Использование игр с песком и водой при формировании сенсорных и математических представлений у дошкольников
консультация

Шек Елена Викторовна

Рекомендация игр с песком и водой, направленных на сенсорное и математическое развитие дошкольников, для организации занятий с детьми  в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр с песком и водой при формировании сенсорных и математических представлений у дошкольников в домашних условиях

Шек Елена Викторовна,

учитель-дефектолог МБДОУ № 9, г. Канск

Наступил тёплый период времени года. Всё больше времени дети проводят на свежем воздухе. Игры с водой и песком, которые можно организовать во время прогулки во дворе, на даче, на балконе, одно из самых любимых занятий дошкольников. Такие игры способствуют физическому развитию ребёнка, развивают мелкую моторику рук, разные виды восприятия, зрительно- двигательную координацию, знакомят дошкольника с окружающим миром (свойства воды, песка), снимают психическое напряжение.

Игры с песком и водой можно использовать для формирования математических представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, для закрепления навыков счета, измерений, конструирования, моделирования. Игры с песком и водой способствуют овладению математическими терминами: называние цифр, называние числа при ответе на вопрос «сколько?», обозначение количества (больше, меньше, мало, много, полный, пустой), обозначение пространственных отношений (справа, слева, далеко, близко) и т. п. Игры с песком и водой развивают познавательную активность, воспитывают самостоятельность, уверенность, помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок.

«Что спрятано в песке?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадётся. Малыш находит и достает из песка цифры (из пластика, из дерева, цифры-формочки и т. п.). Попросите его назвать все цифры, которые были найдены в песке. Ребенку предлагается выложить эти цифры на песке по порядку; поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время взрослый убирает одну или несколько цифр; можно поменять цифры местами и попросить «навести порядок».

«Угадай, какая цифра тебе попалась в руки»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки. По такому же типу можно провести игру «Угадай, какая геометрическая форма тебе попалась».

«Найди в песке нужное количество камешков» (шишек, ракушек и т. п.)

Взрослый показывает ребенку цифру и просит назвать её. Далее ему предлагается найти в песке нужное количество камешков. Обязательно задаётся вопрос: «Сколько ракушек ты достал? Почему столько?»

«Сделай цифру из песка»

Можно предложить ребенку цифры-формочки и попросить вылепить цифры из мокрого песка. Ребенку предлагается назвать цифру, которую он слепил, а рядом с ней написать эту же цифру пальчиком на песке.

Перед ребенком на песке лежат камешки. Взрослый предлагает сосчитать их и «написать» рядом нужную цифру. Для этого ребенок должен выбрать нужную цифру-формочку и вылепить цифру из песка.

«Сделаем бусы из цифр»

На песке перед ребенком нарисован полукруг. Взрослый предлагает ребенку сделать бусы из цифр. Для того чтобы бусы получились правильно, цифры надо «надевать на ниточку» только по порядку. Ребенок выкладывает цифры вдоль полукруга или лепит их из мокрого песка с помощью цифр-формочек.

«Наведи в песочнице порядок»

Перед ребенком в песочнице лежат цифры в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те цифры, которые лежат правильно, затем перевернуть те цифры, которые лежали неправильно, и назвать их. Можно предложить ребенку разложить цифры в правильном порядке и поиграть в игру «Назови соседей числа».

        

«Песочный телеграф»

Взрослый «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру  прямую линию, угол, круг, прямоугольник, треугольник и др. Ребенок, получив «сообщение», должен воспроизвести эту форму палочкой на песке. Когда ребенок освоит «чтение» и «передачу по телеграфу» информации о фигурах, можно перейти к рисованию цифр и букв.

 «Дорожка из счетных палочек»

Для игры понадобятся счетные палочки, мелкие игрушки. Взрослый указывает ребенку направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.

 «Теплая холодная»

Перед ребенком две миски с холодной и теплой водой. Взрослый вместе с ребенком опускают кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения. Инструкция: «Посмотри, что это в мисочках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода! Потрогай сам. Вынем скорей руки, а то они совсем замерзнут. А здесь какая вода? (Теплая.) Покажи, где теплая вода, а где холодная». Игру можно усложнить за счет увеличения количества емкостей до 3-4 или предложив ребенку самостоятельно на ощупь определить, где теплая, а где холодная вода: «Давай поиграем с водичкой. Я тебе завяжу глазки, а ты ручками найдешь, где теплая, а где холодная вода». 

«Узнай по вкусу»

 Перед ребенком три одинаковые чашки с кипяченой водой. Взрослый вместе с ребенком добавляет в одну из них соль, в другую сахар, в третью лимонный сок. Ребенок и взрослый пробуют воду с помощью чайных ложек и определяют, какая она на вкус (соленая, сладкая, кислая). Ребенок отворачивается, а взрослый переставляет чашки, и ребенку предлагается на вкус определить, какая вода в каждой чашке.  

   

 «Найди воду такого же цвета»

Перед ребенком стоят 3-6 стаканчиков с водой разного цвета. Ребенку предлагают найти воду определенного цвета (по названию или, соотнося с имеющимся цветом  такую же по цвету) и опустить в неё кораблик.

«Узнай по запаху»

Перед ребенком три стаканчика с водой. В один из них добавлен кофе, в другой - духи, в третий - ванилин. Можно предложить ребенку понюхать отдельно один из добавленных компонентов и найти по запаху тот стаканчик, вода в котором так же пахнет. Можно предложить ребенку самостоятельно сказать, чем пахнет вода.

«Узнай по звуку»

За ширмой взрослый производит разные действия с водой. Вода капает, льется, журчит и т. д. Ребенок должен по звуку определить, что происходит с водой. Предварительно следует провести специальную работу, в ходе которой ребенок знакомится с теми действиями, которые взрослый будет осуществлять за ширмой.

«Собери большие и маленькие камешки»

В ванночку с водой помещены большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку рукой достать камешки и сложить в миску. Усложняя игру, можно предложить складывать большие камешки в одну миску, маленькие  в другую. Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).

«Разноцветные кораблики»

Ребенку предлагается запускать в ванночке с водой разноцветные бумажные кораблики. В ходе этой игры можно закреплять знания о цвете, учить группировать кораблики с опорой на цвет. Так, ребенку можно предложить поиграть сначала только с синими корабликами, а потом  с красными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно...

Использование программы А. В. Белошистой "Математика и конструирование" в развитии математических представлений у дошкольников.

О средствах развития математических способностей и логического мышления, применяемых в программе интегративного курса "математика и конструирование  А. В. Белошистой"....

МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".

Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Мастер – класс для педагогов на тему «Использование кинетического песка для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

В данной публикации я делюсь опытом использования кинетического песка в работе с детьми, насколько это увлекательно, просто и интересно...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения, посредством использования технологии " игры с песком"

В работе с дошкольниками  использую световой стол с кварцевым песком.В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образ...