Мастер – класс для педагогов на тему «Использование кинетического песка для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
консультация по математике (младшая группа)

В данной публикации я делюсь опытом использования кинетического песка в работе с детьми, насколько это увлекательно, просто и интересно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineticheskiy_pesok.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Использование кинетического песка для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений с использованием кинетического песка.
Оборудование и материал: контейнеры с кинетическим песком; счетные палочки, разноцветные геометрические фигуры, набор цифр, бусины, небольшие игрушки – звери, набор миниатюрных фигурок.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает память, внимание, воображение, речь.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным и занимательным.
Овладение математическими представлениями лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности - в игре. И как писал К.Д. Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!» Именно поэтому мы, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, в том числе и по ФЭМП.

Песок притягивает, расслабляет, создает хорошее, спокойное настроение, дети не боятся ошибиться, можно все исправить!


В настоящее время в работе с дошкольниками широко используется «кинетический песок» - песок нового поколения. Этот инновационный материал был изобретен в Швеции в 2013 году, и довольно быстро завоевал определенную популярность. Кинетический песок на 98%, остальные 2% смеси - вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии. Кинетический песок на 100% нетоксичен и безопасен для детей-аллергиков.

Игры с песком можно использовать, как в совместной деятельности воспитанников с педагогами, так и самостоятельной, ведь кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно продолжительное время, в чем мы сейчас с вами и убедимся, уважаемые коллеги.
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!

Что ж, пришла пора поближе познакомиться с песком. А с чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия. Как? Да просто различными способами дотрагиваемся до песка.
Упражнение  «Здравствуй,  песок»
Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было? (ответы участников). Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.
Теперь можно перейти к играм.

Дидактическое упражнение: «Что где находится?»

Цель: формирование умения ориентироваться на плоскости, закрепление знаний геометрических фигур и их цвета.

    Материал: мелкие игрушки, пуговицы, камешки, цветные рамки.

    Ход игры:

1 вариант. У детей мелкие игрушки. Воспитатель предлагает поставить свою игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы.

В: Маша, где стоит твоя игрушка? (в середине)

В: слушай внимательно, куда пойдёт твой мишка – в нижний правый угол. Посмотри глазками, с кем он там встретиться? (со львёнком, молодец, покажи ему дорогу – ребёнок берёт игрушку и «идёт».

Воспитатель предлагает ребёнку самому придумать, куда пойдёт игрушка. Взрослый следит за речью ребёнка – отвечает полным ответом, правильно определяет место игрушки.

2 вариант. У детей разноцветные пуговицы или другие предметы, один ребёнок закрывает глаза, другой прячет пуговицу в песке. Когда ребёнок открывает глаза, другой ему говорит: я спрятал пуговицу в квадрате в верхнем левом углу, угадай, где спрятано? Ребёнок ищет.

     3 вариант. Воспитатель говорит: в правый нижний квадрат нужно положить все большие  пуговицы. (Все, у кого такие пуговицы, кладут их в указанное место). В нижний левый угол – все жёлтые пуговицы, в верхний левый угол – все с ушком, в верхний правый угол – все маленькие. Дальше считаем, в каком углу, сколько пуговиц, где или каких больше (меньше).

 Дидактическое упражнение:  «Ковер-самолет»

Цель: формирование умения ориентироваться на плоскости, закрепление знаний геометрических фигур и их цвета.

    Материал: геометрические фигуры, цветные рамки.

    Ход игры:

Взрослый рассказывает сказку:

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.

 Дидактическое упражнение  «Что изменилось»

Цель: закрепление порядкового счета.

Материал: мелкие игрушки

Ход игры:

В песок прячется 5 небольших игрушек или других предметов. Дети по очереди находят игрушки в песке,  выставляют на стол и показывают соответствующую цифру. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время убирает несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе, сколько осталось игрушек.

 Дидактическая игра  «Спрячь игрушку»

Цель: Совершенствование  умения определять пространственное направление.

     Материал: пуговицы, цветные рамки.

 Ход игры:

У детей разноцветные пуговицы или другие предметы, один ребёнок закрывает глаза, другой прячет пуговицу в песке. Когда ребёнок открывает глаза, ему говорят: я спрятал пуговицу в квадрат в верхнем левом углу, угадай, где спрятано? Другой ребёнок ищет.

Или воспитатель говорит: в правый нижний квадрат нужно положить все треугольные пуговицы. (Все, у кого такие пуговицы, кладут их в указанное место). В нижний левый угол – все жёлтые пуговицы, в верхний левый угол – все с ушком, в верхний правый угол – все маленькие. Дальше считаем, в каком углу, сколько пуговиц, где или каких больше (меньше).

 Дидактическое упражнение «Найди цифру»

Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие внимания. Закрепление правильного написания цифр.

Материал: двухсторонние цифры, мелкие игрушки.

     Ход игры:

В песке закопаны цифры. Ребёнок «запускает» в песок руки и ищет цифру.

Воспитатель: посмотри, какая эта цифра? Проверь, правильно ли она у тебе лежит?

(воспитатель следит, чтобы цифры лежали не в зеркальном отображении).

 Как вариант, можно предложить оживлять сказки, и вносить в них свои идеи! Начинаем рассказывать любую сказку, и время от времени задаем вопрос «Сколько?», который будет менять сюжет. Ответ нужно именно вылепить из песка в виде цифры.
Пример: жили-были… сколько поросят? Попала Маша в домик, а там жили…. сколько медведей? Белоснежка…. Сколько гномов? Шла Красная Шапочка по лесу…. сколько минут? Вылепите, уважаемые коллеги, любую из названных цифр.
Как можно заметить, некоторые вопросы просто дополняют, другие полностью меняют сюжет. Играя так, ребенок не только запомнит цифры совершенно естественно, но ещё дополнительно будет развивать фантазию и научится сочинять, лучше усвоит сюжеты любимых сказок.


Так, например, с целью получения детьми тактильного удовольствия, обучению переводу тактильных ощущений в знаки, можно использовать 

Дидактическая игра «Песочный телеграф»

Цель: обучению переводу тактильных ощущений в знаки, закрепление знаний геометрических фигур.

Материал: палочка
Ход игры: 

Участники выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего участника геометрическую фигуру - прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом - нарисовать фигуру пальцем на спине соседа.
Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.
Когда дети освоят «чтение» и «передачу по телеграфу» информации о фигурах, можно перейти к рисованию цифр.
Уважаемые участники, мы приготовили для вас «Чудесные мешочки», а в них…. давайте посмотрим, что там лежит? Участники по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы: - Что за геометрическая фигура у тебя в руке? Подумайте, что вы можете дорисовать к вашей фигуре и нарисуйте это изображение на песке. Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру».

Уважаемые коллеги, это только часть игр математического содержания, в которые можно играть с детьми.


Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Игрушек маленьких набор,
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.

Уважаемые педагоги, благодарим вас за внимание, и желаю вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.    Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников Одной из наиболее важны...

Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....

План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...

План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Мастер-класс: "Использование кинетического песка для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольников"

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений с использованием кинетического песка.Оборудование и материал: контейнеры с кинетическим песк...

Перспективное планирование по самообразованию педагога по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Перспективное планирование по самообразованию педагога по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...