"Говорим правильно" (артикуляционные упражнения)
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Соловьева Ольга Владимировна

Артикуляционная гимнастика

Помогает формировать основу для правильного звукопроизношения. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции.

Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика261.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Говорим правильно»

(для детей 4-7 лет)

ОБЛОЖКА.jpg

1. «Улыбочка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

логопедические упражнения улыбочка

2. «Заборчик»

Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

логопедические упражнения заборчик

3. «Птенчик»

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

логопедические занятия непослушный язык

5. «Лопаточка»

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

артикуляционная гимнастика упражнение лопаточка

6. «Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

логопедические занятия упражнение трубочка

7. «Оближем губки»

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

логопедические занятия упражнение оближем губки

8. «Почистим зубки»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

логопедические занятия упражнение почистим зубки

9. «Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

артикуляционная гимнастика упражнение часики

10. «Змейка»

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

логопедические упражнения занятие змейка

11. «Орешек»

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

логопедическое упражнение орешек

12. «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

логопедические занятия упражнение загони мяч в ворота

13. «Киска сердится»

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

логопедические занятия упражнение киска сердится

14. «Прокати карандаш»

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.логопедические занятия упражнение карандаш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья с упражнениями для детей раннего возраста «Говорить помогают пальчики!»

Краткое обоснование важности развития мелкой моторики в раннем возрасте, ее связь с развитием речи, и упражнения для пальчиков для самых маленьких....

Упражнения по развитию речи "Когда так говорят?"

Уважаемые коллеги!Все мы хорошо знаем, что  важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Существует множество разнообразного материала игрового и занимательного, для речевого развити...

Нетрадиционные приемы воздействия при работе с детьми-дизартриками на этапе формирования правильного артикуляционного уклада

В материалах представлены приемы нетрадиционного массажа при работе с детьми дизартриками....

Методическая разработка на тему "Формирование правильного артикуляционного уклада"

Коррекция звукопроизношения начинается с формирования правильного артикуляционного уклада. Заинтересовать ребенка, удержать его внимание во время многократного повторения упражнений проще всего через ...

Комплекс упражнений для выработки правильного артикуляционного уклада

Комплекс упражнений для выработки правильного артикуляционного уклада...

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...