную игрушку-предмет и просим ребенка показать карточку с изображением игрушки.

Игра «Какой игрушки не стало».

Перед ребенком раскладываем карточки. Просим ребенка закрыть глаза (отвернуться), убирает одну карточку. Просим ребенка назвать (показать) чего не стало.

Игра «Мой-моя».

Перед ребенком раскладываем карточки. Просим ребенка, показать карточку с изображением игрушки по слову. Называем «мяч – чей?», совместно с ребенком проговариваем – мой. Аналогично используем другие карточки.

Игра «Игрушки: большие и маленькие».

Вариант 1. Перед ребенком раскладываем пару карточек: большой мяч – маленький мяч. Просим ребенка, показать карточку с изображением большого (маленького) мяча по слову. Аналогично используем другие карточки.

Вариант 2. Перед ребенком раскладываем карточки с изображением больших и маленьких игрушек. Просим разложить карточки на две группы большие и маленькие игрушки.

Вариант 3. Перед ребенком раскладываем пару карточек: большой мяч – маленький мячик. Просим ребенка, показать, где мяч, а где мячик. Просим ребенка, показать, где машина, а где машинка. Аналогично используем другие карточки.

Игра «Что везет грузовик?».

Вариант 1. Перед ребенком раскладываем карточки с изображением игрушек (игровое поле 1). Показываем карточку с изображением грузовика. Спрашиваем, что привез грузовик, просим выбрать карточки с игрушками.

Вариант 2. Перед ребенком раскладываем карточки, на каждой карточке по две игрушки

Просим ребенка, показать карточку с изображением грузовика, который привез такие же одинаковые игрушки.

Вариант 3. Перед ребенком выкладываем карточку с изображением грузовика. Ребенок смотрит на карточку, запоминает, какие игрушки были в кузове грузовика. Картинку с грузовиком убираем, ребенок находит карточку с изображением двух игрушек. Более простой вариант, когда ребенку предлагаем найти игрушки отдельно на карточках.

Игра «Разложи игрушки».

Вариант 1. Перед ребенком выкладываем карточки с изображением мячей, кубиков, машин основных цветов. Просим разложить карточки похожие с похожими (по цвету).

Вариант 2. Перед ребенком выкладываем карточки с изображением мячей, кубиков, машин основных цветов. Просим разложить карточки похожие с похожими (по предметному изображению).

Игра «Один-много».

Перед ребенком слева выкладываем карточку с изображением одного мяча, справа несколько карточек с изображением мячей. Просим показать, где один мяч, где много мячей. Аналогично используем другие карточки (кубики, машины).

Игра «Собери пирамиду».

Вариант 1. Перед ребенком выкладываем карточку с изображением трех колец пирамидки. Просим показать, какая пирамидка получится.

Вариант 2. Перед ребенком выкладываем карточку с изображением пирамидки. Просим показать, какие кольца будут нужны, чтобы собрать пирамидку.

Игра «Башня».

Вариант 1. Перед ребенком выкладываем карточку с изображением фигур (квадраты, треугольники) для башни. Просим показать, какая башня получится.

Вариант 2. Перед ребенком выкладываем карточку с изображением башни. Просим показать, какие фигуры будут нужны, чтобы построить башню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста

Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несфор...

Методическая копилка для проведения режимных моментов в ДОУ с детьми раннего и дошкольного возраста.

Методическая копилка для проведения режимных маментов в ДОУ (умывание, одевание, питание, тихий час)....

«Игры с использованием природного материала с детьми раннего и дошкольного возраста»

laquo;В природе нет ничего бесполезного» Мишель МонтеньИгра с природным материалом – это естественная и доступная форма деятельности для детей. Поэтому, нужно использовать самый разнообра...