Картотека бесед по ПДД
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Козырева Людмила Геннадьевна

Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_po_pdd.docx225.45 КБ

Предварительный просмотр:

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614798088_7-p-fon-dlya-pdd-7.jpgМБОУ Игримская СОШ №1 структурное подразделение

детский сад «Звёздочка»

Подготовила: воспитатель

Козырева Людмила Геннадьевна

Карточка №1 «Знакомство с улицей».

Цель: Познакомить детей с улицей её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой стороне; переходить улицу только по «зебре» или на перекрёстке по зелёному сигналу светофора.

Приходит Незнайка.

Здравствуйте ребята! Я тут недавно был в школе пешеходных наук и мне много рассказывали про улицы и дороги, но я не всё понял. Помогите мне разобраться!

Ребята, что такое улица? Понятно, это дорога, вдоль которой стоят дома.

Кого называют пешеходом? Значит, это люди, которые ходят пешком.

А кто такие пассажиры? Это люди, которые едут в транспорте.

А где по улице движется транспорт? Это значит по дороге, которая называется проезжая часть?

А по какой части улицы должен ходить пешеход? Надо запомнить, что пешеходы должны ходить по тротуару.

А по какой стороне они должны идти? Значит по правой, чтобы не мешать другим пешеходам.

Где пешеход должен переходить улицу? По подземным и пешеходным переходам. Значит, полосатая дорога и есть пешеходный переход. Её ещё называют «зеброй».

Ребята, мне загадали загадку, только я не знаю что это.

Днём и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три цвета у меня.

Как зовут меня друзья?

А что обозначают сигналы светофора?

Ой как много мне надо запомнить!

Красный свет - стоять приказ.

Жёлтый свет мигнёт народу - приготовьтесь к переходу!

А зелёный загорится - путь свободен.

Светофор обращается ко мне и к машине одновременно, но совсем разными словами. В тот момент, когда он говорит тебе: «Иди!», машинам он приказывает: «Стойте!» А когда он машинам разрешает ехать, в ту же секунду он предупреждает тебя: «Стой!»

Вот теперь я всё понял! Спасибо вам ребята! Я постараюсь быть примерным пешеходом. Ну, мне пора. До скорой встречи!

Карточка №2 Улица (продолжение беседы)

Дорогу, которая проходит по городу или населённому пункту, называют улицей. Она имеет проезжую часть, по которой движутся автомобили. Иногда проезжая часть разделяется полосой зелёных насаждений - бульваром на две части, две полосы движения.

По краям проезжей части тянуться полоски, покрытые асфальтом, - это тротуары. По ним движутся пешеходы. Тротуар немного возвышается над проезжей частью; делается это для того, чтобы чётко определить границу между проезжей частью и тротуаром.

На некоторых улицах, где особенно много пешеходов, тротуар отгораживают от проезжей части металлическими ограждениями - они предупреждают неожиданный выход пешеходов на проезжую часть, что очень опасно. Никто из пешеходов не имеет право перелезать через ограду.

Улицы, по проезжей части которых машины идут в двух направлениях: по одной стороне в одном, а по другой - в обратном, называются улицами с двусторонним движением. Улицы, где движение происходит в одном направлении, называют улицами с односторонним движением.

Есть улицы, которые идут параллельно друг другу, а есть улицы, которые пересекаются. Место их пересечения называется перекрёстком.

• Что такое улица?

• Где должен идти пешеход?

• Можно ли перелазить через металлические ограждения тротуара, чтобы перейти улицу?

• В каком направлении движутся машины по улице с двусторонним движением?

• Как называется место пересечения улиц?

Карточка №3 «Мы - пешеходы».

Цель: дать детям понятие «пешеход», познакомить с правилами пешеходов.

Всех людей, которые передвигаются вдоль улицы пешком (к ним же приравниваются лица, ведущие велосипед, называют пешеходами.

Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое - то время пополняют великую армию пешеходов. На протяжении многих веков пешеходы были предоставлены сами себе, о безопасности движения пешеходов, установить правила движения для них. Сейчас они введены во всех странах мира, каждый пешеход от мала до велика, обязан их знать. Повторите с детьми.

Основные правила для пешеходов.

• Пешеходы должны двигаться вдоль проезжей части по тротуарам или пешеходным дорожкам.

• Идти только по правой стороне тротуара.

• Если вы встретили знакомого, то для того, чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

• Если вы идёте со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.

• Когда ждёшь перехода, никогда не стой на краю тротуара.

• Переходить улицу нужно в местах, где есть пешеходная дорожка.

• Переходить дорогу нужно на зелёный свет светофора, только после того, когда убедился, что машины успели затормозить и остановиться.

• Не переходить проезжую часть улицы наискосок, а только строго прямо.

• Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.

• Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.

• Двигаясь по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, не придерживаясь правой стороны.

• Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах - остановках.

• Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

• Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней.

• Нельзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или из-за кустов.

• Нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом.

• Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

• Как называют людей, идущих вдоль улицы?

• Для кого предназначен тротуар?

• По какой стороне тротуара можно идти? Почему?

• Где пешеходы обязаны переходить улицу наискосок?

• Где нужно ожидать маршрутный транспорт?

• Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

• Почему нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней?

Карточка №4 «Мы и транспорт».

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Транспорт», дать понятие об основных правилах пассажиров

Слово «транспорт» ввёл в русский язык царь Пётр Первый. Когда он составлял в 1720 году первый российский Морской устав (правила для военных моряков, то назвал «транспортами» корабли для перевозки грузов. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. А немцы давным-давно взяли его из латинского, на котором разговаривали древние римляне. Оно означало - «переносить», «перемещать». Слово быстро прижилось у нас, его уже никто не считает чужим. Правда, значение его со временем изменилось. Транспортом мы теперь называем не только грузовые корабли, но и другую технику для перевозки грузов и пассажиров.

Транспорт бывает водный, воздушный, наземный (железнодорожный, автомобильный). Легковые машины, автобусы, грузовики мы каждый день видим на улицах. И не просто видим - мы переходим через дороги, по которым они мчатся, ездим в них. Когда люди едут в транспорте - они называются пассажирами. Повторите с детьми.

Основные правила для пассажиров.

• Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах - остановках.

• Когда ждёшь транспорт не стой на самом краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колесо.

• Входить в общественный транспорт и выходить из передней.

• Во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель.

• Войдя, не забывай о тех, кто идёт после тебя, веди себя корректно и спокойно.

• Если ты сидишь - уступи место человеку старше тебя. Мальчики всегда уступают место девочкам.

• Не забывай, что вокруг тебя стоят и сидят пассажиры. Не кричи, разговаривая с другом, не хохочи громко, не размахивай руками, не вставай на сиденье ногами, не жуй мороженое или пирожки - ты можешь запачкать окружающих.

• Во время движения не вставай с места и не передвигайся по салону автобуса. При резком повороте или внезапной остановке можно упасть и удариться.

• Не высовывай голову или руку из окна. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьёзную травму.

• Нельзя разговаривать и отвлекать водителя во время движения.

• Выйдя из автобуса, нужно дойти до пешеходного перехода и только там переходить улицу.

Спросите у детей:

• Какие виды транспорта ты знаешь?

• Почему нельзя стоять на краю тротуара, когда, ожидаешь транспорт?

• Где ожидают маршрутный транспорт?

• Можно ли разговаривать с водителем во время движения?

• Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет?

• Почему нельзя становиться ногами на сиденье?

• Можно ли в автобусе громко разговаривать, кричать, махать руками, есть мороженое?

• Можно ли высовываться в окно или выставлять руку?

• Можно ли трогать двери автобуса во время движения?

Карточка № 5 «Правила поведения при сезонных изменениях погоды».

Внимание! Наступила зима…

Выпал снег и всё вокруг изменилось. И деревья, и дома, и дороги. Все радуются приходу зимы. Можно поиграть в снежки, слепить снежную бабу, покататься на санках и лыжах.

Мороз и солнце - день чудесный! Но.

• Зимой существует опасность получить травму во время гололёда. Поэтому ступать нужно на всю стопу, идя мелкими шагами, не торопясь, ноги слегка расслабить в коленях.

• Дороги стали скользкими, нужно быть осторожными при их переходе - можно упасть.

• Водителю трудно остановить машину, а при резком торможении её может занести на тротуар.

• Когда идёт снег поднятые воротники, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник - всё это сковывают движение и мешают пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.

• Стёкла машин залеплены снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.

• Не играй в снежки на тротуарах и проезжей части улицы, дорогах.

• Не катайся на санках, лыжах и коньках на тротуарах, около дороги или на ней.

• Не цепляйся за бампер проезжающей мимо машины. От вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

• Какие меры предосторожности надо соблюдать при гололёде?

• Почему водителю трудно остановить машину?

• Где нужно играть, кататься на лыжах и санках?

• Почему нельзя цепляться за бампер машины?

Карточка №6 «Правила поведения при сезонных изменениях погоды».

В пасмурный дождливый день

повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина.

Во время дождя надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. А машине трудно затормозить.

Когда идёт дождь поток воды по стеклу машины, забрызганные стёкла грязью ухудшают видимость, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник - всё это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.

Надо быть очень осторожным!

Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу!

• Почему надо быть особенно осторожным, переходя дорогу в дождь?

• Почему в дождливую погоду водителю плохо видно дорогу и светофор?

• Почему в дождливую погоду водителю трудно затормозить?

• Что мешает пешеходам осматривать дорогу во время дождя?

Карточка №7 «Перекрёсток».

Цель: дать детям понятие «перекрёсток», регулируемый и нерегулируемый перекрёсток.

Перекрёсток - место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрёстки бывают: четырёхсторонние (крестообразные и Х- образные, трёхсторонние (Т - образные и У - образные, многосторонние (от которых отходит более 4-х улиц)

Каждый перекрёсток имеет свои границы; чтобы определить их, необходимо мысленно соединить углы домов, выходящих на перекрёсток. Часть улицы, расположенной между двумя перекрёстками, называется кварталом.

Перекрёсток, который занимает большую территорию и где пересекаются или берут начало несколько улиц, называется площадью.

Перекрёстки бывают регулируемые и нерегулируемые, то есть со светом и без него.

В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка - стой. Загорелся идущий зелёный человечек - иди.

Нерегулируемые перекрёстки надо переходить под знаком «пешеходный переход» по «зебре», по подземному (наземному) пешеходному переходу.

Если на перекрёстке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД - регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подаёт команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрёстке, он - самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

Спросите у детей:

• Как называется место, где пересекаются улицы?

• Как называется место, где пересекаются и берут начало несколько улиц?

• Какие бывают перекрёстки?

• Как переходить регулируемый перекрёсток?

• Как переходить нерегулируемый перекрёсток?

• Кто руководит нерегулируемым перекрёстком?

• На светофоре горит зелёный свет, а регулировщик запрещает переход. Как ты поступишь?

Карточка №8 «Светофор».

Цель: дать детям понятие «светофор», для чего он нужен и как им пользоваться

Светофор - лучший друг перехода. С его помощью дорогу переходить гораздо легче и безопаснее. О том, что означают сигналы светофоры, кратко и понятно написал поэт Сергей Михалков:

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Жёлтый свет - предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Бывают светофоры и с одним «глазом» - жёлты. Обычно он постоянно мигает. Ставят такие светофоры на тех улицах, где нет очень сильного движения транспорта. Этот светофор предупреждает водителей - здесь пешеходы могут переходить улицу. Правда, сам пешеход должен быть на это переходе вдвойне осторожен - всякие у на бывают водители, и не каждый снижает скорость перед таким светофором.

В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка - стой. Загорелся идущий зелёный человечек - иди.

Если на перекрёстке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД - регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подаёт команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрёстке, он - самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

• Как называется прибор, регулирующий движение на улице?

• О чём говорит кранный сигнал светофора? Жёлтый? Зелёный?

• Чем опасна дорога, где стоит светофор с одни (жёлтым) «глазом»?

• Что вы знаете о специальном светофоре для пешеходов?

• Кто регулирует движение, если светофор не работает?

Карточка №9 «Пора не пора - не ходи со двора».

Цель: Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.

Приходит Незнайка.

Здравствуйте ребята! А вы любите играть в прятки? А кто не любит? А водить нравится?

Нравится или не нравится, водить приходится всем. А что вы говорите, прежде чем открыть глаза и отправиться на поиски?

Наверное, вы говорите так: пора не пора - иду со двора. Это такая присказка. Сказал, обернулся, огляделся по сторонам и пошёл искать.

А вот я недавно был в школе пешеходов там, у ребят присказка другая: пора не пора – не ходи со двора! Если ты играешь в прятки, прячься только во дворе!

Если ты катаешься на самокате, не выезжай на улицу!

Если сел на велосипед. Тут и разговаривать не о чем: пока не подрастёшь, правила строго-настрого запрещают ездить по улице на велосипеде.

Отчего такие строгости? Оттого, что на улице много машин, и все они ездят быстро.

А во дворе машины появляются нечасто и едут не торопясь. Так сказано в правилах для водителей: в проездах между домами, во дворах, где играют дети, вести машины нужно медленно и очень аккуратно.

Вы запомнили присказку?

Правильно: пора не пора - не ходи со двора! А почему?

Ну, молодцы, всё запомнили! Значит, мне пора. До скорой встречи!

Карточка №10 «Посмотри налево, посмотри направо».

Цель: Закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу.

Приходит в гости Незнайка.

- Здравствуйте ребята! Я недавно был в школе пешеходов и много нового узнал и хочу с вами поделиться.

Кто знает, где надо переходить дорогу?

Правильно, по пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски «зебра», или по подземному переходу. Но есть и тихие-тихие улицы, а тем более переулки или, может быть, дороги, по которым проезжает одна машина в час. И нет там ни полосок на мостовой, ни подземных лестниц. … Если вы думаете, что здесь можно разгуливать, где попало, то ошибаешься. Какую бы улицу ты ни переходил, не спеши ступать на мостовую. Дорога должна быть хорошо и далеко видна. Справа и слева. А то, не ровен час, выскочит из-за поворота автомобиль!

Не сходя с тротуара, посмотри налево: не приближаются ли машины. И обязательно подожди, пока все они проедут.

Но почему налево? Да по той простой причине, что с этой стороны и едут машины.

Внимательно посмотрел? Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Дойдёшь до середины улицы - остановись. И опять посмотри внимательно, на этот раз направо: оттуда идёт встречный поток машин. Вначале - посмотри налево. Посреди дороги - посмотри направо.

Вы запомнили, как надо переходить? В какую сторону сначала надо посмотреть? А потом в какую?

Молодцы, хорошо запоминаете!

А если приближается машина? Не пытайся перебегать дорогу - не успеешь. Как ни беги, автомобиль едет быстрее. Подожди, пока он проедет мимо.

Но где ждать, если ты на самой середине улицы? Там и жди. Прямо на белой черте, которая делит мостовую на две части. А на переходах через широкие улицы часто рисуют белой краской островок. Здесь ты в полной безопасности. Это место так и называют: островок безопасности. Посмотрите. (Показать картинку)

Вы запомнили, как называется место, где можно переждать пока проедут машины?

Молодцы, ребята! Хорошо запоминаете! Но мне уже пора. Пойду другим ребятам расскажу. До скорой встречи!

Карточка №11 «Безопасность на дорогах»

Цель: напомнить детям о правилах поведения на дорогах.

Приходит Незнайка.

Здравствуйте ребята! А я сегодня успел побывать в школе пешеходных наук. Мне там рассказали, что надо делать, чтобы сохранить свою жизнь на дорогах. А вы знаете?

Правильно, надо соблюдать правила дорожного движения. Давайте их все вспомним.

Правило №1. Где можно переходить дорогу?

Правильно, переходить дорогу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «пешеходный переход». Вот посмотрите (показывает знак). Ребята, а знаете какой самый безопасный переход? Это - подземный. Он обозначается вот так (показывает знак).

Правило №2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. А сигналы светофора вы знаете? Правильно. «Красный человечек» означает: «стойте!», а «зелёный человечек» означает: «идите!»

Правило№3. Нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин.

Правило №4. Переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам. Куда мы сначала посмотрим? Да, сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Правило №5. Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов. Это понимают даже бездомные собаки, которые не знают правил дорожного движения. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. Ребята, а почему нельзя выбегать на дорогу? А на дороге играть можно? Почему? Правильно.

Это правило №6. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. Ребята, если ваши родители забыли с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можете им напомнить, что:

Автобус и троллейбус на остановке надо обходить только сзади, а трамвай можно обходить только спереди. Договорились?

Вот молодцы ребята! Все правила помните. Это здорово! Только вот мне уже пора. Пойду к другим ребятам напомню правила. До скорой встречи!

Карточка №12 «Правила поведения в транспорте»

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.

Приходит Незнайка.

Здравствуйте, ребята! Когда я ехал к вам в садик на автобусе, то увидел мальчика, который кричал и сорил в автобусе. Разве так можно себя вести в транспорте?

Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте!

Как надо стоять на остановке когда ждёшь транспорт?

Правильно, на остановке не балуются. Когда приедет автобус посмотри на номер автобуса, прежде чем в него войти. И сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам. Не задерживайся в дверях проходи в середину салона. Не толкай других пассажиров и не наступай на ноги. И надо быть осторожным при закрытии дверей.

А что дальше делают в транспорте?

Правильно, оплачиваем проезд или предъявляем проездной билет. И сохраняем его до конца проезда!

А если в транспорт вошла бабушка, что нужно сделать? Правильно, уступить место старшим. Надо помогать пожилым пассажирам. Не скандаль и не капризничай в транспорте. И не разговаривай громко - ты мешаешь другим. Если тебя о чём-то спросили, отвечай вежливо. Уважай других пассажиров!

А с мороженым можно заходить в транспорт? Почему? А сорить можно? А в окно бросать мусор? Почему?

Ребята, мне говорили, что высовываться в окно очень опасно! Почему?

Ребята, а если кто-то хулиганит в транспорте, что надо делать?

Надо сообщить водителю. А если тебя обижают, привлеки внимание взрослых.

Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне сегодня много непонятного объяснили. Я теперь буду примерным пассажиром! Мне пора. До скорой встречи!

Карточка №13 «Регулировщик»

Цель: познакомить детей с профессией милиционера - регулировщика и работой ГАИ.

Приходит Незнайка.

Здравствуйте ребята! Я вчера был в школе пешеходных наук. Там мне рассказали, что есть люди, которые следят за тем, чтобы все выполняли правила дорожного движения. Это особые подразделения работников милиции - людей зорких и внимательных. А называется это подразделение государственная автомобильная инспекция - ГАИ. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей. Вот он, самый главный человек на дороге, - милиционер инспектор - регулировщик. (Показывает картинку) Посмотрите, как он одет. Даже костюм помогает ему регулировать движение. Непромокаемая куртка. Защитный шлем. Полосатый пояс. Полосатые нарукавники. Всё - полосатое. Полоски непростые: в темноте они светятся. Это для того, чтобы водители и ночью видели инспектора. А ещё у него есть радиотелефон, чтобы разговаривать с другими автоинспекторами, машинами ГАИ. В руках у регулировщика жезл, короткая в чёрно-белую полоску палочка. Когда инспектор - регулировщик встал в положение «смирно», а потом быстро поднял руку с жезлом вверх, это означает: «Внимание! Входить на перекрёсток запрещено. Надо дождаться моего разрешения». Приказ регулировщика обязателен для всех. А если ты уже вступил на мостовую, возвращайся обратно на тротуар или добирайся до «островка безопасности» - куда ближе. Там и жди разрешения регулировщика. Если же ты уже прошёл середину улицы, тогда скорее добирайся до тротуара. Когда регулировщик поднимает правую руку вверх, надо делать то, что делают все при жёлтом сигнале светофора – приготовиться. Нам идти можно только тогда, когда регулировщик встанет к нам грудью или спиной с вытянутыми вперёд или в стороны руками.

Труд этот тяжёлый. Но он нужен всем. Надо уважать регулировщика - командира перекрёстка, следить за его приказами, аккуратно и точно их выполнять. Тогда на улицах не будет несчастных случаев.

Вот посмотрите, у милиционеров есть специальная машина, которая всё видит и слышит. Для того чтобы всё видеть и слышать у неё есть самые разные приспособления: радиостанция, громкоговоритель, фара - искатель … Команде машины ГАИ должны подчинятся все водители и пешеходы. Запомнили? Молодцы!

Карточка №14 «Безопасная улица»

Цели: Расширять у детей представления об улицах города; закрепить знания детей о правилах дорожного движения и назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение»; дополнить представления детей о движении машин на улице; познакомить с тем какой бывает транспорт (пассажирский, грузовой, легковые машины, машины специального назначения); расширить представления детей о правилах поведения в общественном транспорте.

Материал: макет микрорайона, дорожные знаки, светофор, машины, напольный макет, картинки с изображением дороги, по которой движутся машины, картинки с изображением разного транспорта.

Ход беседы

Воспитатель загадывает детям загадку.

В два ряда дома стоят -

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(Улица)

- Давайте подойдём к нашему макету. Ребята, что вы видите на нашем макете?

- Из каких частей состоит улица?

- Что такое тротуар?

- Что такое проезжая часть?

- Посмотрите, недалеко от нашего детского сада находится дорога (проезжая часть). Почему дорога делится сплошной или прерывистой белой линией?

- А какой транспорт передвигается по этой дороге? Сейчас мы посмотрим, кто из вас лучше знает, какой бывает транспорт.

Карточка 15 «Где можно играть?»

Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге). Объяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах. Обозначить места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.

Словарь: опасность, дисциплина.

Ход беседы: Правил дорожных

На свете немало.

Все бы их выучить

Нам не мешало,

Но основное из

Правил движения

Знать, как таблицу

Должны умножения.

На мостовой - не играть,

Не кататься,

Если здоровым ты хочешь остаться!

Игровое упражнение «Самокат»

Самокат! Самокат!

Самокат, очень рад!

Сам качу, сам качу

Самокат, куда хочу! (одну ногу дети сгибают в колене, слегка пружиня, другой ногой они имитируют движения отталкивания, как при езде на самокате, при этом нога как бы скользит, но не касается пола).

Воспитатель напоминает ребятам, что играть на мостовой очень опасно. Кататься на коньках нужно только на катках; на лыжах и санках - в парках, в скверах, на стадионах; на велосипеде и самокатах - только в специально отведенных для этого местах. Выезд на велосипедах и на самокатах на улице строго запрошен. Играть следует на спортивных площадках и стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы или дороги - это мешает пешеходам и движению транспорта.

Физкультминутка «Автомобили»: 

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть. (Ходьба на месте, с продвижением вперед на полусогнутых ногах, согнутыми руками делается движение вперед- назад). (Звучит песня, «Играть на дороге опасно», сл. В. Мурзина; муз. С. Миролюбова).

Подвижная игра «Пешеходы и автомобили»

Дети делятся на две - группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» дают табличку с картинкой вида транспорта: велосипед, автомобиль, мотоцикл и т. д. Пешеходам даются таблички - «ребенок», «пешеход». Команда «Движение!» для тех. у кого табличка с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду. По команде «Движение!» дети поднимают вверх таблички с картинками «автомобиль», «мотоцикл» и т. д. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают штрафные очки. Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз). Далее организовывают уличное движение. Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем дети меняются ролями. Разбираются ошибки, и игра продолжается.

Задание и вопросы:

1. Где можно кататься на самокатах и детских велосипедах?

2. Где безопасней играть в футбол и другие спортивные игры?

3. Почему нельзя играть на мостовой?

4. Расскажи где можно играть?

5. Расскажи, где нельзя играть и почему?

Карточка 16 «Зачем нужны дорожные знаки»

Цель: Закреплять у детей представление о дорожных знаках их назначении и названиях. Закреплять знание правил дорожного движения.

Материал: Демонстрационный материал «Дорожные знаки», игрушки: машины, коляска с куклой, макет светофора, полотно «зебра».

Ход беседы:

Воспитатель обращает внимание детей на письмо от Незнайки. Зачитывает его «Мне опять нужна ваша помощь, когда я гулял по улице Колокольчиков, то убрал все дорожные знаки, я думал, что они только мешают всем и теперь на этой улице постоянно случаются аварии, помогите мне расставить их обратно и расскажите, как называются эти знаки. Картинки я вам тоже выслал.

Дети рассматривают дорожные знаки, уточняют их названия.

Воспитатель зачитывает стихотворение О. Бедарева «Если бы…»

Идет по улице один довольно странный гражданин. Ему дают благой совет: на светофоре красный свет.

Для пешехода нет пути, сейчас никак нельзя идти!

- Мне наплевать на красный свет! - промолвил гражданин в ответ.

 Он через улицу идет не там, где надпись “переход”,

Бросая грубо на ходу: - Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза: разиня впереди.

- Нажми скорей на тормоза, разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофер: - Мне наплевать на светофор!

И как попало, ездить стал? Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ездил, как хотел? Ходил бы каждый как умел?

Да!.. там, где улица была, где ты ходить привык,

Невероятные дела произошли бы вмиг.

- Что произошло бы, если люди и машины перестали выполнять сигналы светофора?

- Что случилось, если бы исчезли дорожные знаки: Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Место стоянки автобуса», «»Стоянка разрешена».

Моделирование дорожных ситуаций при отсутствии дорожных знаков (с игрушками)

Воспитатель зачитывает окончание стихотворения:

Сигналы, крики каждый миг! Машина едет на трамвай,

Трамвай наехал на машину, машина врезалась в витрину!

Все понеслось бы вкривь и вкось, прохожим скрыться бы пришлось.

Ты у окна сидишь, тоскуя, из дому выйти не рискуя.

И в школу лезешь по карнизу, что б только не спускаться книзу.

А в магазин идешь по крыше, здесь безопаснее и тише.

Но нет! Стоит на мостовой регулировщик-постовой!

Висит трехглазый светофор, и знает правила шофер!

- Ребята напишем письмо Незнайке и объясним ему, как называются знаки, которые он убрал, а друзья Винтик и Шпунтик помогут ему расставить их обратно.

Карточка 17 «Правила пешехода»

Цели: Расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания о следующих понятиях: «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

Материал: дорожные знаки: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; д/игра «Играй да смекай», жезл инспектора ГИБДД.

Ход беседы:

 - Ребята, недавно мы с вами говорили о том, что выходя на улицу, отправляясь в гости, или какую-нибудь поездку, все мы должны соблюдать правила пешехода и водителя. Сегодня я хочу посмотреть хорошо ли вы запомнили эти правила. А поможет мне в этом жезл инспектора ГИБДД!

Д/игра «Весёлый жезл»

Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Оборудование: жезл инспектора ГИБДД

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает правила игры.

Воспитатель: Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится. (За каждый правильный ответ команда получает фишку, в конце игры фишки подсчитываются)

Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети:

 - Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора.

 - Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта.

 - Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых.

 - Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

 Примечание: можно усложнить игру, если ограничить время: игрок должен дать ответ в течение 30 сек. (ориентироваться по песочным часам).

 - Молодцы ребята, вы хорошо запомнили правила.

 - Ребята, а о чём говорят нам разные дорожные знаки, вы тоже знаете? Тогда скажите, какой знак ставится на дороге, если опасный промежуток дороги и нет пешеходного перехода? («Пешеходное движение запрещено»).

Давайте поиграем в игру и посмотрим, хорошо ли вы знаете другие дорожные знаки.
Д/игра «Играй да смекай!»

Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

Оборудование: таблицы с изображением дорожных знаков («Дети», «Дорожные работы», «Подземный переход», «Велосипедное движение запрещено», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи») и пустые карточки.

Ход игры:

Перед детьми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)

Здесь дорожные работы-

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)

Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»

У него два колеса и седло на раме

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено»)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»)

Я не мыл в дороге рук,

Поел Фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

- Молодцы ребята! Вы хорошо запомнили дорожные знаки. Надеюсь, что все ваши знания помогут вам в нашей следующей игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...